Конспект занятия по организованной образовательной деятельности на тему:
«Как все живое растет»
старшая группа
Цель: Знакомство детей с этапами роста человека, животных и растений путем экспериментирования.
Программные задачи:
- Формировать у детей интерес к окружающему через эксперимент.
- Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов.
- Подвести к выводу, что мы - люди - являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же: вода, свет, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих.
- Развивать логическое мышление детей, воспитывать чуткое отношение ко всему живому.
- Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы.
- Развивать речь детей, активизировать словарь: посадить, углубление, условия, лунка.
- Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем труде.
Технологии, методы и приемы: использование схемы - модели, психогимнастика, создание проблемно - поисковых ситуаций, игровая, наглядная, практическая деятельность, вопросы к детям
Материалы и оборудование: фото с изображением детей, схемы - картинки, фасоль в банке, ящик с землей.
Предварительная работа: рассматривание моделей и иллюстраций.
Ход занятия:
Дети рассматривают фотографии, на которых изображены маленькие дети.
Воспитатель: Ребята, скажите, кого вы видите на фотографии?
Дети: Мы видим маленьких детей похожих на нас, когда мы были маленькими. Воспитатель: А сейчас вы похожи на них?
Дети: Похожи, но не совсем.
Воспитатель: Как вы изменились?
Дети: Мы выросли, стали здоровее, красивее.
Воспитатель: Как вы изменились?
Дети: Мы стали большие, теперь у нас одежда и обувь большего размера, у девочек теперь длинные волосы. Сейчас мы носим вместо ползунков колготки, джинсы. Раньше не умели ходить, а теперь бегаем, прыгаем, катаемся на велосипеде и т. д.
Воспитатель: А какими вы были, когда были маленькими?
Дети: Забавные, смешные, неуклюжие.
Воспитатель: Какие чувства у вас вызывают эти малыши?
Дети: Их хочется погладить, поиграть с ними, подержать на руках, поцеловать.
Воспитатель: Скажите, кто о вас заботится? Что вам нужно было, чтобы вы выросли?
Дети: О нас заботятся родители, бабушки и дедушки. Они нас кормят, гуляют с нами, купают, летом загораем вместе, лечат болезни, жалеют, целуют, говорят ласковые слова.
Воспитатель: А чем вас кормили?
Дети: Кашей, кефиром, молоком, мясом, супом, соками, фруктами и т. д.
Воспитатель: А что еще необходимо ребенку, чтобы он рос здоровым?
Дети: Гулять на воздухе, греться на солнышке, купать ребенка, закаливать и т. д.
Воспитатель: Кто это все делал?
Дети: Мама, папа…
Воспитатель: Да, вам нужно было питание, вода, воздух, тепло, любовь ваших близких. А теперь, ребята, давайте посмотрим, как растет человек.
Воспитатель: Посмотрите на схему, где показано, какими вы были, какие есть, какими будете. Правильно, ребята, самое главное - это любовь ваших близких, она очень необходима всем маленьким детям.
Вывод (на ковролине выкладывается схема):
Грудной ребенок -> ребенок-дошкольник -> юноша -> мужчина – дедушка
Воспитатель: Ребята, оказывается, для роста человека и его развития необходимо (выкладывается схема):
Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких
Воспитатель: Так развивается и растет человек. Посмотрите, какими вы были, какими стали и какими вы будете.
Воспитатель: Ребята, а у кого дома живет кошка?
Воспитатель: Какая кошка, большая или маленькая? А что необходимо, чтобы котенок вырос и превратился в большую кошку?
Дети: Кормить молоком, мясом, рыбой. Гулять с кошкой на улице, чтобы грелась на солнышке. Не обижать кошку, не дразнить ее. Любить кошку, заботиться о ней. Купать ее, причесывать шерсть и т. д.
Воспитатель: Давайте посмотрим, выложим схему (выкладывается схема):
Слепой котенок -> маленький котенок-» подрастающий котенок -> большая кошка
Воспитатель: Ребята, оказывается, что кошке для роста и развития нужно то же самое, что и человеку:
Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких
(Возвращаются к выложенной схеме).
А теперь отгадайте загадку:
Встает на заре, поет во дворе,
На голове гребешок, кто же это?
Дети: Петушок.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, петушок всегда был таким большим и красивым? Кто знает, каким петушок был раньше?
Дети: Маленьким цыпленком.
Воспитатель: Правильно, цыпленок вылупился из яйца и был вот таким. (Выкладывается схема.) Потом он немного подрос.
Воспитатель: Что надо было для роста цыпленка?
Дети: Надо было кормить зернам, гулять на улице, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под крылом своей мамы и т. д.
Воспитатель: Все правильно. Цыпленок постепенно рос и превратился в большого красивого петуха.
Вывод:
Ребята, оказывается, для роста и развития цыпленка необходимо то же самое, что и человеку, и животному:
Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких
(Возвращаются к выложенной схеме.)
Воспитатель: А кто же заботится о маленьком цыпленке? Чья любовь из близких нужна ему больше всех?
Дети: Любовь и забота мамы-курицы. Она греет его под своим крылом, оберегает от врагов и т, д.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Наседка и цыплята».
Игра «Наседка и цыплята»
Воспитатель: Вы будете моими маленькими цыплятами, а я - мамой-курицей. Я вас очень люблю и буду учить добывать себе корм - ловить бабочку. Надо прыгать высоко, быть ловким, помогать крыльями и хвостиком.
(Дети под музыку подпрыгивают, бегают, ловят бабочку, закрепленную на палочке.)
Воспитатель: Вот какие молодцы мои цыплята! Были маленькие, а на свежем воздухе погуляли, на солнышке погрелись, в лужице водицы попили, кормом подкрепились - вот уже и подросли. и превратились в больших и красивых курочек и петушков. (Дети имитируют походку курочек и петушков.)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что и кто еще у нас в кабинете природы растет вместе с нами?
Дети: Черепаха, попугай, рыбки, комнатные растения.
Воспитатель: Да, ребята, и люди, и животные, и птицы, и рыбы, и растения - все мы - жители Земли. И всем нам необходимо одно и то же для роста и развития: чистый воздух, прозрачная вода, тепло, питание, любовь окружающих.
Воспитатель: А теперь отгадайте, что у меня гремит в коробке. Определите по звуку. (В коробке фасоль)
Воспитатель: Что это? (Дети высказывают предположения.)
Воспитатель: Как вы думаете, что лежит в коробке: живое или неживое? А теперь закройте глаза и попробуйте руками. Что это? (Воспитатель раздает в руки фасолинки.)
Воспитатель: Гладкие, овальные, маленькие. Что это?
Воспитатель: А теперь откройте глаза и посмотрите. Что это?
Дети: Фасоль, фасолинки.
Воспитатель: Что надо сделать, чтобы твердая фасолинка стала живой?
Дети: Посадить в землю, полить, поставить на окно к солнцу.
Воспитатель: Правильно, если мы хотим, чтобы это зернышко росло, мы его оживим. Росток прорастает и растет. А вы хотите быть зернышком?
Психогимнастика «Зернышко»
Представь, что ты - маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле.
Вдруг ты почувствовал, что стало теплее. Ты потянулся вверх, земля расступилась, и твой росток оказался на воле. Солнышко нежно потянуло тебя вверх. Теплые лучи коснулись твоего стебелька, ветерок качнул тебя в одну и в другую сторону. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко нежно подхватило тебя за верхушку своими лучами и потянуло вверх. Ты стал расти все выше и выше. И вдруг брызнул дождик, ты стал пить дождевую воду, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И ты был счастлив, что живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах золотого солнца.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть живым зернышком? Спросите у своей фасолинки, хочет ли она стать живой и расти.
(Дети разговаривают со своей фасолинкой.)
Воспитатель: Ребята, давайте посадим наши фасолинки в землю, мы будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут радоваться жизни и радовать нас.
(Дети сажают фасолинки.)
Подводится итог.
Воспитатель: Мы посадили зернышки - фасолинки, а когда появятся ростки, мы будем наблюдать за их ростом и развитием.
(Дети рассматривают схему развития фасоли)