kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока:"Гласные звуки и буквы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Цели  урока

 

Научить  различию  между  буквами  и  звуками, сопоставить  про­изношение  и  написание слов. Закрепить  знания  детей  о  главных  признаках  гласных  и  согласных  звуков,  об их сходстве  и  различии  в  написании буквами.  Научить   выполнять   звуковой   анализ  слов  и  обозначать  в  цвете.( гласные - красный,  согласный – синий и зелёный).

 

Развитие  фонематического  слуха  и  активизация  словаря  учащихся.    Развивать орфографическую  зоркость, грамотность  письма. Развивать  образное  и творческое мышление, речь  уч-ся  и интерес  к  изучению  русского  языка.

Воспитание  культуры  правильной  и  грамотной  речи  взаимодействия   с  окружающими. Любовь  к  чтению  и  книге.

 

Оборудование:  таблицы,  наглядность, карточки,  портрет Чарушина,  словарные  слова,  буквы.

 

 

Ход урока.

.

Организационный момент. Эмоциональный настрой. ( ритмическое упр. Песня)

 

Чистописание.

- -    Какие орфограммы встретили в написании слова классная работа?

 

-  Откройте  учебник  на  стр.  27 -«Пиши красиво»

 

- Какие  буквы  мы  будем  писать? Как  они  называются? А,  Я,  О,  Ё,  Э,  Е,  У,  Ю,  И,  Ы. (заглавная  и  строчная). Все  приготовили  ручки  и  приступили  к  написанию  гласный  букв.

        Словарная  работа.

       Проведём  не  обычно , я  буду  шифровать  слова  а  вам  надо  додумать  какое слово  вам  надо  написать  и  вслух  говорить  его  не  надо. (напомнить  красная  строка, писать  с  заглавной  буквы)

 Показываю  ребус (  мороз),  показываю  пенал , рисунок  девочки. ( кто  это?), говорю  слова:  это  слово  говорят,  если  вас  благодарят. (  спасибо), показываю воробей (какая  эта  птица?)  Воробе?й — Это одна из самых известных птиц, обитающих по соседству с жилищем человека и хорошо узнаваемых как по внешнему виду, так и по характерному чириканью. 

Словарные  слова  наглядность

Актуализация  опорных  знаний.

Упр.1  стр.  27  Прочитать  стих  хором  вместе.  А  сейчас  прочтёт  вслух и  с  выражением. (один  ребенок) А о  ком  мы  прочли? О  зайце

  - Из  чего  состоит  слово ?  Из  букв.

    Собери  слово(  а, з, ц, я)  Назовите  буквы? 

 -Из  чего  состоит  слово,  которое  мы  произносим или  слышим.  Из  звуков.

 - Давайте  вспомним ,  какие  правила  знаем?

                произносим                                               видим

Звуки              и                                     Буквы               и

                   слышим.                                                  пишем.

Показываю  таблицы

- Какой  бывает  наша  речь?  Устной  и  письменной.

Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

 -  Сегодня  мы  продолжим  работу  со  звуками  речи,  проведём  анализ  новых  слов,  узнаем,  как  будем  записывать в  скобках  звуки. 

      А  какие  звуки  бывают?

        Гласные  и  согласные. 

    Какими  цветами  будем  их  различать?  Гласные - красный,  а  согласный  синий   или         зелёный.

Работа  по  учебнику. Стр. 28

Букв как  мы  уже  говорили  их  10,  а  вот  звуков  только  6. Записывать   их  будем  в  скобках,  так  как  они  невидимки.  ( таблица)

Сейчас нам следует запомнить:

  •   Звуки,   при произношении   которых   воздух  легко проходит через  рот, называются гласными.  Их шесть:  а,  о,  у,  ы,  и,  эБукв,  обозначающих  гласные  звуки, несколько  больше:  а,  о,  у,  ы,  и,  э,  е,  ё,  ю,  яВ  слове   столько  слогов,  сколько  гласных звуков.  Бывает  и  один  гласный  слог,  как  с слове  СОМ.

Давайте проверим, действительно ли при произношении гласных воздух проходит через рот свободно.

Учитель  приглашает  ребят  «попеть»  гласные  звуки:  а,  о,  у , ы,  и,  э. Сочинить несколько простых  слов, где гласный  звук образует  слог. (Осы, арбуз,  улитка,  автобус,  игла,  зкран….)

 МОЖНО  произнести  6  гласных   А ,  О,  У,  Ы,  И,  Э.

А вот, звуки, которые  зовут согласными, произносят  не  просто  выдыхая  воздух  изо рта,  а ставя  ему  преграду  языком: Д, д, д; Б, б, б.

Согласными  мы более  серьезно  займемся  на  следующих  уроках.

   А)   Сейчас  мы  будем  выделять  в  словах  звук  [и] 

   -  Я  читаю  слово, вы  хлопаете,  если  в  слове  есть  звук     [и] . Будьте  внимательными.

         ЛИМОН,  УТЁНОК,  ЛИНЕЙКА,   ИГРА,  ПАУК,  СИЛЬНЫЙ,   ДЕТИ,   БЕЛКА,  СЛИВА.

    б)     Разделите  картинки  на  2  группы:  ( у доски)

          В  первой  группе  будут  слова,  где  слышится  звук  [ы],  во  вторую  группу  -  звук [у]

        ЛЫЖИ ,  МЫЛО,  ПУШКА,  ЖУК,  РАДУГА,  БУСЫ.

     В  картинке  бусы,  встречаются  два  звука.  Поэтому  можно  отнести  в 1 или 2,  а  можно   в 3 отдельную  группу.

Работа   по  учебнику  стр.  28

Вывод:  Гласные  звуки  произносятся  свободно,  без  преград  и  записываются  в  скобках.

 Стих  

Гласные  тянутся  в  песенке   звонкой.

Могут  заплакать  и  закричать,

Могут  в  кроватке  баюкать  ребенка,

Но  не  желают  свистеть  и  ворчать.

Упр.2  С  разбором  у  доски.  (  таблица мягкости  и  твердости)

СОСТАВЛЯЕМ  схемы   слов    астра,  ослик,  утка,  ирис.

  -  Сколько  гласных  звуков?  Сколько  слогов? Сколько  букв?

Динамическая  пауза.

-  Послушайте и скажите, что  или  кого  услышите? ( звуки  природы)

 -  Мы  слушали , какие  то  звуки. Пение  птиц,  шум  воды.

  -  Тысячи  разных  звуков  окружают  нас:  речевые  и  неречевые  звуки.  Представьте,  что  вы  оказались  на ферме. Каких  животных  вы  могли изобразить  через  звуки.

-  Корову, козу,  лошадь, свинью, барана, овца,  собаку,  кошку,  петуха,  курицу,  гусей….

   -  Какие  мы  звуки  слышали?  Неречевые   звуки.

  -  Что  вы  сейчас  делали?  Слушали  и  говорили.

 

Работа  с гласными звуками и буквами.

 

Упр. 4. – устно. ( а, о, у, и, ы)

Бок, бак, бык,. Палка, полка,  пилка,. Тачка, точка, тучка.

Сделайте вывод о значении гласных звуков и букв.

 

Упр. 5 – самостоятельно.

       Мама  налила  молоко  в  бидон.  В  саду  расцвёл  бутон  розы.  Пекарь  вынул  из  печки  вкусный  батон.

Проверка – фронтально.  (  упр.  для  рук)

 

Упр. 6 –  комментированное письмо. Понятие  ударного  и безударного  гласного.

Гласную  поставить  под ударение .  Упр. 7- устно.

 

Работа с  текстом. Стр.30 - 31

 

«Один за всех и все за одного» Е. Чарушин (  портрет и  его  работы)

 

Чтение учителем. (  прочитать  все  произведение)

Чтение учащимися по частям.

Ответы на вопросы в конце текста.

.

Итог урока.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока:"Гласные звуки и буквы". »



Цели урока:


Научить различию между буквами и звуками, сопоставить про­изношение и написание слов. Закрепить знания детей о главных признаках гласных и согласных звуков, об их сходстве и различии в написании буквами. Научить выполнять звуковой анализ слов и обозначать в цвете.( гласные - красный, согласный – синий и зелёный).


Развитие фонематического слуха и активизация словаря учащихся. Развивать орфографическую зоркость, грамотность письма. Развивать образное и творческое мышление, речь уч-ся и интерес к изучению русского языка.

Воспитание культуры правильной и грамотной речи взаимодействия с окружающими. Любовь к чтению и книге.


Оборудование: таблицы, наглядность, карточки, портрет Чарушина, словарные слова, буквы.



Ход урока.

.

Организационный момент. Эмоциональный настрой. ( ритмическое упр. Песня)


Чистописание.

- - Какие орфограммы встретили в написании слова классная работа?


- Откройте учебник на стр. 27 -«Пиши красиво»


- Какие буквы мы будем писать? Как они называются? А, Я, О, Ё, Э, Е, У, Ю, И, Ы. (заглавная и строчная). Все приготовили ручки и приступили к написанию гласный букв.

Словарная работа.

Проведём не обычно , я буду шифровать слова а вам надо додумать какое слово вам надо написать и вслух говорить его не надо. (напомнить красная строка, писать с заглавной буквы)

Показываю ребус ( мороз), показываю пенал , рисунок девочки. ( кто это?), говорю слова: это слово говорят, если вас благодарят. ( спасибо), показываю воробей (какая эта птица?) Воробе́й — Это одна из самых известных птиц, обитающих по соседству с жилищем человека и хорошо узнаваемых как по внешнему виду, так и по характерному чириканью. 

Словарные слова наглядность

Актуализация опорных знаний.

Упр.1 стр. 27 Прочитать стих хором вместе. А сейчас прочтёт вслух и с выражением. (один ребенок) А о ком мы прочли? О зайце

- Из чего состоит слово ? Из букв.

Собери слово( а, з, ц, я) Назовите буквы?

-Из чего состоит слово, которое мы произносим или слышим. Из звуков.

- Давайте вспомним , какие правила знаем?

произносим                     видим

Звуки  и                          Буквы  и

             слышим.                          пишем.

Показываю таблицы

- Какой бывает наша речь? Устной и письменной.

Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы продолжим работу со звуками речи, проведём анализ новых слов, узнаем, как будем записывать в скобках звуки.

А какие звуки бывают?

Гласные и согласные.

Какими цветами будем их различать? Гласные - красный, а согласный синий или зелёный.

Работа по учебнику. Стр. 28

Букв как мы уже говорили их 10, а вот звуков только 6. Записывать их будем в скобках, так как они невидимки. ( таблица)

Сейчас нам следует запомнить:

  • Звуки, при произношении которых воздух легко проходит через рот, называются гласными. Их шесть: а, о, у, ы, и, э. Букв, обозначающих гласные звуки, несколько больше: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я. В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Бывает и один гласный слог, как с слове СОМ.

Давайте проверим, действительно ли при произношении гласных воздух проходит через рот свободно.

Учитель приглашает ребят «попеть» гласные звуки: а, о, у , ы, и, э. Сочинить несколько простых слов, где гласный звук образует слог. (Осы, арбуз, улитка, автобус, игла, зкран….)

МОЖНО произнести 6 гласных А , О, У, Ы, И, Э.

А вот, звуки, которые зовут согласными, произносят не просто выдыхая воздух изо рта, а ставя ему преграду языком: Д, д, д; Б, б, б.

Согласными мы более серьезно займемся на следующих уроках.

А) Сейчас мы будем выделять в словах звук [и]

- Я читаю слово, вы хлопаете, если в слове есть звук [и] . Будьте внимательными.

ЛИМОН, УТЁНОК, ЛИНЕЙКА, ИГРА, ПАУК, СИЛЬНЫЙ, ДЕТИ, БЕЛКА, СЛИВА.

б) Разделите картинки на 2 группы: ( у доски)

В первой группе будут слова, где слышится звук [ы], во вторую группу - звук [у]

ЛЫЖИ , МЫЛО, ПУШКА, ЖУК, РАДУГА, БУСЫ.

В картинке бусы, встречаются два звука. Поэтому можно отнести в 1 или 2, а можно в 3 отдельную группу.

Работа по учебнику стр. 28

Вывод: Гласные звуки произносятся свободно, без преград и записываются в скобках.

Стих

Гласные тянутся в песенке звонкой.

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

Упр.2 С разбором у доски. ( таблица мягкости и твердости)

СОСТАВЛЯЕМ схемы слов астра, ослик, утка, ирис.

- Сколько гласных звуков? Сколько слогов? Сколько букв?

Динамическая пауза.

- Послушайте и скажите, что или кого услышите? ( звуки природы)

- Мы слушали , какие то звуки. Пение птиц, шум воды.

- Тысячи разных звуков окружают нас: речевые и неречевые звуки. Представьте, что вы оказались на ферме. Каких животных вы могли изобразить через звуки.

- Корову, козу, лошадь, свинью, барана, овца, собаку, кошку, петуха, курицу, гусей….

- Какие мы звуки слышали? Неречевые звуки.

- Что вы сейчас делали? Слушали и говорили.


Работа с гласными звуками и буквами.


Упр. 4. – устно. ( а, о, у, и, ы)

Бок, бак, бык,. Палка, полка, пилка,. Тачка, точка, тучка.

Сделайте вывод о значении гласных звуков и букв.


Упр. 5 – самостоятельно.

Мама налила молоко в бидон. В саду расцвёл бутон розы. Пекарь вынул из печки вкусный батон.

Проверка – фронтально. ( упр. для рук)


Упр. 6 – комментированное письмо. Понятие ударного и безударного гласного.

Гласную поставить под ударение . Упр. 7- устно.


Работа с текстом. Стр.30 - 31


«Один за всех и все за одного» Е. Чарушин ( портрет и его работы)


Чтение учителем. ( прочитать все произведение)

Чтение учащимися по частям.

Ответы на вопросы в конце текста.

.

Итог урока.






















































.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Тема урока:"Гласные звуки и буквы".

Автор: Топкосова Любовь Борисовна

Дата: 07.01.2015

Номер свидетельства: 151199


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства