kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование коммуникативной культуры с элементами тренинга по УД Психология общения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на углубление представлений  студентов о применении  техник и приемов  эффективного общения в профессиональной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативной культуры с элементами тренинга по УД Психология общения»

Формирование коммуникативной культуры с элементами тренинга

По уд Психология общения НАДЕНЬТЕ ШЛЯПУ – ДАЙТЕ ФОРМУ МЫСЛЯМ


Эдвард де Боно



ЦЕЛЬ УРОКА: Подготовка к сочинению-рассуждению «Нужны ли в мире милосердие, сострадание, доброта?»

Образовательная задача: углубить представления студентов о применении техник и приемов эффективного общения в профессиональной деятельности.

Развивающая задача: продолжать формировать умение рассматривать проблему с разных позиций, развивать коммуникативные навыки работы в группах, продолжать формировать умение использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

Воспитательная задача: формирование нравственной культуры студентов на основе осмысления таких понятий как «милосердие», «сострадание», «доброта».

ХОД УРОКА

1.ОРГМОМЕНТ. Определение темы и поставка цели урока.

2.СТАДИЯ ВЫЗОВА

2.1.Обращение к личному опыту студентов.

Слайд 1.

Если наше дело – в шляпе,

Если наше тело – в шляпе,

Если даже мысли – в шляпе,

Значит, в шляпе-то – вся суть!


Слайд 2. Показ иллюстрации.

- Какой эпизод известного произведения проиллюстрирован и почему выбран именно этот момент ?

Помните, в «Маленьком принце» у Антуана де Сент-Экзюпери: еще ребенком он нарисовал огромного удава, проглотившего слона и мирно отдыхающего после столь сытного обеда? Мальчик показывал свой рисунок каждому новому знакомому, и взрослым и детям, чтобы отыскать среди них человека, способного его понять, родственную душу.

Отыскать такого человека среди взрослых ему так и не удалось. И это неудивительно. Хотя очень грустно.

Нарисованный Сент-Экзюпери удав, в утробе которого мирно почивал «съеденный» слон, внешне очень напоминал лежащую на столе шляпу, что и приводило людей взрослых к неверным умозаключениям.

Этот образ шляпы, которая на самом деле вовсе не шляпа, а нечто такое, под чем таятся слоны и вообще происходят самые удивительные вещи, остающиеся незаметными для окружающих, преследовали Эдварда де Боно на протяжении всего периода работы над книгой «Шесть шляп мышления».

Эти шляпы, огромные, как шкафы, и совершенно невидимые никому, кроме нас самих, напоминали автору прочную оболочку, внутри которой в тайниках нашего сознания кипят-варятся наши мысли-суждения-убеждения, как та или иная «мыслеварительная» шляпа закрывает каждого из нас целиком, превращая в нового человека, с новыми чертами характера и новым восприятием окружающего.

В способности думать заключена основа человеческой деятельности. Независимо от того, хорошо или плохо эта способность развита в каждом из нас, все мы регулярно испытываем неудовольствие достигнутыми нами в этой области результатами. Наверное, это общее свойство человека нормального уровня развития: каким бы он ни был, ему всегда хочется стать еще лучше.

Как правило, только люди, полностью удовлетворенные своими мыслительными способностями, убеждены в том, что предназначение мышления заключается в доказательстве собственной правоты, что дает им лишний повод потешить свое самолюбие. Если мы склонны считать, что возможности мышления только этим и ограничиваются, значит, мы просто тешим себя иллюзиями о своем превосходстве в этой области. Мы искренне заблуждаемся, и не более того. Границы предназначения этого «подарка эволюции» простираются значительно шире, и понимание данного обстоятельства представляет собой одну из обязательных задач каждого человека.


Главная трудность, связанная с процессом мышления, состоит в преодолении беспорядочного, стихийного течения наших мыслей. Мы пытаемся охватить мыслями одновременно очень многое, если не все, – стараемся «объять необъятное». В каждую минуту в нашем сознании теснятся сомнения и переживания, логические построения и творческие замыслы, планы на будущее и воспоминания о минувшем. В этой круговерти скачущих мыслей нам так же сложно ориентироваться, как циркачу жонглировать мелькающими у него перед глазами разноцветными шарами и обручами. Но научиться и тому и другому – можно.



Усвоение простой идеи, которую автор предложил нашему вниманию, позволит нам навести порядок в «кладовой своих мыслей», поможет «разложить их по полочкам» и предоставит возможность все делать размеренно, своевременно и в порядке строгой очередности. Только так можно отделить логику от эмоций, желаемое от действительного, фантазии «чистейшей воды» от «голых» фактов и реальных планов на будущее. В умении выбрать нужный подход к делу и состоит предлагаемая автором идея шести «мыслеварительных» шляп.

.

Научиться думать – значит в корне изменить свое восприятие. Это значит – развить в себе умение изменяться самому в соответствии с требованиями ситуации и изменять настрой своих мыслей. Вы можете повысить свою способность «работать мозгами» точно так же, как добиться больших успехов в игре в футбол или в освоении тайн кулинарного искусства.

Метод использования мыслеварительных шляп, описанный в этой книге, является одним из способов пробудить у читателя желание научиться думать.

Быть человеком мыслящим вовсе не означает быть всегда правым.

Мало того: любой ощущающий себя всегда правым, скорее всего, обречен демонстрировать именно свое скудоумие, проявляющееся в надменности, холодном высокомерии в обращении с окружающими и неспособности ни на шаг отойти от избитых штампов.

Быть человеком больших мыслительных способностей вовсе не значит отличаться остроумием. Это качество ума не подразумевает у вас и наличия способности щелкать как орехи всякие хитроумные задачки – той способности, которой обычно ждут от меня окружающие.

Быть человеком мыслящим означает прежде всего обладать осознанным стремлением «порождать на свет качественно полноценную мысль». И обрести это стремление значительно проще, чем стать хорошим игроком в гольф, теннисистом или музыкантом: это не требует никакой дополнительной экипировки.

Таким образом, намерение кем-либо стать – это уже первый шаг к своему становлению.Это одновременно и легко, и сложно.

Мне кажется, каждому из нас хотелось бы быть всегда здравомыслящим, дальновидным, беспристрасным, владеющим полной информацией,вмеру эмоциональным и позитивно мыслящим .Возможно ли обрести этот дар?

Потому я и обратилась к образам шести мыслеварительных шляп, чтобы облегчить всем нам восприятие сложных вопросов. Помогает в этом стратегия «Шесть шляп мышления».

Рассмотрением таких сложных вопросов давайте сейчас и займемся.

Действительно ли, если мы наморщим лоб, То за этим последует какой-то результат? «Да», – будет ответ, если мы делаем это осознанно, намеренно, и «нет» – если это происходит непроизвольно, без участия наших волевых усилий.

Как это ни покажется удивительным, но на психологическом уровне такой подход полностью себя оправдывает. Существует множество данных, подтверждающих тот малопостижимый нашим разумом факт, что даже если вы просто изобразите на лице улыбку, то у вас ощутимо улучшится настроение. Какую шляпу на себя наденем, такую мысль в ней и породим.


Каждая из шести мыслеварительных шляп имеет свой цвет: белый, красный, черный, желтый, зеленый, синий. Цвет шляпы определяет ее назначение.


Белая шляпа. Белый цвет беспристрастен и объективен. В белой шляпе «варятся» мысли, «замешанные» на цифрах и фактах.


Красная шляпа. Красный цвет символизирует гнев, ярость и внутреннее напряжение. Вот и мы в красной шляпе будем отдавать себя во власть эмоций.


Черная шляпа. Черный цвет мрачный, зловещий, словом – недобрый. Черная шляпа покрывает собой все дурное – то, что страшится людских глаз.



Желтая шляпа. Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Желтая шляпа полна оптимизма; под ней живет надежда и позитивное мышление.


Зеленая шляпа. Зеленый цвет – это цвет свежей листвы, изобилия и плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей.


Синяя шляпа. Синий цвет холодный; это – цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением мыслительным процессом, а также с применением шляп других расцветок.


В жизни мы всегда соотносим шляпы с их цветом и никогда – с их назначением. Тому есть веские основания. Если вы попросите кого-нибудь выразить свои чувства в связи с каким-либо конкретным событием, то, скорее всего, не получите прямого, искреннего ответа, поскольку люди привыкли считать, что выражать свои чувства не следует.

А вот терминология цветовых окрасок никакой эмоциональной нагрузки на себе не несет. Выражение «красная шляпа» – совершенно нейтрально. И потому вам гораздо легче попросить человека «снять на минуту красную шляпу», нежели обратиться к нему с просьбой обуздать свое раздражение.

Цвета беспристрастны. Обмен мыслями на уровне оперирования терминами, а не эмоциями, превращается в определенного рода игру, протекающую в рамках установленных правил, а не в словесный поединок, «победитель» в котором определяется по числу нанесенных сопернику оскорблений.

Если круг вашего общения составляют люди, не читавшие эту книгу и потому не понимающие символики шести мыслеварительных шляп, то у вас имеются все основания разъяснить им суть этой символики и скрытые возможности каждой шляпы, после чего вы можете предложить им прочесть эту книгу. Чем больше людей узнает об этом методе, тем большую действенность обретет его широкое применение. В результате мы получим возможность безболезненно разрешать все наши проблемы в любой ситуации и при любом окружении людей – и хорошо знакомых между собой, и не очень.

Предлагается студентам вспомнить главную мысль притчи о старом шляпнике.

Слайд 3.

« И захотелось каждому примерить на себя шляпу другого ,чтобы стать беспристрастным и критически мыслящим, умеющим видеть позитивные стороны и не бояться чувствовать, научиться творить и неотступно следовать к намеченной цели».

Прием ассоциации. Педагог предлагает записать в тетради понятия «Милосердие», «Доброта», «Сострадание» и записать ассоциативный ряд, затем сделать вывод, что понятия очень близки.

Слайд 4. Определения из Толкового словаря С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова

Милосердие – готовность помочь кому то, или простить кого то, из сострадания, человеколюбия.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Сострадание – жалость, сочувствие вызываемые несчастьем горем других людей.

Разминка.

Давайте попробуем решить проблему, примеряя шляпы разных цветов.

Эвристическое упражнение «Больница». Вывод педагога.

3.СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Студенты делятся на шесть групп, каждая группа выбирает себе шляпу определенного цвета. Студентам предлагают проблемные вопросы по карточкам.

Вопросы:

1.Легко ли быть милосердным?

2.Всегда ли в жизни добро побеждает зло? Что из этого следует?

3. «Из зерна добра вырастает цветок доброты» - докажите или опровергните это высказывания.

4.Напрасно ли прожил свою жизнь главный герой притчи «Счастливый странник».

5. «Добро, любовь не уходят со смертью человека, добро прорастает, приносит свои плоды».Так ли это?

6. В произведениях А.Платонова определена его формула жизни («Любимая работа. Чувство ответственности за других , за все в мире. Готовность любить, отдавать себя другим »). Выведите свою формулы жизни.

Эта часть урока может быть вариативным и строиться в двух направлениях.

Первое: группа не меняет цвет шляпы в течении всей дискуссии, то есть на все вопросы члены группы отвечают под определенным углом зрения.

Второе: после обсуждения одного вопроса группа меняет шляпу и на следующий вопрос дает ответ уже с другой позиции. При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышление, что развивает его гибкость.


Преподаватель в ходе обсуждения подходит каждой из групп и, если нужно, направляет дискуссию, ни в коем случае не высказывая оценочных суждений.

В ходе дискуссии студенты могут задавать вопросы другим группам. Обобщение по каждому вопросу - задача «синих шляп».

После обсуждения всех вопросов подводятся итоги дискуссии. Педагог высказывает свою точку зрения, свою позицию, звучит вопрос «Нужны ли в мире милосердие, сострадание, доброта?».(Каждый студент имеет возможность надеть любую шляпу и ответить на этот так, как он мыслит в данный момент.)


4.СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Происходит осмысление студентами своей деятельности на уроке:

- Мышление в какой шляпе оказалось наиболее трудным?

- В какой шляпе наиболее приятно работать?

- Какие моменты урока больше всего запомнились и почему?

- Над чем заставил задуматься урок?

-Получили ли ответы на важные вопросы?

Составление синквейна (по выбору) на одну из тем: «Милосердие», «Доброта», «Сострадание».


5.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Написать сочинение-рассуждение на тему «Нужны ли в мире милосердие, сострадание, доброта?»













































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование коммуникативной культуры с элементами тренинга по УД Психология общения

Автор: Осадчая Светлана Николаевна

Дата: 19.01.2017

Номер свидетельства: 381373

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Авторская (адаптированная) программа специального курса "Психология успеха""
    ["seo_title"] => string(82) "avtorskaia-adaptirovannaia-proghramma-spietsial-nogho-kursa-psikhologhiia-uspiekha"
    ["file_id"] => string(6) "306470"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458136507"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Формирование толерантности у младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(52) "formirovaniie-tolierantnosti-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "126421"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415176003"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Современные подходы к реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие в рамках ФГОС ДО "
    ["seo_title"] => string(119) "sovriemiennyie-podkhody-k-riealizatsii-obrazovatiel-noi-oblasti-sotsial-no-kommunikativnoie-razvitiie-v-ramkakh-fgos-do"
    ["file_id"] => string(6) "226521"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440338901"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Программа комплексного педагогического и социально-психологического сопровождения подростков "группы риска" "
    ["seo_title"] => string(124) "proghramma-komplieksnogho-piedaghoghichieskogho-i-sotsial-no-psikhologhichieskogho-soprovozhdieniia-podrostkov-ghruppy-riska"
    ["file_id"] => string(6) "228822"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441522120"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект занятия на тему "Профессиограмма медицинской сестры" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-zaniatiia-na-tiemu-profiessioghramma-mieditsinskoi-siestry"
    ["file_id"] => string(6) "182066"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425460351"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства