Просмотр содержимого документа
«Экономическое воспитание дошкольников»
Конспект
познавательного занятия по экономическому воспитанию
в подготовительной к школе группе детского сада
«Кошкина экономика»
Программное содержание:
Дать детям первоначальное представление о семейном бюджете. Помочь понять, почему нельзя у родителей требовать покупать все, что хочется. Дать детям понятие экономика, калькулятор, доходы, расходы, бюджет. Активизировать в речи детей слова: деньги, котинки, считать. Объяснить смысл понятия: накопление.
Материал:
Фланелеграф, картинки: Ученый Кот, мама-кошка, три котенка, изображения домика и магазина, калькулятор.
Ход занятия:
Воспитатель, выставляя на фланелеграфе картинки, с изображением ученого кота, кошки, его домика, магазина и его детей-котят говорит:
Это наш ученый кот.
Здесь семья его живет:
Три его ребенка –
Маленьких котенка.
Рядом с домом магазин.
Кот работает один,
По хозяйству дома – кошка,
А котята - у окошка.
Греют хвостики, играют,
Папу дружно поджидают.
В. – Ребята, я вам напомнила про нашего знакомого ученого Кота. Вспомните, почему мы называем его Ученым Котом?
Д. – Потому, что он очень умный, прочитал много книжек, все знает.
Потому, что он умеет хорошо считать.
В. – Верно. А теперь наш Кот построил себе магазин, в нем он продает различные товары. Мама-кошка трудится дома по хозяйству: стирает, убирает, готовит обеды. Как все мамы. А котята еще маленькие. И как все маленькие дети очень любят, когда папа-Кот приходит домой и что-нибудь приносит вкусное.
Вот и сейчас он пришел домой, а котята:
Папа, купи мне!
Нет, мне!
И мне тоже!
В. - Папа – Ученый Кот, очень рассудительный, внимательно выслушал котят. Оказалось, что они увидели у соседских котят новые игрушки. Им тоже захотелось такие. Кот усадил всех за стол, достал свой калькулятор…
Что такое калькулятор, кто из вас знает?
Дети отвечают на вопрос.
В. – Как вы думаете. Может быть, Кот перепутал что-нибудь? Для чего ему понадобился калькулятор? Может быть, нужно было сначала достать кошелек?
Ответы детей.
В. – Верно, ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо доходы посчитать.
А кто знает, почему нужно считать доходы и расходы?
Дети высказывают свои предположения.
В. – Ребята, подсчет расходов и доходов – это расчет бюджета. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой бюджет.
А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?
Д. – Потому что, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают.
В. – А как вы думаете, вы смогли бы помочь Ученому Коту подсчитать, сможет ли он купить своим котятам игрушки?
Д. – Смогли бы.
- Нет, это очень трудно.
В. – А давайте попробуем. Нужно спросить у Кота, какие у него будут расходы, сколько котинок ему нужно потратить?
Д. – А что такое котинки?
В. – В разных государствах деньги называются по-разному. Я вам об этом обязательно расскажу. Так вот, у нашего Ученого Кота деньги называются котинки. Подумайте, почему у кошек так странно называются деньги?
Дети высказывают свои предположения.
К. – Сначала мне нужно оплатить квартплату – 2 котинки, заплатить за свет – 1 котинка, дать маме кошке на продукты – 3 котинки.
В. – Дети сосчитайте, сколько котинок нужно на все это истратить.
Дети считают.
Д. – 6 котинок.
В. – Теперь нужно спросить, сколько котинок стоят игрушки.
К. – На игрушки нужно 2 котинки.
В. – Так сколько котинок нужно иметь Ученому Коту, чтобы он смог купить новые игрушки котятам?
Д. – 8 котинок.
В. – А вот теперь, нам нужно спросить у Кота сколько у него есть денег.
К. – А меня есть в кошельке только 9 котинок.
Воспитатель предлагает детям вместе посчитать, сколько осталось котинок на игрушки.
Дети считают.
Д. – Осталась только одна котинка, а нужно две.
В. – Так сможет Кот купить игрушки сейчас, или нужно еще подкопить денег?
Д. – Нужно еще копить.
В. – А кто знает, что такое копить деньги, сделать накопление?
Дети высказывают свои суждения.
Воспитатель обобщает ответы детей и добавляет, что делать накопление, значит их нужно отложить и не тратить. Накопления, это та часть денег, которая остается после того, как израсходованы денежки на все необходимое.
К. – Вот из этих-то накоплений я и смогу купить вам новые игрушки. А вы, ребятки, так же как и мои котятки, не забывайте про семейный бюджет. Мамы и папы вас очень любят, и очень любят делать вам различные покупки, и если у них есть деньги. Они обязательно сделают вам покупку. Пока! В следующий раз мы поговорим о том, где и как можно копить деньги, мы поговорим в другой раз.