Проявляет активность и инициативность для расширения своих знаний;
Имеет сформированные представления об органах дыхания и их функции;
Обладает элементарными правилами охраны здоровья.
Материалы и оборудование: коробка, игрушка би-ба-бо, шарики, шапочки с изображением облачка на каждого ребенка, схемы: «Путешествия воздуха», «Органы тела», волшебная палочка.
Ход НОД:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, добрый волшебник Познайка принес нам замечательные воздушные шарики. Им скучно лежать в коробке, они просят, чтобы вы их надули. Но шарики эти не простые, они приоткроют нам тайну, отгадку которой мы с вами должны найти (дети надувают шарики)
Воспитатель: - Ребята, а что находится внутри шариков надутых?
Дети : - Воздух.
Воспитатель: - Шарики легкие или тяжелые? Почему?
Дети :- Легкие, потому что воздух легкий.
Воспитатель: - А как воздух попал в шарик?
Дети :- Мы надули их.
Воспитатель :- А разве внутри нас есть запасы воздуха? Откуда вы его взяли?
Дети :- Мы вдохнули его. Мы дышим.
Воспитатель: - Куда попадает воздух, когда вы его вдыхаете? У воздуха есть «свое» место внутри нашего тела? Где оно?
Дети : (В живот, в лёгкие).
Определение цели занятия.
Воспитатель: Чтобы найти правильный ответ, давайте совершим путешествие вместе с воздушными шариками, которые, кажется, знают ответ. Сейчас я взмахну своей волшебной палочкой, и вы превратитесь в воздушных человечков (детям надевают шапочки изображающие облака). Быстрее в путь! Чувствуете, как вас засасывает … в нос! Вот мы и в носу. Хорошенько оглядимся. Везде микробы на каждой пылинке. Но их задерживает «лес» из волосков, которые растут в ноздрях, и специальная липкая масса внутри носа. Когда микробов будет слишком много, нос выбросит их наружу, и тогда готовьте носовые платки. У вас грипп. Дышать следует носом, т.к. холодный воздух в носу согревается и затем поступает в трахею – удивительный воздушный туннель, из которого попадает в легкие. Благодаря легким мы дышим. Они работают и днем и ночью – всю нашу жизнь. Легкие размещаются в грудной клетке вместе со своим неутомимым соседом – сердцем. В этой клетке имеются не только «стены» - ребра, но и пол, только не деревянный, а из мышцы. У этой большой сильной мышцы есть подружки, которые живут между ребрами.
Они большие трудяги и ни минутки не отдыхают. Именно они, опускаясь и поднимаясь, заставляют легкие дышать. Когда мышцы опускаются, становятся воздушными, потому что втягивают в себя воздух. Ток происходит вдох. Когда мышцы поднимаются, легкие сжимаются и выталкивают воздух наружу. Происходит выдох.
Давайте мы с вами попробуем и проведём дыхательную гимнастику, которая поможет нашим лёгким дышать:
«Носик»
Мы немного помычим
И по носу постучим.
И.п. – о.с.
1 – сделать вдох через нос;
2 – на выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая по крыльям носа указательными пальцами.
А теперь я попрошу вас попрыгать или побегать на месте. Стоп. Дышать мы с вами стали быстрее, а наши лёгкие стали работать ещё лучше.
Легкие добрые, заботливые и всегда рады гостям – воздушным человечкам, хотя и не позволяют им долго задерживаться в этой удивительной стране, где обменивается полезный, необходимый для жизни кислород на вредный для человеческого организма углекислый газ. Легкие – наш бескорыстный помощник и друг, а о друзьях надо заботиться, не делать им больно, не доставлять хлопот и неприятностей.
Но чтобы наши лёгкие хорошо работали нужно соблюдать правила безопасного поведения:
Не глотай инородных предметов, они могут попасть в дыхательное горло, что приводит к невозможности дыхания.
Дышим носом.
Избегай простудных заболеваний.
Во рту может быть только еда.
Не смейся и не разговаривай во время приёма пищи!
Практическое упражнение:
Положите руки на рёбра и сделайте глубокий вдох, что вы почувствовали? Теперь выдохните. Что вы почувствовали?
Итог занятия.
Воспитатель: -Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями. Ребята о чём вы сегодня узнали?
Дети: о дыхании, о лёгких, об органах, которые помогают нам дышать.
Воспитатель: Как вы думаете, а важно ли то о чём мы сегодня узнали?
Дети: Да.
Воспитатель: А почему это важно?
Дети: Что бы дышать.
В результате нашего путешествия мы разгадали тайну существования страны Легких, тайну дыхания человека. Мы можем поделиться своим открытием с воздушными шариками (дети играют с шариками).
Литература используемая:
Шукшина, С.Е. Я и моё тело: Пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми/ – М.: Школьная пресса,2004. – 48с. (Программа –« Я – человек» СА. Козловой)