- Выберите иллюстрации, на которых изображены зимующие птицы
Игра «Назови лишнюю птицу» (3 задание) (дети сидят на стульях)
(На ноутбуке изображения птиц: ласточка, грач, кукушка, соловей, гусь.
Воспитатель:
- Какая птица лишняя? Почему?
- А почему, остальных птиц называют дикими? (Живут самостоятельно, пищу добывают сами, сами строят себе жилище).
- Какую пользу приносят дикие птицы? (уничтожают насекомых).
Воспитатель:
- Ребята закройте глаза (на мониторе вместо гуся изображение)
Воспитатель:
- Какая птица лишняя? Почему?
- Зачем перелетные птицы улетают в теплые края? (нечем питаться, негде жить, холодно.)
Воспитатель:
- Закройте глаза (вместо вороны изображение орла)
- Какая птица лишняя? Почему? (орел хищная птица, он охотится за мышами и другими животными).
Игра с мячом “Продолжи предложение, найди причину”
Воспитатель:
- Я говорю начало предложения, а вы его заканчиваете.
Педагог читает предложения, дети заканчивают их.
- Весной птицы строят гнезда, потому что…(собираются выводить птенцов).
- Осенью птицы улетают на юг, потому что….(холодно и нечем питаться)
- У цапли длинные ноги, потому что…(она ходит по болоту)
- У орла большое гнездо, потому что…(он большая птица)
- Все люди любят слушать соловья, потому что…(он красиво поет)
- Кукушка подкидывает яйца в другие гнезда, потому что (не строит своего гнезда)
Физминутка: «Скворушки»
Ой, летали скворушки- скворцы
Все летали, песни распевали, крыльями махали.
Стайкою на землю сели, червячков они поели
Клю-клю-клю, как я червячков люблю.
Перышки почистим, чтобы были чище,
Прыгаем по веткам, чтоб сильней стать деткам
Прыг-скок, прыг-скок, чтоб сильней стать деткам.
Тут собака прибежала и скворцов всех распугала
Гав-гав-гав скворцы взлетели
И в скворечник улетели!
Упражнение: «Загадка»
Воспитатель:
- Выберите картинку с изображением птицы и загадайте про нее загадку своим товарищам (дети по очереди выходят к столу, где лежат картинки с птицами, берут одну и загадывают про нее загадку).
Из всех перелетных птиц я самый черный, важно расхаживаю по проталинам и ищу червяков. (Грач)
Я не строю своего гнезда, и подкидываю свои яйца в гнезда других птиц (Кукушка)
Я пою лучше всех птиц (Соловей)
Я черненькая, маленькая, строю свои гнезда из травы и глины под крышами домов. (Ласточка)
Я могу подражать пению других птиц, лаю собак, кваканью лягушек. (Скворец)
Я одна из самых полезных птиц, уничтожаю мух и комаров. Когда хожу по земле, то потряхиваю своим длинным хвостиком. (Трясогузка)
Свои гнезда я вью в ямках на земле. Люди говорят, если рано утром не слышно моего голоса – это к дождю или плохой погоде. (Жаворонок).
Упражнение «Почему птицы летают» (6 задание).
Воспитатель:
- Проведите эксперимент и определите, почему птицы умеют летать.
- Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас перышки. Рассмотрите их, чем перья отличаются друг от друга? (одни - мягкие, маленькие, другие – жесткие, длинные).
- Подумайте, какое из них называется пуховым и согревает птицу. Почему? (пушистое, мягкое, теплое), где они расположены? (на теле птицы)
- А другое - называется маховым. Почему? Легкое оно или тяжелое? Где расположены маховые перья? (на крыльях и хвосте)
- Чтобы понять, как птицы летают, давайте вспомним, какой воздух? (невидимый, не мешает движениям, его можно ощутить при беге).
- Возьмите карандаш. Какой он легкий как перо или тяжелее?
- Подбросьте его вверх, что произошло? (карандаш упал)
- Сделайте вывод, тяжелые предметы могут опираться на воздух? (нет, они падают).
- Давайте проверим, а легкие предметы с широкой поверхностью, воздух может ненадолго удержать?
- Возьмите лист бумаги и подбросьте его вверх, попробуйте тоже сделать с перышком. Они также быстро упали, как карандаш?
- Какой можно сделать вывод? (легкие предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе).
На примере веера педагог показывает, как раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают.
Воспитатель:
- С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается от воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу.
А теперь раз, два, три, назад в ребенка превратись 3. Қорытынды/итоговая часть