Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №63 городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Конспект занятия
по обучению грамоте в средней группе
«Гласный звук»
Составила:
Учитель-логопед Вилкова Г.А
Познавательные цели:
Формирование знаний о гласных звуках. Обучение выделению гласных звуков из ряда звуков. Закрепление образования уменьшительно – ласкательных форм существительных.
Физическое развитие:
Формирование силы голоса и речевого дыхания, слухового внимания, координации речи с движением.
Социально – коммуникативные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Воспитатель: Дети, давайте повяжем друг другу красные ленточки и удивимся : «Как красиво».
Мы умеем удивляться! ( дети удивленно поднимают бровки)
Сегодня нас ждет, что то очень интересное. Давайте покажем, как мы этому рады и улыбнемся (Дети улыбаются)
К сожалению, за окном тоскливая и пасмурная погода, которая нас расстраивает (дети хмурят бровки).
Давайте повторим:
Мы умеем удивляться,
Мы умеем улыбаться,
Мы умеем хмуриться!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся в Страну Гласных звуков. Мы подготовились и повязали друг другу красные ленты. А почему мы выбрали красный цвет?
Дети: Потому что мы отправляемся в Страну Гласных звуков, а гласные звуки обозначаем красным цветом.
Девочка завозит коляску с куклой.
Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь плачет чья-то куколка. Какую песенку нужно ей спеть, чтобы она перестала плакать, какой гласный звук нам поможет?
Дети: гласный звук А.
Воспитатель предлагает успокоить куклу нескольким детям, пропев звук А.
Воспитатель: В коляске кукла Оля, а плачет она потому, что у неё болят зубки.
(Из-за ширмы доносится О-О-О). Ребята, как кукла плачет?
Дети: О-О-О.
Воспитатель: Обнимем свои щечки теплыми ручками, споем зубкам песенку, чтобы наши зубки никогда не болели.
Дети произносят: О-О-О.
Воспитатель: Звук О гласный. Зубки у нашей куклы перестали болеть, пусть она поспит, а мы продолжим наше путешествие.
Посмотрите, к нам подъезжает паровоз. Послушайте, как он гудит.
(Из-за ширмы У-У-У) Повторите.
Дети: У-У-У.
Воспитатель: Давайте громко погудим, а затем тихо. Кто же к нам приехал на паровозике?
Воспитатель: На лошадке можно весело скакать и кричать Эй. Первый звук Э.
Давайте пропоем Э-Э-Э.
Воспитатель: На пути нам встретился медведь.
Медведь у пчел отведал мед.
Мишка жалобно ревёт:
Ы-Ы-Ы – покусали меня пчёлы!
Какой звук нужен медведю, чтобы реветь?
Дети: Звук Ы-Ы-Ы.
Воспитатель: Давайте покажем, как медведь ходит и ревет.
(Дети изображают медведя и проговаривают звук Ы-Ы-Ы.)
Воспитатель: Какие звуки мы узнали в Волшебной стране звуков?
Дети: гласные звуки А,О,И,У,Э,Ы.
Воспитатель: Лиза знает стихотворение про гласный звук.
Лиза:
Гласные тянутся к песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу и звать и аукать,
Но не желают свистеть и рычать.
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся со звуковыми символами гласных звуков, Звуковой символ – это графическое изображение звука, показывающее, как нужно открывать ротик и положение язычка. (Рассказ воспитателя о символах)
Физминутка:
Мы ногами топ-топ- топ.
Мы руками хлоп-хлоп-хлоп.
Мы глазами миг-миг-миг,
Мы плечами чик-чик-чик.
Раз-сюда, два –туда.
Повернись вокруг себя.
Раз -= присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.
А теперь попробуйте выбрать символ звука, с которого начинается ваше слово. Дети выбрали символ звука, подходящего к слову из конверта.
Игра «Угадай картинку».
Воспитатель: Ребята, это волшебная полянка, На ней «заколдованные картинки». Давайте попробуем их «расколдовать».
Вышли на полянку.
Сели все в кружок.
Угадай картинку
Милый мой дружок!
(Дети садятся в круг. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками.)
Воспитатель: Поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку, название каждой картинки начинается с гласного звука ( следить, чтобы дети не надували щечки). Молодцы! Справились с заданием. А теперь выберете символ звука, подходящего к вашей картинке.
Игра «Назови ласково»
Отгадайте загадку:
Стукнешь о стенку,
А я отскачу.
Бросишь о землю,
Ая подскачу.
Я из ладоней в ладони лечу,
Смирно лежать ну совсем не хочу!
Дети: Мяч.
Воспитатель: Мяч умеет превращать любые слова в ласковые. Поиграем с ними? Я буду называть вам слово, а вы называть это слово ласково, например : солнце – солнышко.
(Облако, ветер, дерево, трава, цветок и т.д.)
Итог занятия.
Воспитатель: С какими звуками мы с вами познакомились? Как произносятся гласные звуки? Что понравилось на занятии? Дайте оценку занятия смайликами.