Просмотр содержимого документа
«Конспект ОД по познавательному развитию Тема: «В мире природы»»
Конспект ОД по познавательному развитию
Тема: «В мире природы»
для детей подготовительной группы
Программное содержание:
1. Познавательное развитие.
- Дать детям представление о лесе, как о целостной экологической системе.
- Закрепить знания детей о существенных признаках животных (рыбы, птицы, насекомые, звери), о среде обитания в Калининградских лесах.
- Знакомство с образом жизни божьей коровки через использование предметов- заместителей.
- Выделение частного из общего, объединение частного в общее.
- Продолжать развивать память, мышление дошкольников через пальцевую йогу (Мудры).
- Развивать логическое мышление дошкольников, умение делать выводы, читать модели.
- развивать познавательные способности, мыслительные операции.
- Воспитывать желание заботиться о природе и правильно вести себя в лесу.
- Воспитывать познавательный интерес к природе.
- Воспитывать дружелюбие, умение работать в коллективе, выслушивать собеседников.
2. Речевое развитие.
- Учить умению рассуждать, аргументировать свои высказывания.
- Продолжать привлекать детей к участию в содержательном разговоре.
- Развивать связную речь дошкольников, умение отвечать полным ответом, грамотно строить предложение.
Материал:
Лист ватмана, цветные фломастеры, картинки с изображением лесных зверей, насекомых, рыб, птиц, карта области «Животные наших лесов», кукла Лесовичок и Божья коровка, модели существенных признаков животных, осенние листочки, предметы-заместители, коробочка, карандаши, раздаточный материал – схематическое изображение божьей коровки.
-2-
Ход занятия.
Организационный момент.
- За окном у нас, ребята, сейчас осень, на улице прохладно, а в детском саду тепло, уютно, и я хочу, чтобы вам было хорошо и уютно и у вас было хорошее настроение. А мы знаем, что у здорового человека всегда хорошее настроение. Что поможет нам укрепить здоровье. (Мудры)(Дети выполняют пальцевую йогу«Мудры» (мудру «Знание», мудру жизни.)) Вы почувствовали, какое у вас радостное настроение? И я почувствовала. Я предлагаю вам продолжить занятие. И занятие у нас будет такое же доброе, приятное, теплое и необычное.
П.Ребята, сегодня к нам пришел в гости Лесовичок, да не один, а со своим другом. Попробуйте угадать, кто это?
«Жил-был на белом свете…» (на ватмане фломастером рисуем круг).
Кто это? (ответы детей) «Жил на свете вот такой …» (дорисовать шестьлапок). Кто это? (ответы детей) «Да, жук, да не простой жук …» (дорисовать на спинке фломастером точки) Кто это?
Загадка:
Спинка красная, на ней черные круги,
С каждой стороны по три ноги. (Божья коровка).
П.Божья коровка относится к какой группе животных (рыба, птица, насекомое, зверь)?
Работа с моделями.
П. Ребята, на столе находятся модели существенных признаков животных. Выберите только те модели, которые характеризуют насекомых.
(Дети выбирают модели и рассказывают, что они обозначают)
Что делают насекомые в осеннее время? А почему они зимой спят?
П.Вот с каким другом ко мне и к вам пришел сегодня утром Лесовичок. (Показать божью коровку). Лесовичок рассказал мне, как к нему попала божья коровка, а я расскажу вам. Если я ошибусь, он меня поправит.
«Наша божья коровка жила около … Как вы думаете, что это? (Ответы детей )(Педагог дорисовывает деревья)
П. Какие лиственные деревья вы знаете? (рябина, береза, клен и т.д.)
Как называется лес, где живут эти деревья? (Лиственный)
-3-
(Педагог рисует ель и сосну) А что это за деревья? Как называется лес, в котором растут сосны и ели? (Хвойный) А как называется лес, в котором живут дружно сосны, ели и лиственные деревья? (Смешанный)
П.Ребята, лес не был бы лесом, если бы в нем не росли … (Педагог рисует кусты, ягодные кустарники, грибы). Какие кусты с ягодами растут в лесу? (Ежевика, малина, шиповник, смородина и т.д.)
А какие грибы растут в лесу? А как правильно их собирать? Зачем нужна грибница? (Ответы детей)
П. И вдруг на небе появилась … (рисуется туча), пошел дождь. Божья коровка спряталась … под чем? (рисуется листок) Вдруг поднялся сильный ветер, подхватил листочек с божьей коровкой и полетел он далеко. И божья коровка на листочке прилетела к домику Лесовичка, там он её и нашел. Лесовичок пожалел божью коровку и спрятал у себя в домике.
Игра на дыхание «Листопад» (Дети дуют на осенние листочки и сравнивают, у кого самое сильное дыхание)
Предлагаю вам превратиться в жучков и поиграть.
Физминутка – подвижная игра «Жук»
Майский жук сидел в канавке,
Майский жук пополз по травке,
А когда он полетит:
Зажужжит и загудит.
П.А теперь я вам расскажу о божьей коровке (Рассказ с использованием предметов-заместителей).
Она хоть и насекомое, а тоже хищница. В поисках еды она бегает по листочкам и поедает тлю. Тля – это крошечное насекомое. Она очень вредная, потому что из растений тля сосет сок и растения погибают. А божья коровка поедает 200 тлей за день, аппетит у неё хороший. А как вы думаете – вредная она насекомое или полезное? (Полезное, ведь она защищает растения) Эта малышка хорошо умеет защищаться, она выделяет «молочко» оранжевого цвета. У божьей коровки «молочко» на вкус как горький перец, очень едкое, поэтому её не едят ни птицы, ни пауки, ни ящерицы. Её яркая окраска ей не мешает, а как будто предупреждает: «Меня кушать нельзя, я невкусная». Есть много видов божьих коровок. Различаются они в основном по количеству пятен на спине. У нас в
стране чаще всего можно встретить семиточечную коровку, с семью пятнышками.
Лесовичок хочет вас спросить, а у вас около города есть лес?
А вы знаете правила поведения в лесу?
Предложенные правила:
1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешать!
3. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени – ещё вырастет!
4. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
5. Пучеглазую лягушку, ползучего жука, кусачих муравьев можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
6. Звери всякие нужны – звери всякие важны! Не обижай, не пугай их зря!
Воспитатель: Все ли правила верны?
Дети: Нет.
Они выбирают нужные. И доказывают, почему они их выбрали.
А какие животные живут в ваших лесах? (Ответы детей)
Лесовичок загадывает загадку:
Вперевалку зверь идет,
По малину и по мед,
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
А этот зверь живет у вас в лесу? (Ответы детей)
-5-
Дети, а ведь вы ошиблись, когда сказали, что в ваших лесах живет медведь. Приглашаю вас к карте Калининградской области. Посмотрите внимательно на карту, нашли? Нет.
(Дети рассматривают карту)
А теперь задание на внимание:
Развивающая игра «Кто лишний»:
- среди зверей - насекомое;
- среди насекомых – птица;
- кто из животных не имеет свой домик? (заяц)Почему?
- кто из животных не живет в лесу (рыба) Почему? И т.п.
П.Лесовичок, а хочешь мы тебе расскажем о прошлом нашего города. Как наш город назывался раньше? (Ответы детей)
Наш детский сад на какой улице находится?
А вы на какой улице живете? (Ответы детей)
В старые времена в городе Кёнигсберге улица Дрожжевая называлась – Лисьей тропой, улица Батальная – Волчьей тропой, улица Автомобильная – Заячьей тропой. Догадайтесь, почему?
(Ответы детей)
Л. Сколько лет живу в лесу, а о таком и не слышал. Спасибо вам ребята. А что мне с божьей коровкой делать. Вам оставить или с собой в лес взять? (Ответы детей)
(Подвести детей к выводу о том, чтобы Лесовичок забрал божью коровку обратно в лес и отпустил её там, так как животные должны жить на свободе, на воле, на природе).
Л. Спасибо вам дети. Я на память дарю вам бумажных божьих коровок, которых вам необходимо дорисовать. До свидания.