КОНСПЕКТ УРОКА по физике в 7 классе
Учитель
Крахмалева Мавлия Султановна
Тема урока
Сообщающиеся сосуды
Цель урока:
Формирование целостной картины мира с помощью сообщающихся сосудов, как эффективного средства улучшения жизнедеятельности человека.
Программные требования
Ученик по окончанию изучения темы урока:
- должен знать определение, свойства сообщающихся сосудов; принцип работы устройств с использованием сообщающихся сосудов;
- должен уметь находить сообщающиеся сосуды среди различных сосудов; объяснять принцип работы устройств с использованием сообщающихся сосудов по разным основаниям;
- должен владеть умением находить сообщающиеся сосуды в повседневной жизни.
Планируемые ОР
Личностные результаты
Метапредметные
Предметные
формирование целостного мировоззрения и понимания места и роли сообщающихся сосудов в целостной картине мира
2. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу,
планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои
действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
3. Коммуникативные:
умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять
сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
Понимание физических основ и принципа действия сообщающихся сосудов и принципа действия механизмов с использованием сообщающихся сосудов;
Мировоззренческая идея
Сообщающиеся сосуды – эффективное средство улучшения жизнедеятельности человека.
Программное содержание
Определение, свойства сообщающихся сосудов, устройства с использованием сообщающихся сосудов, принцип их действия.
План изучения нового материала
1. Знакомство с понятием сообщающихся сосудов.
2. Эксперимент по определению закона сообщающихся сосудов.
3. Знакомство с устройствами, работающими на основе закона сообщающихся сосудов.
4. Итог.
Основные
понятия
Сообщающиеся сосуды, закон сообщающихся сосудов.
Тип урока
Освоение новых знаний
Форма урока
Урок традиционный
Технология
Технология проблемно-развивающего обучения
Мизансцена
урока
Парты стоят для 4-х групп, сдвинутые по две. Стулья расставляются так, чтобы за одним большим столом могли сидеть 6-7 человек.
Оборудование урока
Стеклянные трубки (4 шт.), резиновые трубочки (4 шт.), воронки (4 шт.), сосуды с водой (4 шт.), сосуд с подсолнечным маслом (2 шт.), пипетки (6 шт.), штативы (4 шт.), ноутбуки (4 шт.), компьютер, видеопроектор, экран (или интерактивная доска).
Домашнее задание
§ 39, ответить на вопросы. Упр. 16 (1,4). Задание 9 (по выбору)
ХОД УРОКА
Планируемые ОР
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2-3 мин)
Приветствие учащихся. Контроль дисциплины.
Проверка своей готовности к уроку
- ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (10 мин.)
Предметные:
понимание причин зависимость давления жидкости на дно и стенки сосуда, понятия сообщающихся сосудов
Метапредметные
Познавательные: развитие мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Коммуникативные: умение учитывать позицию собеседника.
1) Формулировка качественной задачи. Рассмотрите рисунки и ответьте на вопрос: в каком случае давление на дно больше?
2) Формулировка логического задания. Найдите закономерность и разделите предложенные сосуды на группы: кастрюля, чайник, стакан, лейка, кофейник, банка, бутылка, два стеклянных сосуда соединённых трубкой.
- Какую закономерность вы обнаружили?
3) Формулировка определения сообщающихся сосудов.
1. Решение качественной задачи. Обоснование ответов.
2. Определение закономерности, разделение на группы.
3. Осмысление понятия.
- ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (20 мин.)
Личностные: понимание устройства и принципа действия сообщающихся сосудов, как части всех сосудов.
Предметные: понимание физических основ и принципа действия сообщающихся сосудов.
Метапредметные
Познавательные: анализ, синтез, обобщение.
Регулятивные: принятие учебной задачи, планирование и контроль процесса выполнения поставленной задачи.
Коммуникативные:
умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять
сотрудничество со сверстниками.
- Исследовательская работа (10 мин).
1 группа. Определение закона сообщающихся сосудов для однородной жидкости (трубки одинаковые)
Задание: изменяя положение трубок с водой, определите высоту (h) воды в каждой трубке и сделайте вывод.
2 группа. Определение закона сообщающихся сосудов для однородной жидкости (трубки разные по форме или сечению)
Задание: изменяя положение трубок с водой, определите высоту (h) воды в каждой трубке и сделайте вывод.
Результаты эксперимента заносятся в таблицу
Номер опыта
h1, м
h2, м
Рисунок
1
2
3
3 группа. Определение законы сообщающихся сосудов для жидкостей с разными плотностями (трубки одинаковые).
Задание: определить высоту воды и подсолнечного масла в каждой трубке. Сравнить и сделать вывод.
4 группа. Определение законы сообщающихся сосудов для жидкостей с разными плотностями (трубки разные по форме или сечению).
Задание: определить высоту воды и подсолнечного масла в каждой трубке. Сравнить и сделать вывод.
Номер
опыта
h1, м
ρ1, кг/м3
h2, м
ρ2,кг/м3
1
2
3
- Физ. минутка (1 мин.)
- Обсуждение выводов экспериментов (6 мин).
- Формулировка определения сообщающихся сосудов и закона сообщающихся сосудов (3 мин).
Совместное выполнение исследовательской работы.
Анализ проведённых работ.
Запись результатов в таблицу.
Формулировка вывода в группах.
Сравнение своих результатов и выводов с группой имеющей аналогичное задание.
Осмысление закона сообщающихся сосудов.
- ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ (7-10 мин.)
Личностные:
понимание места и роли устройств на основе сообщающихся сосудов в целостной картине мира.
Метапредметные
Познавательные: работа с информацией в виде анимации, анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Регулятивные: понимание учебной задачи и контроль степени её выполнения.
Коммуникативные: умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять
сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
Применение сообщающихся сосудов.
- Анимация «Работа шлюза» (1,5 мин)
- Какое явление используется в работе шлюза?
2. Интерактивное задание «Проведи корабль через шлюз» (2-2,5 мин)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/03a4baaa-284b-4e9a-9303-58cd9e83f2a1/7_194.swf
- Каким правилом руководствовались, выполняя задание?
3. Анимация (смотреть без звука!) «Артезианский колодец» (2-2,5 мин.)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/addb5c8c-db95-4430-b3ab-9b4623003c96/7_190.swf
- Объясните действие такого колодца?
- Объясните, почему в сельской местности можно строить артезианские колодцы?
Какие правила надо соблюдать, чтобы он был действующим?
1.Просмотр анимации. Ответ на вопрос.
2. Совместное выполнение интерактивного задания в группах.
3. Объяснение действия артезианского колодца.
- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (2 мин.)
Анализ настроения. Выставление оценок.
Запись домашнего задания