| Формирование умения правильно произносить звук [с] в слогах и словах. | Закреплять артикуляцию и изолированное произнесение звука [с]. Формировать умение правильно произносить звук [с] в слогах и словах. Продолжать формировать умение определять наличие и место звука в слове. Формировать умение в правильном употреблении форм родительного падежа имен существительных. Формировать умение подбирать однокоренные слова к слову «снег». Развивать целостное восприятие, внимание, память, мимическую и мелкую моторику. | Игрушка-дразнилка «Снеговик»; разрезная картинка «Снеговик»; набор снежинок; набор парных предметных картинок со звуком [с] в названии (с изображением тучки или сне-жинки с обратной стороны); предметные картинки для определения места звука в слове; силуэтные изображения слона, куста и снеговика для упражнения «На что похож сугроб?»; лист бархатной бумаги; пиктограммы «Грусть», «Удивление» и «Радость»; белые шерстяные нити для лучиков. | 1. Организационный момент. Логопед. Посмотри, кто-то нам прислал письмо. Давай его прочитаем. Меня не растили, Из снега слепили. Вместо носа ловко вставили морковку. Ты догадался, от кого письмо? Ребенок. От снеговика. Логопед. А вот и он сам, в окошко заглядывает и приглашает тебя на прогулку. 2. Давай подразним снеговика. Улыбнись ему и покажи, какие у тебя ровные зубки (упражнение «Забор»). А теперь покажи ему язычок, плоский как лопата (упражнение «Лопата»). Подуй на язычок, покажи снеговику, что с ветерком ты очень дружишь (упражнение «Ветерок»). Убери язычок за зубки и покажи, какие они у тебя чистые (упражнение «Почистим нижние зубки».) 3. А теперь оставь язычок за нижними зубами, сомкни зубы, улыбнись и пусти ветерок (ребенок произносит: с-с-с). У тебя получился любимый звук снеговика. Давай его послушаем. Аудиозапись «Снег скрипит». Пройдись по снегу и послушай, как он скрипит. Делай шажок и произноси звук [с] в конце каждого моего слова: ле.., но.., пу.., ква.., пылесо.., абрико.., авто-бу.., анана.. . Ребенок договаривает каждое слово звуком [с] и при этом делает шаг. 4. Посмотри, как много снега! Давай поиграем в снежки. Слепи из снега снежок и брось его подальше: ас Ребенок делает комок из ваты, бросает его и повторяет за логопедом слог. Делай следующий снежок: ыс (Аналогично обыгрываются слоги ос, ус, эс, ис.) Похрусти снежком и послушай, о чем он нам расскажет. Иско-иско-иско — зимой солнце низко. Аска-аска-аска — вокруг из снега сказка. Исто-исто-исто — снег все спрятал, чисто. Ребенок повторяет за логопедом слоговые ряды, после чего логопед договаривает чистоговорку. Зрительная гимнастика "Точка". 5. Посмотри, снег пошел, с неба снежинки падают. Попробуй их поймать, но лови снежинку только тогда, когда услышишь в слове звук [с]. Санки, шуба, вьюга, снег, коньки, зима... 6. Посмотри, снега стало намного больше! Из него можно еще одного снеговика слепить. Ребенок собирает разрезную картинку «Снеговик» (рис. 3). По ходу работу логопед задает вопросы: Кого ты слепил? (снеговика); из чего ты слепил снеговика? (из снега); если снеговик из снега, значит, он какой? (Снежный.) Снеговик решил с тобой поиграть. Он знает, что снег падает из тучки. Тебе нужно к каждой тучке подобрать снежинку так, чтобы картинки на обратной стороне подошли друг к другу, были парой. Перед ребенком в два ряда лежат картинки: первый ряд — «тучки» — картинки одного комплекта, второй ряд — «снежинки» — картинки второго комплекта. Если пара не получится, картинки нужно положить на место и место это запомнить. Пары: лиса — слон, кастрюля — сковорода, сыр — колбаса, свитер — сарафан, самосвал — пупс, автобус — самолет. Пары составлены. Лиса около кого? Самосвал около .., сыр около ... и т.п. Ребенок называет соответствующую картинку. 7. А снег все идет и идет. И знакомые нам предметы превратились в большие сугробы. Посмотри внимательно, на что похожи эти сугробы? Ребенок. На куст, на слона, на снеговика. Логопед. А под каким из трех сугробов спрячутся эти предметы? Произнеси название картинки и определи, где находится звук: в начале, конце или середине слова? (Картинки: санки, самолет, весы, миска, глобус, автобус). Спрячь картинку под нужный сугроб. Ребенок выполняет. 8. Какая странная снежинка к тебе прилетела. Какая она? Ребенок. Грустная. Логопед. Покажи, какая она грустная. Ребенок. Она грустная, потому что лучиков у нее мало, а ведь снежинка должна быть лучистая, узорная. Логопед. Но чтобы появился лучик, нужно вспомнить снежное слово — слово, в котором снег прячется. Первый лучик у нас есть — это слово «снежинка». Давай продолжим. Комок из снега ... (снежок). Девочка из снега ... (снегурочка). Человечек из снега ... (снеговик). Баба из снега ... (снежная баба). Цветок, первым появляющийся из-под снега ... (подснежник). На каждое слово ребенок выкладывает ниточки-лучики вокруг снежинки. Увидела снежинка, как много у нее лучиков, и удивилась. Покажи, как она удивилась. А потом весело улыбнулась. Покажи как. Ребенок выполняет. 9. Итог занятия. Логопед. Наша прогулка подошла к концу, пора возвращаться. А снежинку можно взять с собой? А почему нельзя? Ребенок. Растает. Логопед. Пусть она останется на улице, вместе со снеговиком. А развлекать их будет звук, который тебе сегодня помогал на занятии. Что это за звук? Ребенок. С-с-с. | |