Цели урока:
Научить различию между буквами и звуками, сопоставить произношение и написание слов. Закрепить знания детей о главных признаках гласных и согласных звуков, об их сходстве и различии в написании буквами. Научить выполнять звуковой анализ слов и обозначать в цвете.( гласные - красный, согласный – синий и зелёный).
Развитие фонематического слуха и активизация словаря учащихся. Развивать орфографическую зоркость, грамотность письма. Развивать образное и творческое мышление, речь уч-ся и интерес к изучению русского языка.
Воспитание культуры правильной и грамотной речи взаимодействия с окружающими. Любовь к чтению и книге.
Оборудование: таблицы, наглядность, карточки, портрет Чарушина, словарные слова, буквы.
Ход урока.
.
Организационный момент. Эмоциональный настрой. ( ритмическое упр. Песня)
Чистописание.
- - Какие орфограммы встретили в написании слова классная работа?
- Откройте учебник на стр. 27 -«Пиши красиво»
- Какие буквы мы будем писать? Как они называются? А, Я, О, Ё, Э, Е, У, Ю, И, Ы. (заглавная и строчная). Все приготовили ручки и приступили к написанию гласный букв.
Словарная работа.
Проведём не обычно , я буду шифровать слова а вам надо додумать какое слово вам надо написать и вслух говорить его не надо. (напомнить красная строка, писать с заглавной буквы)
Показываю ребус ( мороз), показываю пенал , рисунок девочки. ( кто это?), говорю слова: это слово говорят, если вас благодарят. ( спасибо), показываю воробей (какая эта птица?) Воробе?й — Это одна из самых известных птиц, обитающих по соседству с жилищем человека и хорошо узнаваемых как по внешнему виду, так и по характерному чириканью.
Словарные слова наглядность
Актуализация опорных знаний.
Упр.1 стр. 27 Прочитать стих хором вместе. А сейчас прочтёт вслух и с выражением. (один ребенок) А о ком мы прочли? О зайце
- Из чего состоит слово ? Из букв.
Собери слово( а, з, ц, я) Назовите буквы?
-Из чего состоит слово, которое мы произносим или слышим. Из звуков.
- Давайте вспомним , какие правила знаем?
произносим видим
Звуки и Буквы и
слышим. пишем.
Показываю таблицы
- Какой бывает наша речь? Устной и письменной.
Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы продолжим работу со звуками речи, проведём анализ новых слов, узнаем, как будем записывать в скобках звуки.
А какие звуки бывают?
Гласные и согласные.
Какими цветами будем их различать? Гласные - красный, а согласный синий или зелёный.
Работа по учебнику. Стр. 28
Букв как мы уже говорили их 10, а вот звуков только 6. Записывать их будем в скобках, так как они невидимки. ( таблица)
Сейчас нам следует запомнить:
- Звуки, при произношении которых воздух легко проходит через рот, называются гласными. Их шесть: а, о, у, ы, и, э. Букв, обозначающих гласные звуки, несколько больше: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я. В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Бывает и один гласный слог, как с слове СОМ.
Давайте проверим, действительно ли при произношении гласных воздух проходит через рот свободно.
Учитель приглашает ребят «попеть» гласные звуки: а, о, у , ы, и, э. Сочинить несколько простых слов, где гласный звук образует слог. (Осы, арбуз, улитка, автобус, игла, зкран….)
МОЖНО произнести 6 гласных А , О, У, Ы, И, Э.
А вот, звуки, которые зовут согласными, произносят не просто выдыхая воздух изо рта, а ставя ему преграду языком: Д, д, д; Б, б, б.
Согласными мы более серьезно займемся на следующих уроках.
А) Сейчас мы будем выделять в словах звук [и]
- Я читаю слово, вы хлопаете, если в слове есть звук [и] . Будьте внимательными.
ЛИМОН, УТЁНОК, ЛИНЕЙКА, ИГРА, ПАУК, СИЛЬНЫЙ, ДЕТИ, БЕЛКА, СЛИВА.
б) Разделите картинки на 2 группы: ( у доски)
В первой группе будут слова, где слышится звук [ы], во вторую группу - звук [у]
ЛЫЖИ , МЫЛО, ПУШКА, ЖУК, РАДУГА, БУСЫ.
В картинке бусы, встречаются два звука. Поэтому можно отнести в 1 или 2, а можно в 3 отдельную группу.
Работа по учебнику стр. 28
Вывод: Гласные звуки произносятся свободно, без преград и записываются в скобках.
Стих
Гласные тянутся в песенке звонкой.
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Упр.2 С разбором у доски. ( таблица мягкости и твердости)
СОСТАВЛЯЕМ схемы слов астра, ослик, утка, ирис.
- Сколько гласных звуков? Сколько слогов? Сколько букв?
Динамическая пауза.
- Послушайте и скажите, что или кого услышите? ( звуки природы)
- Мы слушали , какие то звуки. Пение птиц, шум воды.
- Тысячи разных звуков окружают нас: речевые и неречевые звуки. Представьте, что вы оказались на ферме. Каких животных вы могли изобразить через звуки.
- Корову, козу, лошадь, свинью, барана, овца, собаку, кошку, петуха, курицу, гусей….
- Какие мы звуки слышали? Неречевые звуки.
- Что вы сейчас делали? Слушали и говорили.
Работа с гласными звуками и буквами.
Упр. 4. – устно. ( а, о, у, и, ы)
Бок, бак, бык,. Палка, полка, пилка,. Тачка, точка, тучка.
Сделайте вывод о значении гласных звуков и букв.
Упр. 5 – самостоятельно.
Мама налила молоко в бидон. В саду расцвёл бутон розы. Пекарь вынул из печки вкусный батон.
Проверка – фронтально. ( упр. для рук)
Упр. 6 – комментированное письмо. Понятие ударного и безударного гласного.
Гласную поставить под ударение . Упр. 7- устно.
Работа с текстом. Стр.30 - 31
«Один за всех и все за одного» Е. Чарушин ( портрет и его работы)
Чтение учителем. ( прочитать все произведение)
Чтение учащимися по частям.
Ответы на вопросы в конце текста.
.
Итог урока.