Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Из жизни лягушки"»
Конспект НОД по познавательному развитию на тему
"Где зимуют лягушки?"
Программные задачи:
Закрепить представления детей о жизни лягушек в природе, особенностях их внешнего вида, питания, передвижения, появления новых лягушек.
Познакомить детей с умением лягушек приспосабливаться к жизни в разных температурных условиях.
Ход:
Воспитатель сообщает детям, что на занятие пришел гость – показывает игрушечного лягушонка.
- Лягушонок Кваква узнал, что вы много интересуетесь жизнью настоящих живых лягушек и бережно относитесь к этим маленьким беззащитным животным. Кваква попросился к нам в гости. Я и решила: пусть побудет с нами, а вы ему расскажете все, что знаете о лягушках.
- Ребята, посмотрите на экран. И ты, Кваква, тоже смотри. На слайдах изображены разные лягушки, которые живут в природе. Давайте с ними познакомимся. Глядя на слайды, воспитатель рассказывает, что в природе лягушки бывают разные: по размеру, по цвету. Воспитатель может задавать наводящие вопросы, связанные с внешними качествами лягушек).
- Ребята, расскажите, в каких местах обитают лягушки? Напомню вам, что рассказывать надо подробно, чтобы Кваква было интересно. Имейте в виду – он ведь игрушечный, нигде не был.
На экране появляются картинки с изображением пруда, болота, суши. Дети отвечают, что живут лягушки на болоте, в пруду, в озере – везде, где есть вода.
- Ребята, без воды лягушка жить не может, у нее пересыхает кожа, а она дышат не только легкими (как все наземные животные), но и через кожу.
- Обратите внимание на то, как лягушка раздувает свой горловой мешок, когда издает звуки. Видео на слайде.
- Все жабы и лягушки квакают по-разному. Вот послушайте (звуковая запись - кваканья лягушек).
Далее воспитатель предлагает детям рассказать о том, как передвигаются, что лягушки едят в природе (в сырых местах много комаров, мошек - ими и питаются лягушки), как охотятся на мошек, кто на них охотится.
Если надо, то воспитатель задает наводящие вопросы: Какой длины задние и передние лапы? Что помогает лягушке легко плавать? (перепонки между пальцами) Чем интересен язык лягушки? Какие глаза? Как передвигается?
- Ребята, обратите внимание на то, что в природе всё взаимосвязано.
- Некоторые люди считают лягушек вредными, неприятными. Это неправильно: лягушки беззащитны и безобидны. Они поедаютмножествокомаров, мошкары и сами служат кормом для многих животных. Их не следует ловить, обижать, брать в руки.
- Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть и понаблюдать вместе с Кваквой за маленькими лягушатами. Воспитатель подключает электронный микроскоп. На экран телевизора выводится изображение яиц будущих лягушек
- Ребята, посмотрите, какие-то шарики. Разве это лягушата? Нет, это икринки, из которых потом появятся головастики,которые потом становятся лягушатами и взрослыми лягушками.
Воспитатель показывает видео развития лягушки (убыстренное)
Физкультминутка «Про лягушек и комара»
Две лягушки-хохотушки (Показывают указательный и средний пальцы, остальные подбирают.)
Прыгали, скакали. (Изображают прыжки в воздухе пальцами.)
Лапкой – хлоп, другой – хлоп, (Ладонью ритмично хлопают по ноге.)
Щеки раздували. (Показывают округлость пальцами вокруг щек.)
Увидали комара, (Делают щепотку из трех пальцев руки, изображают траекторию полета комара, прослеживают ее глазами.)
Закричали: «Ква-ква-ква!» (Большой палец руки ставят против всех остальных, изображают открывание и закрывание рта.)
Улетел комар, как ветер. (Производят резкое движение руки вперед, вытянув указательный палец.)
Хорошо пожить на свете! (Поглаживание ладонью по груди.)
Физминутка с интерактивным полом «Лягушки»
-Кваква, дети тебе хорошо рассказали о том, как лягушки живут в природе. Все это происходит в теплое время года: весной, летом, в начале осени. А вот что же бывает зимой, когда на улице мороз, кругом снег, пруды покрыты льдом? Ребята хотят про это узнать. Самое трудное время для наших животных – это зима с ее холодами. Как от них спастись? Многие птицы улетают на юг, где морозов не бывает. Медведи всю зиму спят в своих берлогах. Ну а лягушки? Олеся Ромашова расскажет вам о жизни лягушек зимой:
«Когда приходят осень, лягушки ищут укромное местечко где-нибудь в пруду или болоте, забиваются глубоко в ил и засыпают на всю зиму. Иногда они даже промерзают и становятся твердыми, как ледышки. Но пригреет весной солнце, растопит лед, и лягушки тоже отогреются, вылезут наружу и начнут свои концерты. Значит лягушки приспособлены к нашей зиме, потому она для них и не страшна».
Воспитатель: Ребята, мы с нашими юными учеными ходили в лабораторию детского сада и провели один очень интересный опыт. Видеофрагмент опыта из лаборатории. Опыт «Почему лягушка зарывается на зиму в ил?»
1 этап. Взяли две прозрачные емкости. В обе положили маленьких резиновых лягушек. В однуемкость насыпали песок до половины и залили водой. В другую емкость налили простой воды. Поставили в морозилку.
2 этап. На следующий день с помощью палочки определили, что лягушка в емкости с обычной водой замерзла полностью, а зарытую в песок лягушку можно легко достать.
Вывод: лягушка на зиму забирается в ил потому, что там теплее и уходит в спячку.
Вопросы:
- Как зимуют лягушки?
- Почему они не могут жить зимой на земле?
- Лягушонок, ты теперь знаешь много, увидел своих друзей лягушат, услышал рассказы ребят, узнал, где зимуют лягушки. Дети тоже много знают и понимают, почему к живым лягушкам надо бережно относиться.
А я знаю одну любознательную лягушку, которая не захотела засыпать на зиму и отправилась в интересное путешествие. Я предлагаю вам вернуться в группу и послушать сказку «Лягушка-путешественница».