Просмотр содержимого документа
«Конспект "Сравнение по высоте"»
Мектепалды даярлық топтағы ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің конспектісі
Конспект организованной учебной деятельности в подготовительной группе
Өткізу күні/Дата проведения:
Тәрбиеші/Воспитатель:
Білім беру саласы/Образовательная область: познание
Пән/Предмет: ФЭМП
Өтпелі тақырып/Сквозная тема: «Осенние букеты»
Тақырыбы/Тема:«Сравнение предметов по высоте. Порядковый счет».
Мақсаттары/Цели:
1.Тәрбиелік- воспитательная: воспитание интереса, чувства уверенности к своим знаниям.
2.Дамытушылық развивающая: развитие умения сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).
3.Оқыту- обучющая: Обучение считать в пределах 7 и знакомить с порядковым значением числа 7, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Закрепление знаний о временных представлениях. Формирование представлений о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки.
Педагогикалық технологиялар /пед.технологии:
Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: Коробочка, внутри которой письмо совы; муляжи овощей; карточки с геометрическими фигурами; набор цифр, набор палочек разной величины, ключик, ксилофон, треугольник.
Көптілдік. Полиязычие:
Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы
1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент
Воспитатель: Смотрите, нам принесли какую-то коробочку, а в ней лежит письмо. Это письмо от Мудрой Совы. Прочтем его? (ответы детей).
Воспитатель читает письмо:«Пишет вам Сова. У меня случилась беда. Пропал ключ от волшебного ларчика знаний. Ко мне прилетали гости с других планет. Наверное, кто-то из них по ошибке забрал мой ключ. Слетайте, пожалуйста, на эти планеты и найдите ключ. С уважением, Сова».
Воспитатель: Поможем Мудрой Сове? (ответы детей). На этих планетах нас могут ожидать всякие неприятности, сложные задания. Не испугаемся? Справимся с этим? (ответы детей). Тогда летим.
2. Негізі бөлімі/основная часть
Вот мы прилетели на Красную планету. (на доске – символ планеты красный треугольник. Воспитатель обращает внимание на символ планеты, закрепляет геометрическую фигуру).
Воспитатель замечает карточку: Ой, ребята, здесь для нас задание: Нужно присесть на корточки с только раз, сколько звонков вы услышите. Будьте очень внимательны. (Звонки - 7 раз). Дети выполняют задание. Повторить (4 звонка).
(Используются музыкальный треугольник и ксилофон)
Игровое упражнение «Палочки в ряд».
Воспитатель предлагает детям расставить палочки в ряд, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой. После выполнения задания дети рассказывают о высоте палочек в ряду. Затем дети выстраивают палочки в обратном порядке, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой.
Воспитатель: Молодцы! Вы выполнили задания этой планеты. - Но, мы ключа не нашли. – Летим на следующую планету. Счет: 7,6,5,4,3,2,1.
Воспитатель: Вот мы прилетели на следующую планету. Она изумрудная. Обращаю внимание детей на символ планеты. Зеленая трапеция. Воспитатель закрепляет название этой геометрической фигуры. Здесь уже нас ждут следующие задания.
Воспитатель: Внимательно посмотрите (воспитатель держит карточку с числом 6), какая цифра будет старшим соседом у этой цифры? А младшим соседом?
- Назови соседей числа 2.
- Назови соседей числа 3.
- Назови соседей числа 4.
- Назови соседей числа 6.
Воспитатель: Молодцы! И на этой планете вы выполнили все задания, но и здесь нет ключа Совы. Летим дальше искать ключ на следующую планету.
Физминутка:
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо – влево. (вращение головой)
А теперь руками крутим –
И для них разминка будет. (вращение рук вперед и назад)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим. (руки вверх и в стороны)
Повороты вправо – влево,
Плавно производим. (повороты влево и вправо)
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол. (наклоны вперед)
Потянули плечи, спинки
А теперь конец разминке. (дети садятся на места)
Воспитатель: Ребята, мы прилетели на голубую планету.
Смотрите: на символ этой планеты: Что это? (голубой ромб). Здесь нам тоже приготовили нам задания:
Игровая ситуация «Собираем урожай овощей!»
Воспитатель читает стихотворение:
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
В корзине 7 видов овощей (муляжи): помидор, огурец, свекла, лук, морковь, капуста.
Вызванный ребенок раскладывает овощи на столе и называет их.
Как нужно посчитать, чтобы узнать, на котором месте находится тот или иной овощ? (Дети считают овощи по порядку.) Который по счету помидор? На котором месте свекла?»
Воспитатель меняет овощи местами и предлагает детям определить их место в ряду. Затем добавляет в корзину картофель и предлагает детям выполнить аналогичное задание.
Следующее задание: «Из каких двух меньших чисел можно составить число 7»
(Воспитатель выставляет овощи на верхнюю ступеньку лесенки)
Сколько овощей принесла хозяйка? (ответы)
(Воспитатель приглашает ребенка для выполнения действий)
Воспитатель: Поставь один овощ на нижнюю ступеньку.
Сколько овощей на верхней ступеньке?
А на нижней?
Сколько всего игрушек на двух ступеньках?
Так из каких двух чисел можно составить число 7? (ответы детей)
Поставь еще одну игрушку на нижнюю ступеньку.
Сколько игрушек на верхней ступеньке?
А на нижней?
Сколько всего игрушек на двух ступеньках?
Из каких двух меньших чисел можно составить число 7? (ответы детей)
Аналогично рассматриваются остальные варианты. (6 и 1, 5 и 2, 4 и 3, 3 и 4, 2 и 5)
утро, день, вечер, ночь составляют сутки.
- Отгадайте загадку: не хожу и не летаю, А попробуй догони! Я бываю золотая. Ну – ка, в сказку загляни! (золотая рыбка) - Из какой сказки приплыла к нам Золотая рыбка? Правельно, Золотая рыбка живет на дне морском, где все время темно. Поэтому она не может различать время суток. Давайте поможем ей. Сутки как мера времени имеют свою определенную количественную характеристику — 24 часа, поэтому время измеряется сутками. Это первая естественная единица измерения времени. Сутки принято делить на четыре части: утро, день, вечер, ночь. Время суток, когда солнце показывается над горизонтом, называется утро, которое наступает с рассветом. Солнышко только поднимается над горизонтом, поднимается над деревьями и крышами домов все выше и выше, дарит нам свои яркие лучи и солнечную улыбку. Зимой утро начинается позже, а летом раньше. И еще летом, на траве бывает утренняя роса. Это когда на трава мокрая, как будто прошел дождь, а на самом деле никакого дождика не было, просто за ночь воздух остыл и превратился в маленькие капельки воды, которые осели на листочках и травинках. Утро начинается с пробуждения. Просыпаются растения, раскрывая свои бутоны, просыпаются животные и птицы, вылезая из своих норок и вылетая из своих гнезд. Утром надо встать с постели, аккуратно застелить ее. Затем пойти умыться, почистить зубы, сделать зарядку и собраться в детский сад или школу. А тем временем на кухне утром нас уже ждет завтрак, который приготовила мама. Послушайте стихотворение: Утро Над рекой заря встаёт На дворе петух поёт. Умываются котята, Просыпаются ребята. Днем человек бодрствует. Дети играют во дворе дома или детского сада, школьники учатся и после уроков возвращаются домой, а взрослые тем временем работают. Маленьким детям днем положено немного поспать после обеда, а школьникам постарше сделать уроки, чтобы до вечера можно было заняться любимыми делами и пойти погулять. Днем солнце поднимается высоко в небо и совершает движение с востока на запад по небосклону, постепенно опускаясь после обеда к горизонту. Летом солнце высоко поднимается над горизонтом, а зимой невысоко и быстро садится. В дневное время суток для детей проходят занятия в детском саду и в школе, после чего наступает обеденное время. Обед состоит из перового, второго и третьего, после чего нужно немного отдохнуть, а для детей помладше предусмотрен «тихий час». Ближе к вечеру наступает время полдничать. Полдник это небольшой ужин, который состоит из булки с чаем или фруктов с соком, после чего можно пойти гулять. День Солнце в нее высоко До заката далеко Зёрна в норку тащит мышь. Учит азбуку малыш. Вечером солнышко опускается все ниже и ниже и садится за горизонт. Это время суток называется вечер. А когда солнце исчезает за горизонтом можно наблюдать красивый закат. Он может быть ярким в желто-красных лучах. Зимой вечер наступает рано и солнышко садится быстро, а летом вечереет долго и солнце садится медленно. Растения, животные и птицы готовятся ко сну. Цветы закрывают свои бутоны, животные забираются к себе в норки, муравейник в лесу закрывается, а птицы поют колыбельные возле своих гнезд. Вечер это время, когда дети приходят с прогулки, а взрослые с работы. Это время ужина, после которого можно немного поиграть, посмотреть телевизор или почитать интересную книгу. С вечера нужно подготовиться к завтрашнему дню, собрать одежду, книги в школу, почистить зубы и ложится спать. После вечера наступает самое темное время суток – ночь. Вечер Солнце красное зашло. Белка прячется в дупло. Дрёма в гости к нам идёт, Сказку он с собой ведёт. Ночью все люди, животные и растения отдыхают, чтобы набрать сил на следующий день. Люди спят в своих кроватях под теплым одеялом, собачки и кошки сворачиваются калачиком на своих уютных местах, птицы прячутся в ветвях деревьев, а у растений закрыты бутоны. Некоторые животные, такие, как совы, которые спят днем, ночью бодрствуют, но большинство животных ночью спят в своих гнездах и норках. Ночь это время тишины, отдыха и сладких снов. Солнце прячется далеко за горизонтом и вокруг очень темно. Зато теперь на небе можно разглядеть звезды и на какое-то время выходит месяц. Днем звезды и луну невидно из-за яркого солнечного света, зато ночью в полной темноте они выступают во всей своей красе. Ночью на небе появляется месяц. Это луна - наша спутница планеты Земля. Месяц бывает полным - называют полнолуние. Бывает в форме растущего или убывающего полумесяца. А может и совсем не быть - называется новолуние. В то время пока у нас длится ночь, на другой части земного шара светит солнце и вовсю идет день. – Земля движется вокруг солнца и при этом вращается вокруг своей оси. Чтобы было яснее, посмотрите на этот глобус. Ночь В небе звёздочки горят. Птицы спят и рыбки спят. Спят цветы в саду на грядках, Ну, а мы в своих кроватках. А теперь давайте разомнемся: Большая круглая луна Восходит в небе звездном. (поднять руки вверх, обнять голову) . Свой яркий луч мне шлет она И шепчет: - Очень поздно! (руку поднесли ко лбу, посмотрели в даль. Указательный пальчик поднесли к губам, сделали «чи – чи») . Луна встает, а мне в кровать! И до утра придется спать! (Подняли руки вверх, сделали домик над головой. Положили ручки под щечки) . … Большая желтая луна Бледнеет и заходит. (Соединить руки в круг и опустить) . Погасли звезды, и видна Заря. И солнце всходит. (Руки в стороны) . Я встану, а луне – в кровать! До вечера ей надо спать! (Потянулись, положили ручки под щечки, Указательный пальчик поднесли к губам, сделали «чи – чи») . – И так, ребята, мы с вами знаем, что в сутках есть день и ночь. Днем светло. Днем в детском саду проходят занятия, можно играть, гулять, дневной сон. Что, ты делаешь днём? – Ночью темно. Почти все люди спят. Что, ты делаешь ночью? (Сплю) . – Вечер наступает, когда заканчивается день и на улице начинает темнеть. Что, ты делаешь вечером? (Возвращаюсь из детского сада, гуляю, смотрю телевизор, готовлюсь ко сну) . – Когда заканчивается ночь, наступает утро. Всходит солнце. Что, ты делаешь утром? (Просыпаюсь, встаю, умываюсь, иду в детский сад) . - А теперь давайте поиграем. Дидактическая игра «Когда это бывает? » Цель: закреплять знания о частях суток; упражнять в сопоставлении картинки с частями суток: утро, день, вечер, ночь. В игре могут принять участие от 1 до 4 человек. Игровые правила: по слову, которое произносит воспитатель, показывать карточку и объяснять, почему он её выбрал. Соотнести данную карточку с моделями частей суток (квадраты желтого, белого, коричневого, синего цвета) . Игровое действие: поиск нужной картинки и соотношение её с моделью частей суток. Материал: модели частей суток, картинки, отражающие деятельность в разное время суток. Содержание: на столе у играющих разные картинки, отражающие деятельность в разное время суток: утренняя гимнастика игры, завтрак, занятия, сон и др. Воспитатель предлагает отгадать загадки. • Солнце яркое встает, петушок в саду поет, Наши дети просыпаются, в детский садик собираются. Когда это бывает? (утром) • Солнце в небе ярко светит, на прогулку пошли дети. Когда это бывает? (днем) • День прошел, садится солнце, сумрак медленно крадется. Зажигайте лампы, свечи. Наступает темный (вечер) • Спят медведи и слоны, заяц спит и ежик, Все вокруг уснуть должны. Наши дети тоже. Когда все спят? (ночью) Дети отгадывают загадки и выбирают себе картинку, внимательно рассматривают её. Сопоставляют картинку с частями суток и соотносят с нужной моделью, объясняя почему. Рефлексия. - Как иначе можно назвать день? (сутки) - Из каких частей состоит день? (утро, день, вечер, ночь)
Воспитатель: Молодцы! Отлично справились с заданием. Ой, ребята, посмотрите вот он ключ Совы! Нашли мы с вами ключ? (ответы детей).
Помогли Сове? (ответы детей). А теперь возвращаемся на нашу планету.
3. Қорытынды/итоговая часть
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями! Вот и подошло наше путешествие к концу. Пора отправляться домой.
- Вам понравилось путешествовать по галактике? (ответы детей)
- Вспомните, на каких планетах мы побывали? (Ответы детей)
- На какой планете вам больше всего понравилось? (Ответы детей)
- Какое из заданий показалось самым трудным? (Ответы детей)
Спасибо всем! Мне приятно было с вами путешествовать.