Воспитывать чувство гордости за свою страну, открывшую дорогу в космос.
Воспитывать партнерские взаимоотношения между детьми.
Оборудование и материал:
Иллюстрации на тему космос планеты Земля, Венера, Марс и др.
Листы с готовым Граттажом (по количеству детей)
Шпажки (палочки)
Презентация «Космос»
Шкатулка сюрприз
Три письма от героев
Мини карточки с планетами
Ноутбук
Флеш носитель
Экран и проектор
Ход непрерывной образовательной деятельности.
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята! Нам сегодня в детский сад пришло необычное послание от жителей планеты Венера. Они просят нас о помощи, т.к на их планету упал метеорит.
Воспитатель зачитывает письмо:
Жители планета Земля! На нашу планету Венера, упал метеорит. Помогите нам избавиться от него, а то наша планета погибнет. Спасите нас!
Ребята! Вы хотели бы помочь жителям Венеры?
(ответы детей)
Тогда нам нужно с вами отправиться в космос. А на чём можно полететь туда?
(Ответы детей)
Правильно, на ракете или на космическом корабле. А что же такое космос?
(Ответы детей)
Я хочу показать вам, презентацию о космосе. (Презентация «Космос»)
- Посмотрите, у нас есть построенный из стульчиков космический корабль. Надо дать ему название. Вспомните ребята, первый человек, который вылетел в космос на ракете, как было название ракеты?
Дети – Восток
- А кто первый вылетел в космос?
Дети – Юрий Гагарин!
- А откуда стартовала его ракета?
Дети – С космодрома Байконур.
Ребята! Вы гордитесь за нашего космонавта?
(ответы детей)
Основная часть.
- Как много вы знаете. Ну что же, предлагаю отправиться, в путешествие. На каждом, космическом корабле есть капитан. Ребята вы мне разрешите быть сегодня вашим капитаном? Давайте подготовимся к полету, не сможем же мы полететь в космос вот так, в платьях и шортах. Что для этого нам надо?
Дети - Скафандр.
- Конечно нам надо одеть скафандр. (имитируем движения надевания скафандра)
- Членов экипажа прошу занять удобное положение в креслах, пристегнуть ремни. Наш космический корабль «Восток» готов к старту. (Дети подходят к постройке, сооружённой, из стульев. Вокруг иллюстрации на тему космоса).
- Чтобы стартовать, нам надо начать отсчет. Как будем считать?
Дети – В обратном порядке от 10 до 0.
- Мы оторвались от Земли. Обычно в такие минуты космонавтам приходится нелегко. Из за сильного притяжения, во время взлета, их вдавливает в кресло. Они испытывают перегрузку. Посмотрите в иллюминаторы – сколько звёзд! (видео на экране). Ребята, а что за шар голубого цвета остался позади нас? Эта наша планета Земля. Как необычно она выглядит. Давайте сфотографируем нашу голубую планету.
- Внимание! Приближаемся к Меркурию. Это первая планета от Солнца в Солнечной системе (показывает иллюстрации). Эта планета напоминает горную страну. На поверхности много ям и углублений. Как вы думаете почему?
Дети - От столкновения планеты с метеоритами.
- Близко к Меркурию подлететь нельзя - он расположен слишком близко к Солнцу. Поверхность планеты изучают автоматические межпланетные станции, которые запускают с Земли.
- Внимание! На горизонте появилась следующая планета (показ иллюстрации.) Что же это за планета? (высказывание детей). Давайте выйдем в космическое пространство из нашей ракеты и подлетим поближе к планете, чтоб ее рассмотреть (дети изображают невесомость, подходят к доске с изображением планеты Венера). – Посмотрите, какая она необычная. Сфотографируем планету на память. Ой, ребята смотрите, а здесь письмо (обратить внимание детей на письмо). Что же там написано?
«Это планета Венера – «сестра» Земли. Здесь очень часто бушуют бури и грозы. Она укутана облаками из углекислого газа. Планета покрыта трещинами, глубоко внизу светятся раскалённые камни». А ещё Венера часто принимает удары метеоритов.
- Как вы думаете, кто нам мог оставить это письмо? (предположение детей)
Правильно это письмо нам оставили Венерианцы! Они и просили у нас помощи! А какую помощь мы должны оказать жителям этой планеты?
(Ответы детей)
Правильно убрать большой метеорит.
А для этого нужно отгадать загадки о космосе. Чем больше мы с вами отгадаем, тем быстрее метеорит рассыплется на мелкие осколки.
Ну что готовы отгадать загадки?
Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной…
(Комета)
Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический…
(Метеорит)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам…(Луна)
Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется…
(Земля)
Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает.
(Солнце)
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.
(Космос)
Желтая тарелка на небе висит.
Желтая тарелка всем тепло дарит.
(Солнце)
По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
(Звезды)
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
(Космонавт)
Космонавт, проверив трос,
Что-то надевает,
Та одежда припасет
И тепло, и кислород.
(Скафандр)
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный…
(телескоп)
Ребята! Какие вы молодцы, посмотрите, метеорит рассыпался и жители планеты Венера снова в безопасности! Вы рады, что им помогли?
(Ответы детей)
- Давайте вернемся обратно в нашу ракету и продолжим путешествие. По космическому пространству можно путешествовать очень долго. Здесь много интересного и необыкновенного. Если вы в иллюминаторе увидите зелёную планету – это Уран, красную – Марс; вокруг Сатурна обязательно будут кольца, они состоят изо льда и камней, быстро вращающихся вокруг планеты. Самая маленькая и лёгкая планета – это Плутон. Не забывайте фотографировать.
Ребята, космонавты много времени проводят в космосе в состоянии невесомости. По возвращению на родную планету, чтоб восстановить силы, потраченные в космическом корабле, им приходится много делать физических упражнений. Давайте и мы с вами сделаем упражнения, чтоб восстановить силы
Только физминутка у нас будет необычная, а космическая. Нам прислали её жители Венеры.
Физминутка «Космическая». (Видео слайд с музыкой.)
Путешествуя, каждый из нас сделал много снимков и фотографий. Сейчас посмотрим, что у нас получилось.
Дидактическая игра «Космос».
Дети из фотографий (планеты, звёзды, космических кораблей и др.) создают интересные сюжетные комбинации, складывают единую космическую картину.
- Молодцы ребята. А сейчас предлагаю вам нарисовать планеты, которые мы видели в космосе. Но листы у нас черные, на что похожи?
Дети – На космос.
- А как же мы будем рисовать на черном листе, красок у нас нет, да и карандаш по чёрному, не рисует, а есть только палочки (дети делают заключение, что будут рисовать палочками, выцарапывая на черном фоне)
- Чтобы наш рисунок стал наиболее правдоподобным, воспитатель знакомит детей с интересной нетрадиционной техникой рисования «граттаж». Интересно? Хотите попробовать?
Воспитатель показывает приёмы рисования в данной технике. На заранее подготовленных листах. Дети рисуют, с помощью палочек. По окончанию воспитатель проводит анализ работ, обсуждения, какие планеты получились.
Рефлексия.
- Замечательные картины получились у нас. Ребята посмотрите, а что здесь за шкатулка стоит (обращаю внимание детей на шкатулку в рисунках на космическую тему). Давайте посмотрим (дети открывают и находят письмо). Ребята давайте прочтём, что там написано.
«Здравствуйте ребята. Мы, отряд космонавтов, наблюдали за вашим путешествием, в котором вы увидели много интересного. Хотим угостить вас космическим угощением, но для этого вам надо ответить на несколько вопросов:
- Где вы сегодня побывали?
- На чем вы отправились в космическое путешествие?
- Какая планета напоминает горную страну? (Меркурий)
- Как называется планета, которую зовут сестрой Земли? (Венера)
- Что и чем вы сегодня рисовали?
- Как называется техника, которую вы использовали сегодня для рисования? (граттаж)
- Что вам сегодня больше всего понравилось?»
Дети отвечают на вопросы, после воспитатель передает им угощение от космонавтов.