Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия : "Что делать если тебя дразнят"»
21.11 «Я,ТЫ,МЫ» Почему нельзя дразниться.
Цель: Воспитывать правила поведения в группе сверстников.
Задачи:
1. Научить детей способам поведения в ситуациях, когда их дразнят ребята;
2. Показать истинные причины, почему другие дети дразнятся;
3. Воспитывать ребенка быть дружелюбным, чутким, отзывчивым, справедливым;
4. Формировать понимание того, что дружеские отношения сверстников к нему зависят от того, как ребенок обращается с другими;
5. Учить понимать значение слова «друзья»;
6. Учить ценить дружбу.
Наглядный дидактический материал и оборудование:
План занятия:
1. Приветствие. Наш ритуал дружбы.
2. Беседа "Почему дразнят ребята".
3. Физминутка «Повтори».
4. Мультфильм «Плохая игра».
5. Беседа «Что делать, если тебя дразнят ребята».
6. Игра "Дразнимся овощами".
7. Подведение итогов. Беседа «Что тебе может помочь».
Ход занятия:
Педагог приветствует детей, предлагает встать в круг и вспомнить ритуал дружбы.
Наш ритуал «Круг друзей».
Стоя или сидя по кругу, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.
«Речевка».
«Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботится, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!» (Обняться).
Беседа "Почему дразнят ребята".
Педагог: Очень это неприятно, когда дразнят. Пальцами тычут, говорят гадости и ржут как лошади. Или потихоньку, в самый неподходящий момент, иногда прямо на уроке, скажут что-нибудь обидное. На доске карикатуру нарисуют. Ещё хуже -дразнилку сочинят и будут громко распевать. Хочется просто исчезнуть, провалиться сквозь землю.
Для начала попробуем понять:
ПОЧЕМУ с некоторыми ребятами такое случается?
ПОЧЕМУ их дразнят?
Ответы детей.
Педагог: Некоторые отвечают на этот вопрос так:
«Потому что я толстый (невысокий, слабый)»;
«Потому что я ношу очки»;
«Потому что у меня дурацкая фамилия (имя)»;
Или даже «Потому что я другой национальности»;
«Потому что я хуже всех».
Подобный ход мысли совсем неправильный. И очень даже вредный. Потому что когда человек так думает, он словно соглашается с тем, что происходит. Как будто говорит: «Конечно, того, кто в очках, надо дразнить. Вы, действительно так считаете? Что очки, или плохие оценки, или старый мобильник дают разрешение кого-то обзывать? Это просто глупость.
ДЕЛО СОВСЕМ НЕ В ЭТОМ! В любой группе встречаются люди, которым нравится обижать других. Может быть, их самих раньше много обижали или они боятся, что, если не будут всё время тыкать в чужие недостатки, все заметят их собственные. К сожалению, такие люди были, есть и будут. Если они попадают в компанию дружных и добрых ребят, то пару раз попробуют кого-то обидеть, получат отпор и будут сидеть тихо. Но если класс новый, все ещё толком между собой незнакомы... Тут жди неприятностей.
Физминутка «Повтори».
Педагог: А вы дружная компания? А давайте проверим! Я буду буду показывать движения, а вы старайтесь их повторить. Нужно успевать за мной и делать всем вместе дружно. Справитесь?
Педагог проводит физминутку.
Педагог: Никакие особенности человека не делают его жертвой обидчиков сами по себе. Ты можешь быть толстым (тощим) рыжим (лысым) заикой (молчуном) в очках (разных носках), и при этом тебя совсем не захочется дразнить.
Более того, ты будешь всем нравиться, ведь именно самые необычные люди бывают самыми интересными. Вспомни хотя бы Пеппи Длинный Чулок или Карлсона!
На самом деле обидчик выбирает ГОТОВЫХ ОБИДЕТЬСЯ. Готовых расплакаться, покраснеть, убежать, пожаловаться воспитательнице или учительнице. Готовых стать жертвой.
Весь смысл для обидчика в том, чтобы почувствовать себя СИЛЬНЫМ И ПРАВЫМ. И если ты расстраиваешься, плачешь, злишься, начинаешь объяснять, что это всё не так, он - ВЫИГРАЛ!
Это похоже на одну злую игру, в которую иногда любят играть дети. Отнимут у кого-нибудь шапку или другую вещь -и кидают друг другу по кругу. А бедняга мечется между ними, пытается отобрать, просит, злится, но всегда не успевает. Шапку кидают дальше, и всем очень смешно. Кроме того, чья шапка.
Мультфильм «Плохая игра».
Педагог предлагает посмотреть отрывок из мультфильма.
Педагог: Что можно ему посоветовать? (Ответы детей).
Пойти в секцию баскетбола? Упорно тренироваться? Так себе совет. Потому что дело не в том, хорошо или плохо он ловит. Дело в том, что он ЛОВИТ. То есть соглашается играть в плохую игру. Ведь играют на самом деле не в шапку. Играют - в него. Всё удовольствие игры -в его слезах, гневе, беспомощных прыжках. Противное такое удовольствие обидчиков. Чем больше жертва старается отобрать шапку, тем интересней ее отбирать!
Беседа «Что делать если тебя дразнят ребята».
Педагог: Поэтому самое разумное в такой ситуации - НЕ ИГРАТЬ. Развернуться и уйти. Даже если вещь очень нужная. Кстати, когда жертва уходит, обидчики часто сразу теряют интерес и бросают вещь, а то и отдают прямо в руки - ведь она им не нужна на самом деле. Если вещь была ценная и тебе её не вернули, скажи об этом родителям - это их деньги были потрачены на её покупку, и они имеют право требовать их вернуть.
То же самое, когда дразнят. НЕ ТЕРЯЙ ГОЛОВЫ!
Главное - не позволяй чувствам захлестнуть тебя. Помни: всё дело не в тебе, не в том, какой ТЫ. Всё дело в обидчиках. Это ОНИ такие, что жить не могут, никого не обижая. Так при чём тут ты?
Поэтому НИКОГДА не надо:
- СПОРИТЬ («Я СОВСЕМ НЕ ТОЛСТЫЙ, ПРОСТО КРУПНЫЙ»)
- БРОСАТЬСЯ В ДРАКУ,
- ДЕЛАТЬ ВИД, ЧТО НЕ СЛЫШИШЬ, НО ПРИ ЭТОМ КРАСНЕТЬ И ПРЯТАТЬ ГЛАЗА
- ОТВЕЧАТЬ ТЕМ ЖЕ («ТЫ САМ ЕЩЁ БОЛЬШЕ ДВОЕЧНИК! »)
- ЖАЛОВАТЬСЯ ВЗРОСЛЫМ,
- УБЕГАТЬ ПЛАКАТЬ И ВООБЩЕ ПЫТАТЬСЯ НЕПРЕМЕННО ВСЁ ЭТО ОСТАНОВИТЬ.
- УГРОЖАТЬ («Я ВСЁ РАССКАЖУ УЧИТЕЛЬНИЦЕ!»)
А зачем? Зачем тебе останавливать то, что ТЕБЯ НЕ КАСАЕТСЯ? Мало ли кто вокруг, чем занимается и что говорит! Они хотят так проводить своё время - это ИХ ДЕЛО. Тебе-то что?
Иногда кажется, что обидчиков остановить обязательно нужно. Может быть, они оскорбляют твоего друга, или твоих родных, или твой народ, твою веру. Просто необходимо вступиться!
Но если хорошо подумать, становится понятно, что это не так. Смотрите сами. Вот, например, мальчик Вася. Он говорит при мальчике Пете: «Твоя сестра - противная толстуха!». Давай подумаем. Произошло ли что-то нехорошее с Петиной сестрой из-за этих слов? Изменилась ли она? Стала ли толще? Стала ли хуже? Нет! Она осталась точно такой же, какой была. А вот кое-кто изменился. И этот кое-кто - как раз Вася. Он сказал гадость. Он стал хуже, чем был за минуту до этого. Стал противнее - это точно. Так с какой стати Петя должен бросаться в бой, если его сестре решительно ничего не грозит, а Вася плохо обошёлся сам с собой?
Запомни: что бы ни говорил обидчик, ХУЖЕ ОТ ЭТОГО СТАНОВИТСЯ ТОЛЬКО ОН САМ. Есть такая детская присказка: «Кто как обзывается, тот сам так называется». Очень правильная!
Игра "Дразнимся овощами".
Педагог: Есть такая шуточная игра, веселая и безобидная. Дети придумывают дразнилки по названиям овощей и фруктов. Мы с вами можем в шутку пообзываться овощами.
Подведение итогов. Беседа «Что тебе может помочь».
ВОТ ЧТО МОЖЕТ ПОМОЧЬ, ЧТОБЫ БЫТЬ ГОТОВЫМ.
• Просто повторяй про себя: «Я тут ни при чём. Это нужно ИМ. Ну а МНЕ не нужно и неинтересно».
• Попробуй представить себе, что ты смотришь на ситуацию со стороны, как в кино. Просто такое кино сняли - про то, какие бывают мальчишки вредные.
Все смотрят и удивляются - надо же! Или что ты наблюдаешь за обидчиками с воображаемого балкона: «Что там эти мальчишки затеяли? Ой, какие маленькие они там внизу, смешные!».
• Представь себя каким-нибудь героем, можно из книги или фильма, которого очень трудно обидеть.
Что, например, сказал бы обидчикам ослик из фильма «Шрек»?
Думаю, что Шрек бы за меня обязательно заступился...
Наверное, что-нибудь вроде:
«Как, неужели я вам не нравлюсь? Какой ужас! Даже не знаю, смогу ли я теперь спать спокойно! (ха-ха-ха)».
А Мэри Поппинс?
Скорее всего, она вообще бы ничего не сказала. Просто ПОСМОТРЕЛА бы и так немного поморщилась -бывают же такие невоспитанные дети...
Выбери себе героя, который больше всех понравится, и в следующий раз, когда к тебе пристанут, представь себе, что ты - это он.
И позволь ему вести себя так, как ему привычно.
Он сам всё за тебя сделает.
Если тебе удастся сохранить спокойствие, ты сможешь вести себя правильно. Например:
УЛЫБНУТЬСЯ («Я так рад, что вам весело!»)
ЗЕВНУТЬ («скучно-то как..., что-нибудь новенькое бы, что ли, сказали... »)
ПЕРЕВЕСТИ ВНИМАНИЕ НА ОБИДЧИКОВ («Да, я знаю, что тебе нравится так говорить»)
ДАТЬ РАЗРЕШЕНИЕ («Обзывайтесь на здоровье, раз вам от этого так хорошо!»)
ВСЕ ПЕРЕВЕРНУТЬ («Ой, спасибо, я как раз тренирую способность сосредоточиться, когда меня отвлекают. А ещё можете?»)
Поначалу обидчики могут ещё больше разойтись. Попробуют кричать погромче и пообиднее. Но если продолжать сохранять спокойствие, им быстро надоест. Потому что они будут похожи на мосек, которые лают на спокойного-спокойного слона.
Пока ты жертва, они думают, что именно так и нужно с тобой обращаться. Но если ты будешь вести себя правильно, они почувствуют себя неловко. Возможно, им даже станет стыдно. А кто-то из них, очень может быть, зауважает тебя и захочет с тобой дружить.
И ещё одно.
Если вдруг ты на самом деле думаешь, что ты ХУЖЕ ВСЕХ, тут одного спокойствия будет маловато. Это нельзя так оставлять. Жить с таким убеждением очень вредно для здоровья!
Обязательно найди человека, с которым ты сможешь об этом поговорить. Маму, дедушку, брата, воспитателя, учителя, друга, школьного психолога. Попроси их не просто сказать, что всё это чушь и на самом деле ты замечательный, а вместе с тобой подумать: какие у тебя есть хорошие качества? что у тебя здорово получается? что ты хотел бы в себе изменить и что для этого нужно сделать? Ты узнаешь о себе много нового и интересного!