Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Симбирский костюм» для детей старшего дошкольного возраста (реализация регионального компонента)
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Симбирский костюм» для детей старшего дошкольного возраста (реализация регионального компонента)
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Симбирский костюм» для детей старшего дошкольного возраста (реализация регионального компонента).
Реализация содержания программы в образовательных областях:
Художественно-эстетическое развитие
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Реализация регионального компонента программы осуществляется через программное содержание:
1. Обобщить и закрепить у старших дошкольников знания о народном костюме Симбирской губернии.
2. Закрепить умение применять знания в практической деятельности по выполнению творческой работы с помощью аппликации.
3. Воспитывать интерес и любовь к родному Симбирскому краю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Симбирский костюм» для детей старшего дошкольного возраста (реализация регионального компонента)»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №125 «Рябинка», г.Ульяновск
Автор: Петрова Марина Владимировна
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Симбирский костюм» для детей старшего дошкольного возраста (реализация регионального компонента)
Программное содержание:
1. Обобщить и закрепить у старших дошкольников знания о народном костюме Симбирской губернии.
2. Закрепить умение применять знания в практической деятельности по выполнению творческой работы с помощью аппликации.
3. Воспитывать интерес и любовь к родному Симбирскому краю.
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришла в гости Настенька, героиня сказки «Аленький цветочек». Её злые сёстры из зависти украли её красивый, расшитый узорами, костюм, который оберегал её в трудные минуты. Настенька никак не может без своего костюма. Давайте поможем ей найти костюм нашего края: костюм Симбирской губернии. Как вы считаете, где мы можем найти такой костюм: его носили давным-давно наши бабушки и прабабушки.
Дети: В музее.
Воспитатель: Верно, давайте перенесёмся в музей.
Выключается свет, в это время воспитатель надевает расшитый сарафан и повязку-обруч на голову.
Воспитатель: Дети, посмотрите, какой у меня костюм – симбирский, народный, расшитый узорами. Ребята, какие вы знаете пословицы, поговорки про русский народный костюм (дети рассказывают).
1. Какова пряха, такова и на ней рубаха.
2. По платью встречают, по уму провожают.
3. Береги платье снову, а честь смолоду.
4. Всяк портной на свой раскрой.
5. У бабы рубашки – те же мешки: рукава завяжи да чего хочешь, положи.
6. Не поносишь старого – не носить и нового.
7. Красная птица на голову садится, от холода согревает, всех злыдней отгоняет. («Сорока»)
8. У бедного шуба на рыбьем меху.
Воспитатель: Молодцы, много знаете пословиц и поговорок. Посмотрите вокруг, сколько здесь разных костюмов. Скажите, по каким признакам можно определить, где костюм Симбирской губернии. Давайте поиграем в игру «Назови костюм».
Воспитатель показывает рисунки с изображением русских народных костюмов разных регионов (северорусский народный костюм, южнорусский народный костюм, Симбирский народный костюм).
- Дети, я буду показывать на рисунках части костюма, а вы говорите, что это за деталь.
№1. Северорусский костюм девушки.
Что это?
- сарафан-клинник
- мягкая повязка
№2. Праздничный Симбирский костюм.
- синий сарафан
- кокошник-полумесяц
№3. Южнорусский костюм девушки.
- рубаха, расшитая красной вышивкой
№4. Северорусский костюм замужней женщины.
- рубаха
- сарафан-клинник
- епанечка
- кокошник с шишками
№5. Южнорусский костюм замужней женщины.
- понёва
- рубаха
- нагрудник
- «сорока»
№6. Симбирский костюм девушки.
- рубаха, расшитая вышивкой
- повязка-обруч
(дети называют части костюма)
- Расшитая рубаха, синий сарафан и кокошник
Молодцы! Вот мы и нашли Симбирский народный костюм. Давайте попробуем изготовить такой же для Настеньки, нашей гости.
Детям раздаётся материал для практического задания: макет рубахи, сарафана, кокошника, полоски с узорами вышивки для украшения костюма.
Дети изготовляют костюм.
Воспитатель: Узоры, которыми мы украсили костюм, имеют защитную функцию: они защищают костюм и его владельца. А значит с Настенькой ничего не случиться. Посмотри Настенька, какие красивые костюмы ребята сделали для тебя.
Настенька: Большое спасибо, дети, что помогли мне. Этот костюм я не потеряю: ведь он волшебный, проникнут защитной силой, потому что сделан с любовью. До свидания, ребята, мне пора (прощается, уходит).
Игра «кружева».
Воспитатель: Дети, вы увидели много ярких, красочных костюмов. Как вы думаете, люди, каких профессий создают такие костюмы.
Дети: портной, ткач, швея.
Воспитатель: Верно. Предлагаю поиграть вам в народную симбирскую игру «Кружева». Есть челнок, который помогает шить костюм ткачу, у ткача очень быстрые и ловкие руки. Но даже у него иногда челнок убегал. Играющие выбирают двух водящих: один – «челнок», другой – «ткач». Остальные встают парами, образуя круг или полукруг. Пары берут друг друга за руки, и образуют «ворота». «Челнок» встаёт у второй пары, а «ткач» - у первой. «Челнок» по сигналу «ткача», начинает бегать змейкой, не пропуская ни одни ворота, а «ткач» его догоняет. Если «ткач» его догоняет, прежде чем он добежит до конца полукруга, то становится «челноком», а «ткач» выбирается из других играющих.
Воспитатель: Понравилась вам игра? Пришло время возвращаться в группу. Гаснет свет, воспитатель снимает сарафан.
А теперь скажите мне, пожалуйста, где вы были, что нового вы узнали о Симбирском народном костюме? Для чего украшают народный костюм расписными узорами?