Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.
Цели: закрепить представления детей о характерных признаках весны в неживой природе; развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы; воспитывать интерес и бережное отношение к природе; дать представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т. д.), их разнообразии; учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания; активизировать словарь: перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт, размножение.
Материалы и оборудование: иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьих стай; аудиозаписи «Голоса птиц», графическая модель – клювы птиц.
Содержание
организованной деятельности детей
1. Вводное слово воспитателя. Введение игрового момента.
Игра «Доскажи словечко».
Я раскрываю почки
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна.
Зовут меня… весна.
– Какие изменения в неживой природе происходят весной? (Ответы детей.)
– Отгадайте загадку:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица).
– Сегодня птицы приглашают нас в свои гнезда.
2. Составление рассказа на тему «Как птицы весну встречают».
– Вспомните отличительный признак птицы. (Тело покрыто перьями.)
– По оперению мы обычно и узнаём птицу. А чем они ещё отличаются? (Формой тела, клюва, цветом оперения, голосом и т. д.)
– Каких птиц мы называем перелётными, а каких – зимующими?
– Распределите картинки с изображением птиц на две группы и дайте каждой группе общее название. (Птицы перелётные и зимующие.)
– Какова главная причина того, что осенью многие птицы улетают от нас? (Отсутствие пищи: насекомых, рептилий и т. д.)
– Что позволяет птицам вернуться весной в родные края?
– Каждая перелётная птица возвращается в родные края в определённое время.
– Отгадайте загадки.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица … (грач).
– Рассмотрите картинки с изображением перелетных птиц.
– Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнёзд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займёт другая пара.
Своё гнездо он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песня и полёт
Вошли в стихотворения.
(Жаворонок.)
– Это птица светло-песочного цвета с тёмными пестринками. В нашей средней полосе издавна люди определяют приход весны по первой песне жаворонка.
На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его… (скворец).
3. Динамическая пауза.
Капли звонко капали (прыжки на месте),
Все сосульки плакали (качаем головой, прижав руки к щекам).
Солнце светит ярко (руки вверх, потягиваемся),
Нам, сосулькам, жарко (обмахиваемся).
С нас течёт уже вода (наклон вниз),
Мы растаем навсегда (выпрямляемся).
– Широким и важным шагом, беспрестанно кланяясь и озираясь по сторонам, шествует скворец за плугом, выдёргивая дождевых червей. Скворец – пересмешник. С поразительной похожестью он умеет передать всё, что услышит. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц, но и кваканье лягушки, рычание собаки и мяуканье кошки. В народе говорят: увидал скворца – знай, весна у крыльца (выставляет картину, изображающую скворцов). И, правда, скворцы появляются в конце марта. Давайте внимательно рассмотрим картинку и составим рассказ о скворцах по следующему плану: как они выглядят, как устраивают свои гнёзда, как заботятся о птенцах.
– Послушайте рассказ М. Богданова:
Сквозь призывный щебет пернатых властно доносится щёлканье соловья. Соловей – одна из самых распространённых у нас певчих птиц. Все перышки его окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый (выставляет картину). Большие тёмные глаза придают особую прелесть соловушке.
Питаясь только насекомыми, соловей на зиму улетает в тёплые края. Весной соловьи прилетают на родину – в то время, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Вернувшись домой, соловьи отыскивают свои старые жилища и начинают петь. Затем соловьи-родители принимаются вить гнёзда, которые помещаются около земли, в кустах смородины, крыжовника или других кустарников. В глухих старых лесах соловьи не держатся. Они поселяются на опушках леса, по берегам рек, склонам оврагов, где много кустарников.
Охотно держатся они в садовых кустах и цветниках, где растут розы и другие цветущие растения. Птенцы соловьёв выходят из яиц голые и слепые. Соловей помогает самочке высиживать яйца и кормить птенцов, распевая в то же время свои чудные песни.
Во второй половине июня молодые соловьи уже покидают гнёзда, а соловей перестаёт петь. Всю оставшуюся часть лета соловьи ведут тихую, скрытую жизнь и не поют.
На всём свете нет никакой певчей птицы, которая пела бы лучше соловья.
– Когда соловьи возвращаются в родные места? Почему? Почему соловьи любят кустарники? Как они выводят птенцов? Чем пение соловья отличается от пения других птиц?
Путь проделав длинный,
Прилетает к нам с теплом,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка.)
– Прилетают ласточки в середине мая. Её легко узнать по чёрному оперению и белой грудке. И пьют и едят ласточки на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мухи и комары.
Прилетел к нам, наконец,
Самый лучший наш певец.
Дни и ночи напролёт
Он поёт.
(Соловей.)
– Особенно хорошо поют соловьи, когда цветёт сирень. Наиболее активно соловьи поют до появления птенцов. Потом отцу семейства будет не до пения – надо помогать самке кормить птенцов.
Он живёт на крыше дома.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Аист.)
– В народе считается, что аист приносит мир и счастье в дом, на крыше которого поселился. Недавно учёные сделали удивительное открытие: оказывается, аисты могут спать на лету.
– На первый взгляд жизнь птиц беззаботна. Так ли это на самом деле? Что делают птицы весной? (Птицы высиживают птенцов, строят гнёзда, уничтожают вредных насекомых, откладывают яйца.)
– Люди с давних времён с большим уважением, любовью и заботой относятся к птицам. Много загадок, сказок, потешек и небылиц живут в народе. Давайте послушаем некоторые из них.
Где ты, где ты, ласточка,
Целый день летала?
Солнцу золотому косу заплетала.
Дрозд метёлкой двор метёт –
Дрозд гостей сегодня ждёт,
У него на день рожденья
Червяки на угощенье.
Нашей Любице не спится –
Прилетай к нам, аист-птица,
С тихой дрёмой, с крепким сном,
Угостим тебя зерном,
Напоим водицей.
Прилетай к нам, аист-птица.
– Был на Руси праздник – встречали в этот день весну. Пекли печенье в виде жаворонков. Забирались на крыши изб и пели: «Уж вы, жаворонки, жавороночки, прилетите вы к нам, принесите вы нам лето тёплое, весну красную».
– А сейчас каждый год мы празднуем День птиц в конце марта – перед прилётом скворцов. Какова роль человека в жизни птиц? Что может сделать человек для птиц и чего он делать не должен?
Из дальних стран домой вернулись птицы:
Трещат дрозды, кричат клесты, синицы.
Давно пора ложиться спать, а птицы тараторят.
Не просто так кричат – себе жилища строят.
– Давайте поиграем в игру «Справочное бюро». Работники справочного бюро должны много знать о птицах, чтобы суметь ответить на все вопросы. Я буду задавать вопросы. За каждый правильный ответ вы получаете жетон «Друг птиц».
– Какие птицы здесь живут?
Показывает картинки с изображением озера, луга, леса, кустарника.
– Чьё это гнездо?
Показывает изображения гнёзд, о которых рассказывалось ранее.
– Кто как поёт?
Аудиозапись голосов дятла, кукушки, соловья.
– Что каждый из нас может сделать, чтобы помочь птицам?