В презентации раскрыты блоки экономического воспитания детей дошкольного возраста, презентация может быть использована на семинаре-практикуме для педагогов дошкольного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Экономическое воспитание дошкольников"»
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Ясли-сад комбинированного типа № 395 города Донецка»
Семинар-практикум
«ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»
подготовил старший воспитатель
Шапрова С.В.
Донецк 2022
Экономическое воспитание - это организованная деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономических представлений дошкольников.
В процессе экономического воспитания, как в семье, так и в дошкольном учреждении детьми усваивается сумма понятий и представлений об экономике, производственных отношениях, труде взрослых.
1 блок. Без труда нет жизни на земле. Формируем понимание терминов: труд, товар, работа, профессия, услуга. Первичные знания и умения, которыми должны овладеть дети: осознание взаимосвязи между понятиями трудиться-зарабатывать; определение соответствия между профессией и продуктом профессионального труда; понимание того, что трудиться, помогать старшим-хорошо, а лениться – плохо.
2 блок . Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны.
Формируем понимание терминов: деньги как мера оценки труда, деньги как инструмент купли-продажи, трудовое вознаграждение, доходы, пенсия, банки, монета, купюра, кошелек, копилка, сейф, банк, банковская карта.
Знания и умения, которыми должны овладеть дети: осознание взаимосвязи понятий деньги-труд-заработная плата и деньги-товар (услуга); определение разницы между видами денег.
Знания и умения: осознание взаимосвязи между понятиями стоимость-цена товара как основы товарно-денежного обращения; определение различия между потребностями и желаниями; понимание, что возможности покупок в семье ограничены, поэтому желания должны соизмеряться с возможностями.
Знания и умения: осознание взаимосвязи между тратами и сбережениями; понимание ограниченности денежных ресурсов и необходимости их сбережения; понимание назначения такого предмета, как копилка для личных нужд и исполнения желаний.
5 блок . Учимся занимать и отдавать долги.
Термины: долг, заем.
Знания и умения: осознание взаимосвязи между долгом и ответственностью; понимание долга как серьезного обязательства; понимание возможных негативных последствий заимствования чужого.
6 блок . Учимся планировать.
Термины: план, планирование.
Знания и умения: осознание взаимосвязи между планом и успешностью достижения целей; понимание важности планирования в повседневной жизни; умение подводить итоги выполнения плана и поставленных целей.
7 блок . Богатство и бедность.
Термины: денежное благополучие, ценность денег.
Знания и умения: осознание взаимосвязи между богатством и честно заработанным достатком семьи; понимание, что не все продается и покупается за деньги; формирование положительного отношения к щедрости людей и неприятие жадности.
Сказка - литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет собой как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. (Э.Успенский, Т.В.Смирнова, Р.С.Лукьянова и др.)
«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оцепить свои возможности» (Джанни Родари).
Что даёт сказка? Давайте определим функции сказки:
Помогает реализовать эмоциональные потребности.
Реализовать познавательные потребности.
Расширяет круг представлений о мире.
Расширяет круг представлений о человеческих отношениях.
Пробуждает фантазию, творческую активность.
Помогает пробуждать внутреннюю психологическую активность
(умение мысленно действовать в воображаемой ситуации).
Расширяет экологические знания.
Знакомит с экономическими знаниями.
Знакомит с традициями и бытом народностей.
Коррекционную направленность.
Как коза избушку построила Цели: познакомить детей с потребностью в безопасности и сохранении здоровья; развивать умение добиваться намеченной цели.
Коза с козлятами ушла от старухи – горюхи в лес. Долго не могла найти место для своей избушки. Яблоня, елка, дуб, осина, шиповник не разрешили ей построить дом под своими ветвями. Боялись, что их плоды и шипы поранят маленьких козлят. Березка разрешила козе построить избушку под своими ветвями.
Экономические и нравственные категории: потребности, возможности. Вопросы: - Почему коза решила строить дом? - Какой потребностью это было вызвано? - Для чего коза с козлятами ушла от старухи - горюхи? - Почему деревья отказывали козе? - Какая опасность угрожала козлятам? - Почему коза принимала советы деревьев? - Где коза построила дом? Социально – нравственные качества: усердие, заботливость, ответственность, настойчивость. Вопросы: - Какие качества помогли козе найти место для избушки и построить ее?
Вывод: коза ушла от старухи – горюхи в лес, чтобы козлята росли крепкими и здоровыми. Только ее усердие, целеустремленность помогли найти место под березой, построить хороший дом, обеспечить покой и безопасность и сохранить здоровье козлят
.
В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям?
Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря.
В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту?
В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем?
В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть?
В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя?
Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании?
В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход?
В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход?
В какой сказке бездумные траты золотых монет главного героя привели к его обнищанию и только волшебная вещь помогла достичь цели?