- воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю, желание принять посильное участие в охране и защите природы.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.
Предварительная работа: - чтение рассказов о деревьях, заучивание стихов, рассматривание изделий из дерева.
Оборудование: карта Омской области; иллюстрации деревьев, музыкальных инструментов; изделия из дерева.
Содержание непосредственной образовательной деятельности.
1. Вступительная беседа о Родине.
В. – Как называется наша Родина? (Россия) значит, мы с вами: (россияне). Страна наша очень большая, а мы с вами живем вот здесь (показываю на карте) - в Сибири. Значит, мы: (сибиряки). Сибирь - это часть нашей большой Родины - России. Послушайте стихотворение о Родине (читает ребенок):
Мы живем в России:
У нас леса густые,
У нас березы белые
И космонавты смелые,
И небо наше чистое,
И реки наши быстрые,
И Москвы - столицы нашей,
В целом мире нету краше!
2. В. – Сибирь - край богатый. В недрах земли имеются запасы золота, из которого делают украшения (кольца, сережки), железа, из которого изготавливают машины, станки, трубы и многое другое, газа (по трубам поступает в дома и дает тепло). Но есть еще одно богатство в Сибири. Какое? Вы сейчас догадаетесь, если прослушаете внимательно загадку:
"Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем." (Лес)
В. – О чем мы сегодня будем с вами говорить? Что такое лес? Конечно, лес - это не только много деревьев. Это кусты, трава, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери. Давайте вспомним. Какие деревья растут у нас?
Игра с мячом «Назови дерево».
В. – Какое дерево является символом России?
В. – Для многих людей символом России является белоствольная береза. Береза – любимое дерево народа. Оно красиво в любое время года, о нём сложено много стихов. Послушайте стихотворение о березе (читает ребенок):
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
- Почему берёзу называют «Доктор»? (из березовых почек приготавливают лекарства, берёзовый веник выгоняет хворь, сок полезный и вкусный).
Рассматривание изделий из берёзы.
- В Сибири лесов очень много. Леса бывают разные. Как называется лес, где растут березы? (березняк). Найдите среди картин ту, на которой нарисован березняк. А как назовем лес, где растут ели? (Находят картинку ельника.) Сосны? (Сосняк.)
3. Самый большой лес на земле, который тянется на многие километры, называют тайга. Сибирь называют таежным краем. Давайте с вами попробуем мысленно посетить тайгу (прием погружения). Закройте глаза: сосны, ели, кедры, пихты: тяжело гудят вершины деревьев. Скрипят, стонут стволы, поросшие мхом. Сыро, сумрачно, глухо. Корни - выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы. Кругом звериные следы, тишина и безлюдье.
Как вы себя почувствовали в тайге? (Неуютно, захотелось на простор, на солнышко.) Вот такая суровая, негостеприимная тайга.
Послушайте еще одну загадку :
"Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?" (Елка)
Ель легко узнать: она похожа на палатку, остроконечная верхушка и почти горизонтальные ветки внизу.
Ель - дерево певучее. Почему? Что оно умеет петь? Оказывается, из нее делают музыкальные инструменты - скрипки, пианино. А еще телеграфные столбы, шпалы, бумагу.
Рядом с елью в тайге растет чудо-дерево - кедр. Его еще называют кедровой сибирской сосной. Это дерево может (при благоприятных условиях) вырасти огромной величины: представьте себе высоту в 2 пятиэтажных дома, поставленных друг на друга. Вот такой может быть кедр. Леса, где растут чистые насаждения кедра, встречаются очень редко и носят название - кедрач. Повторите это слово. Обычно кедр растет в смешанных лесах, соседствует с елью, пихтой. Ребята, а знаете ли вы, что растет на кедре? Кедровые шишки. Когда шишка созреет, она опадает на землю, не раскрываясь, и орешки из нее не высыпаются. Очень любят лакомиться кедровыми орешками птицы тайги - кедровки. Они собирают орехи в защечные мешки и затем прячут их в траву, под мох. Потом кое-какие орехи они съедают, а некоторые остаются в земле и прорастают. Можно ли сказать, что птицы-кедровки выращивают лес? Из кедра получают вкусное и полезное масло, оно чем-то напоминает нам подсолнечное масло в бутылках, халву. Древесина кедра очень прочная: из нее делают мебель, железнодорожные вагоны, карандаши.
Физкультминутка "Добрый лес":
Добрый лес, старый лес,
Полный сказочных чудес!
Мы идем гулять сейчас
И зовем с собою вас!
Ждут нас на лесной опушке
Птички, бабочки, зверушки.
Паучок на паутинке,
И кузнечик на травинке!
А сейчас я расскажу сказку еще про одно таежное дерево - лиственницу. Когда-то Природа раздавала всем деревьям наряды: березке достались нежные листочки, кедру - длинные пушистые иголки, сосне - тоже иголки, но другие. Деревья говорят: "Почему березке и осинке такие симпатичные лоскутки, а нам - иголки? Мы что, все жизнь шить будем?" И сказала Природа: "Листья будут появляться весной, а на зиму облетать. А иголки останутся на вас вечно, так будет справедливо". Тут и лиственницы очередь подошла. Сперва попросила она себе иголки: все-таки среди снегов всегда оставаться зеленой - просто замечательно! Потом вернулась и попросила хоть чуть-чуть сделать ее похожей на березу. "Хорошо!" - сказала Природа. И у лиственницы остались иголки, как у кедра, сосны, ели, но на зиму они стали желтеть и облетать, как листья у березки. Лиственница - очень прочный строительный материал. Дома, построенные из нее, сохраняются сотню лет. В воде лиственница не гниет, становится прочной, как металл.
Вы думаете, деревьям живется лучше, чем людям? В школу ходить не надо, уроки делать. Это так. Но у деревьев свои сложности. Больше всего деревья боятся заморозков и пожаров. Ведь дерево не может соскочить с места и убежать. Почему в лесу возникают пожары? Что надо помнить людям, которые находятся в лесу? (Не разжигать костров, не мусорить, не ломать ветки, не шуметь.)
О лесе люди придумали пословицы (читают дети):
"Лес - богатство и краса, береги свои леса!"
"Враг природы тот, кто леса не бережет".
4. Чтение стихотворения С. Маршака "Праздник леса":
Что мы сажаем, сажая леса?
Мачты и реи - держать паруса, рубку и палубу, ребра и киль -
Странствовать по морю
В бурю и штиль.
Что мы сажаем, сажая леса?
Легкие крылья - лететь в небеса.
Стол, за которым ты будешь писать,
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.
Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродит барсук и лиса,
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где пестрые дятлы стучат.
Что мы сажаем, сажая леса?
Лист, на который ложится роса,
Свежесть лесную, и влагу, и тень -
Вот что сажаем в сегодняшний день!"
5. Рефлексия
В. – Что стало бы, если исчезли леса? Что дают леса? Что нового вы узнали?
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(281) "Конспект комплексной образовательной ситуации на тему «Не забудем мы подвиг великий наших дедов и наших отцов» для детей старшего дошкольного возраста "
["seo_title"] => string(171) "konspiekt-komplieksnoi-obrazovatiel-noi-situatsii-na-tiemu-nie-zabudiem-my-podvigh-vielikii-nashikh-diedov-i-nashikh-ottsov-dlia-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
["file_id"] => string(6) "239542"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1444816951"
}
}