Просмотр содержимого документа
«Конспект "Слово и предложение"»
Мектепалды даярлық топтағы ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің конспектісі
Конспект организованной учебной деятельности в подготовительной группе
Өткізу күні/Дата проведения:
Тәрбиеші/Воспитатель:
Білім беру саласы/Образовательная область: Коммуникация
Пән/Предмет: Основы грамоты
Өтпелі тақырып/Сквозная тема: «В семье единой»
Тақырыбы/Тема: «Слово и предложение»
Мақсаттары/Цели:
1.Тәрбиелік- воспитательная: воспитание интереса к грамматике
2.Дамытушылық развивающая: развитие умения слышать и слушать произносимые слова; развитие мелкой моторики рук при рисовании узора: зигзаг.
3.Оқыту- обучющая: Ознакомление со звучащим словом, самостоятельное называние слов детьми; дать понять детям, что слово обозначает все, что их окружает, что предложение состоит из слов. Закрепление знаний детей о слове.
Педагогикалық технологиялар /пед.технологии: коммуникативно – языковая, здоровьесберегающая
Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: Игрушка Незнайка
Карточки с цифрами 2,3,4,5 на каждого ребенка
Зеленые полоски, обозначающие слова при составлении схемы предложения.Мяч
Көптілдік. Полиязычие: сөз – слово - word, ұсыныс – предложение - proposal
Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы
1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент
Воспитатель показывает игрушку Незнайка.
Педагог. К нам сегодня пришел Незнайка, говорит, что он плохо запомнил все, о чем говорилось на первом занятии. Давайте ему напомним!
Наша речь состоит из ... (слов, предложений). Если слова подружатся и встанут рядом, то получится …(предложение). В предложении может быть разное количество (2,3,4,5,6,7 и т.д.) …(слов).
А все слова состоят из …(слогов, звуков, букв). (Элемент опережающего обучения.). Как мы будем обозначать слова при составлении схемы предложений? (Зелеными полосками.) Как лучше подсчитывать количество слов в предложении? (Можно «бросать» каждое слово, как мяч.)
А вот Незнайка говорит, что можно подсчитать, сколько слов в предложении, шагами: сколько шагов, столько и слов. Давайте, проверим, так это или нет.
Взрослый называет предложение «Незнайка пришел учиться». Кто-либо из детей отсчитывает количество слов «под шаг по кабинету», другие могут «шагать», сидя на своих местах, то есть сколько раз ребенок топнет ножками, столько слов и в предложении.
2. Негізі бөлімі/основная часть
Педагог. Я прочитаю вам стихотворение «Что такое слова?»:
Всему названию дано-
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных – нету!
И все, что видеть может глаз-
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,-
Обозначай словами.
Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно – давно привычно нам,
Другое – незнакомо.
А. Шибаев
Педагог. Вам понравилось стихотворение? Придумаем про это предложение?
Дети: Детям понравилось стихотворение.
Педагог: Сколько здесь слов? Назовите первое слово, второе, третье. Значит, в этом предложении три слова. А есть ли здесь законченная мысль?
Дети: Да, нам все понятно, все слова дружат друг с другом.
Педагог: Предлагаю поиграть. Кивнуть головой утвердительно, если прозвучит предложение; покачать отрицательно головой, если набор слов.
Цель упражнения: коррекция логического мышления, слухового внимания. Занятие проводится на ковре, сидя, в позе Лотоса.
Педагог: Я говорю: «Пчела жужжать. Что я сказал(а)?
Дети: Просто два разных слова.
Педагог: «Пчела жужжит».
Дети: Это предложение, потому что слова здесь дружат. Здесь есть законченная и понятная нам мысль. (варианты «Самолет, лететь. Самолет летит. Строители, строить. Строители строят. Дети, учить. Дети учатся)
Динамическая разминка
Разминка проговаривается 2 раза с последующим изменением имен детей, которые присутствуют на занятии.
Миша, Ира и Иван Имитация танцевальных движений.
Весело плясали,
Покружились, поклонились, Покружиться с прямой спинкой,
Наклониться вперед.
На местах остановились. (Повторить еще ра
Педагог. Ребята, приглашаю вас на ковёр.Сядим на коленях с прямой спиной .
Я говорю целое предложение, а вы сокращаете его на одно слово. Моя бабушка всегда печет вкусные пироги.
Бабушка всегда печет вкусные пироги.
Бабушка печет вкусные пироги.
Бабушка печет пироги.
Бабушка печет.
Педагог: Дети, длинные слова, а есть очень короткие слова. Например: «в школу» - это два слова. «На крыше» - два слова. «Я иду» - тоже два слова. И каждое короткое слово надо выделять отдельно от других слов и обозначать его зеленой полоской при составлении схемы предложений.
Мы очень любим золотую осень.
Мы любим золотую осень.
Мы любим осень.
Педагог. Подними ту карточку, сколько слов в предложении. « Мы поем песню. Саша ест сахар. Наступила зима. Мы читали книжку. Мама мыла окно» и т.д.
Дети слушают сказанное предложение и поднимают карточки с цифрами 2,3,4,5
Педагог. Так, молодцы, а теперь немного дадим отдохнуть глазкам
(Зрительная гимнастика)
Протяните вперед руку. Посмотрите на большой палец – медленно отведите руку вправо, влево, приблизьте палец к носу, удалите от себя.
Поморгайте глазками
Педагог:Отдохнули, а теперь поиграем в игру«Закончи предложение»
Дети прибежали…
(Варианты ответов: … потому что попали под сильный дождь; …из школы; …очень веселые и радостные
Валя решила …;Ребенок заплакал …; Кот обиженно зашипел … .
Педагог. Слушаем загадки, а с отгадкой придумываем предложение, считаем, сколько слов, выкладываем схему слов.
На солнце греется пузатый
Крепыш в рубашке полосатой.
(Арбуз)
Приходил – стучал по крыше,
Уходил – никто не слышал.
(Дождь)
Растет не на суше,
Голова из плюша (Камыш)
3. Қорытынды/итоговая часть
Дети придумывают предложения, педагог выбирает те, в составе которых не больше 5 слов. Далее составляется схема предложения, где каждому слову соответствует одна зеленая полоска.
Педагог: РА,ра, ра продолжается игра!
Дети встают в круг. Первый участник бросает мяч соседу и говорит любое первое слово будущего предложения. Далее каждый ребенок по очереди прибавляет по смыслу по одному слову в это общее предложение. Например, первый ребенок говорит: «Яблоко»; второй ребенок – «растет»… «на» … «высоком»… «дереве».