Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия по автоматизации звука «Ш» в слогах, словах, во фразах.»
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука «Ш» в слогах, словах, во фразах.
Цель: автоматизация звука «Ш» изолированного, в слогах, словах, во фразах Задачи: коррекционные: - совершенствовать артикуляционный праксис; - уточнить артикуляционный уклад звука «ш»; - развивать фонематический слух; - отрабатывать звука «Ш» изолированно, в слогах, словах, во фразах. - совершенствовать общую моторику и мелкую моторику пальцев рук; развивающие: - активизировать словарь словами цирковой тематики; - развивать речеслуховое внимание, зрительное восприятие, мышление; воспитательные: - прививать навыки самоконтроля при выполнении упражнений, артикуляции звука; - воспитывать желание говорить красиво, правильно.
Оборудование: картинки – пазлы «Цирк», билеты-приглашения, сундучок с артикуляционными карточками, удавы, карточки с символами артикуляции звука «ш», обручи, , сухой бассейн, игрушки, воздушные шары, ширма, мольберт, арена, зеркала, бумажные платки. Аудиосредства: музыкальный диск с записью музыки на цирковую тематику.
Ход занятия: 1.Организационный момент. Логопед: Здравствуй, я так рада видеть тебя! Принесла тебе картинки, а они рассыпались. Помогите собрать их. (на столе лежит картинки-пазлы, берет со стола по одному фрагменту и складывают ее)
Логопед: Кого ты видишь на картинке? Где они выступают? (В цирке) Логопед: Есть разные виды цирков, это цирк – шапито – передвижной цирк, с шатром. А ты любишь цирк?
Цирк, цирк, цирк – нас приглашают с вами в цирк-шапито,
Ваш давний знакомый звук.
А какой звук, ты сам скажи, прослушав чистоговорку:
«Наша Маша кушает кашу».
Какой звук чаще всего слышится в чистоговорке? Молодец! Получай билет-приглашение. «Глазки закрываем, до пяти считаем – 1, 2, 3, 4, 5. В цирк мы попадаем».
(Звучит музыка, педагог открывает ширму, предлагает ребенку открыть глаза.) Логопед: Вот мы и в цирке.
2. Основная часть. Снятие мышечного напряжения. Логопед: И первые нас силачи встречают, в своем номере участвовать приглашают, а силу им предают регулярные тренировки.
Давай и мы с тобой попробуем: «Верх-вниз, верх-вниз это, мама, не каприз! вправо-влево, вправо-влево посмотри, как королева. покивать по сторонам нужно нам, так нужно нам головою покрутить не забыть, не забыть. и незнайками побыть плечи вверх и опустить и плечами повращать нужно плечики размять. вперед-назад, вперед-назад и все дела пойдут на лад.»
(Крупенчук "Стихи для развития речи")
Артикуляционная гимнастика. «Сам волшебник Шушиман Прибыл из далеких стран. Тебя в помощники зовет, Сундучок тебе отдает». Логопед: Чтобы открыть волшебный сундучок, надо поколдовать. «Шакли, Шокли, Шук. Сундучок открывается гимнастика начинается». Логопед: Садитесь поудобнее, выполним артикуляционную гимнастику. ( выполняет артикуляционные упражнения –«Забор- Окно – Мост - Лопата – Лопата копает _ Вкусное варенье – Теплый ветер».) Логопед: Какие у тебя ловкие губы, язычок. Отработка изолированного звука «ш». «А теперь на арене удавы лежат И тихонько-тихонько на всех шипят». Логопед: Давай пошипим вместе с ними. ( проводит по удавам пальцем и шипит «Ш-Ш-Ш…..» Характеристика артикуляции звука «ш». «Жонглёры выступали, Мячи все растеряли». Логопед: А мы будем мячи собирать и что делают губы, язык когда произносим звук «Ш» вспоминать. (собирает мячи-карточки с артикуляционным укладом звука «Ш») Отработка плавной воздушной струи. «Воздушный гимнаст словно птица Под куполом цирка веселится. Чтобы было ему веселее, Подуем на него сильнее». ( дует, не надувая щек и не поднимая плеч, на поддувашку воздушного гимнаста.) Работа над фонематическим звуком. «Опять на арене идет дрессировка, Тигры в обручи прыгают очень ловко». Логопед: Будем тоже прыгать в обручи, но только тогда, когда услышим звук «ш» в слогах. ( прыгает в обруч, когда слышит звук «Ш» - «та, ша, ап, шу, ама, ос, уш, ошк».) Отработка звука «ш» в слогах. Логопед: Сейчас попугай - говорящий покажет свое мастерство, а мы будем за ним повторять все, что он скажет: ша, шо, шу аш, ош, уш шка, шко, шку ашк, ошк, ушк ( повторяет слоги.) Отработка звука «ш» в словах. «Клоуны, клоуны – весёлый народ, В коробочки насыпали оранжевый горох». Логопед: Интересно, а что мы сможем найти под горошинами? ( находит в горохе маленькие игрушки: мышка, лягушка, петушок, петрушка, матрёшка, шарик, шнурок.) Логопед: Назови, что ты нашел? Четко и громко произносите звук «ш». ( перечисляет слова со звуком «Ш».) Логопед: Перед тобой 3 коробочки, найденные игрушки разложи по коробочкам определив место звука в словах. Отработка звука «ш» в стихотворение. «Дрессировщик на арене, Но, а где же его звери? Чтоб представление не сорвать, Надо животными на минутку стать. Превращенье начинается, В животных мы превращаемся». « Ученые мартышки»
Две проказницы мартышки Полистать любили книжки. Потрясти их, полизать И как будто почитать. Ловко принялись за дело И очки они надели. К носу книжку поднесли, Вдруг подальше отвели. Ничего в очках не видно. И мартышкам так обидно!
Логопед: Молодец, хорошо помог дрессировщику. 1, 2, 3, 4, 5 – превращайся в Сашу опять. (Звучит музыка). «Было весёлым представление, Но пора и честь нам знать, Глазки закрываются, Домой мы возвращаемся." 3. Итог занятия Логопед: что тебе понравилось? Какой звук изучали? Чем занимались? Какие новые слова узнали? «Всем нам нравятся комплименты! И бурные аплодисменты! Будь счастлив и не забывай Звук «Ш» почаще вспоминай!»