Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Экономическое воспитание дошкольников" (4-5 лет)»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 364» г.Перми
Проект
Экономическое воспитание дошкольников: формированиепредпосылок финансовой грамотности путём создания условий для игр"
(“Открытия Феечки Копеечки” средняя группа 4-5 лет)
Автор проекта: воспитательМАДОУ “Детский сад № 364” г. Перми Сютина Ирина Викторовна
г. Пермь, 2021
Проект
Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности путём создания условий для игр".
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.
Введение
Проект по формированию финансовой грамотности “Открытия Феечки Копеечки” включает следующую информацию:
актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость;
принципы реализации проекта;
цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта;
сроки и этапы реализации проекта;
управление и обеспечение проекта;
ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта;
планируемые мероприятия в рамках проекта;
заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта. Проект составлен в соответствии с принципами, определенными
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Проект по формированию финансовой грамотности “Открытия Феечки Копеечки” разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2021 г. – май 2022 г.) Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители. Возраст детей: 4-5 лет.
Актуальность
Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Постановка проблемы: Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена.
Цель проекта: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи проекта:
Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
Совершенствовать коммуникативные качества детей;
Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Ожидаемые результаты:
Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности; родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей;
Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
Риски: отсутствие детей в ДОУ, недостаточная заинтересованность родителей проектом.
Сроки и этапы реализации проекта: Подготовительный
Методическая и организационная подготовка проекта: Срок реализации этапа – сентябрь-октябрь 2021 г.
Практический
Формирование элементов финансовой грамотности в ходе практической работы. Непосредственное осуществление мероприятий проекта.
Срок реализации этапа – октябрь 2021 г. – май 2022 г. Заключительный
Подведение итогов, диагностика уровня финансовой грамотности детей, изучение мнения родителей о результативности проекта.
Оформление результатов проекта в виде методических материалов. Представление результатов проекта среди коллектива педагогов МБДОУ
Срок реализации этапа – май 2022 г.
План-график мероприятий (деятельность в рамках проекта)
Перспективное планирование по программе «Феечка-копеечка» средний дошкольный возраст Цель: создание условий для формирования у детей 4-5 лет основ финансовой грамотности.
Задачи:
1.Создать условия для развития финансовой грамотности детей 4-5 лет.
2. Создать условия для обогащения представлений детей о бюджете семьи.
3.Создать условия для формирования умения на элементарном уровне планировать доходы и расходы. 4.Создать условия для развития у детей умения различать основные и неосновные расходы.
5.Создать условия для развития у детей активности, наблюдательности, умения сравнивать, обобщать.
6. Создать условия для воспитания у детей уважительного отношения к труду родителей
Модуль «Семейный круг»
Задачи:
Формировать первоначальные представления о семейном бюджете, рачительном ведении домашнего хозяйства, значимости добросовестного труда и финансовой грамотности в семейной экономике
Месяц
Неделя
Задачи
Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность
Формы работы и
Дидактические игры
Взаимодействи
е с семьей
Сентябрь
«Знакомство с профессиями»
3 неделя
Знакомить детей дошкольного возраста с содержанием деятельности людей
Анкетирование родителей «Основы финансовой грамотности у
Дидактическая игра
«Профессии».
Сюжетно-ролевые
профессий, прежде
Просмотр мультфильма «Фиксики-
детей дошкольного
игры: «Магазин»,
всего ближнего
деньги».
возраста».
«Парикмахерская»,
окружения (связанных
с производством товаров, экономикой,
https://www.youtube.com/watch?v0M-voUp2hUSQ
Провести беседу с ребёнком на тему:
«Стройка»,
«Автосервис»,
«Супермаркет»,
профессии родителей)
и актуализировать
Дидактическая игра «Профессии»
«Моя профессия».
Познакомить
«Кафе».
значимость труда, где
ребенка с
нет осязаемого
атрибутами
(готового) продукта.
профессии.
4 неделя
Формировать навыки бережного отношения к результатам труда взрослых, умение ценить чужой и собственный труд.
Рассматривание коллекции «Деньги».
Д/И «Назови, кто что делает». Цель: Закрепление представления детей о различных профессиях и результатах деятельности.
Чтение художественной литературы
«Петушок и бобовое зернышко» - (Обсуждение смысла сказок о труде, пословиц и поговорок о труде).
Консультация и рекомендации для родителей
«Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»
Игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра
«Магазин»,
«Парикмахерская»,
«Кафе»,
«Супермаркет», «Дом, семья».
Дидактическая игра
«Профессии»
Октябрь
«Полезные привычки в быту»
1 неделя
Воспитывать у детей навыки и привычки культурного и рационального поведения в быту, а
также навыки
Просмотр мультфильма «Райский остров - Смешарики 2D. Азбука финансовой грамотности. https://www.youtube.com/watch?v=rmAm5P80asU
Консультация для родителей
«Финансовое воспитание детей в семье».
Сюжетно-ролевые игры
«Дом, семья»,
«Магазин»
целесообразного
взаимодействия с окружающим миром
Беседа о просмотренном мультфильме.
вещей и предметов.
Тематический альбом «Правила
поведения и экономии в быту».
Чтение худ. литературы:
К.Чуковский «Федорино горе»,
В.Маяковский «Что такое хорошо и
что такое плохо».
2 неделя
Воспитывать бережливость и умение планировать покупки.
Беседа «Что такое семейный
бюджет? Планируем вместе».
Порекомендовать
родителям
Сюжетно-ролевые
игры «Магазин»,
совершать покупки
«Парикмахерская»,
Дидактическая игра «Магазин».
вместе с детьми,
«Супермаркет».
знакомить детей с
Дидактическая игра «Лесная
деньгами со
Дидактическая игра
ярмарка» (4-6) лет.
стоимостью товаров.
«Магазин».
«Азы домашней бухгалтерии»
3 неделя
Знакомить детей с основами планирования
семейного бюджета
Беседа с детьми «Что такое доход и расход».
Чтение худ. литературы: С.Михалков
Порекомендовать родителям совершать покупки
вместе с детьми,
Дидактические игры:
«Кто где живет», «Кто что ест», «Нужное и необходимое».
(доход, расход,
«Три поросенка».
знакомить детей с
Сюжетно-ролевые
заработная плата,
Беседа по содержанию.
деньгами со
игры «Магазин»,
виды расходов,
стоимостью
«Дом, Семья».
основные потребности
Сказки: Л. Ястребова «Хранители
товаров.
и пр.)
бюджета»
4 неделя
Формировать начало разумного поведения в
Беседа «Как я коплю деньги дома».
Семейный просмотр
Сюжетно-ролевая игра поход в
жизненных ситуациях,
Сказка В. Катаева «Цветик-
Семейный бюджет
«Супермарекет».
связанных с деньгами,
семицветик».
(Уроки тетушки
умение копить
Совы) серия 3
Дидактическая игра
средства в
https://www.youtube
«Лесная ярмарка» (4-6)
повседневной
.com/watch?v=U6U
лет.
практической
5XlKTO_w
деятельности и
понимать суть и
Умение экономить
значение
(Уроки тетушки
благотворитель-ной
Совы) серия 5
деятельности
https://www.youtube
человека.
.com/watch?v=PSc_
HldwIwU
Ноябрь
«Домашние обязанности»
1 неделя
Приобщать детей к повседневным делам семьи.
Рассматривание тематических альбомов и презентаций о домашних и повседневных необходимых делах
семьи: «Важные дела», «Сам умею и могу».
Фото выставка
«Мои домашние обязанности».
Сюжетно-ролевая игра
«Дом, Семья».
2 неделя
Воспитывать, мотивировать и стимулировать желание и стремление детей быть занятыми полезным делом, трудиться на благо семьи, помогать взрослым.
Просмотр мультфильма «Трое из простоквашино». «Поиск клада». https://www.youtube.com/watch?v=i_KchAI5234
Пермяк Е.А.
«Как Маша стала большой».
Беседа о прочитанном произведении.
Консультация для родителей
«Большой помощник» (акцент на поддержку детской инициативы и закрепление желания помогать.
Сюжетно-ролевая игра
«Семья».
Рассматривание выставки «Мои домашние обязанности» и дидактического альбома, «Как я помогаю маме и папе».
«Управление
«Хотелками»
3 неделя
Формировать начало разумного поведения в жиз-ненных
Чтение сказки К. Чуковского «Муха – Цокотуха».
Беседа о прочитанной сказке.
Семейный просмотр
Работа и зарплата
Сюжетно-ролевая игра
«Семья». «Поход в супермаркет».
ситуациях, связанных
(Уроки тетушки
с деньгами, понимание категорий «важное и нужное».
.Мультфильм «Зима в простоквашино» серия. https://www.youtube.com/watch?v=yt26O9q3gsg
Совы) серия 6 https://www.youtube
.com/watch?v=t6Z9jA42xXE
Обсуждение мультфильма. Беседа о поведении героев.
Потребности и возможности (Уроки тетушки
Совы) серия 7
https://www.youtube
.com/watch?v=jtwId
TFPIaM
4 неделя
Воспитывать бережливость и умение планировать покупки.
Игровая деятельность. Театрализованная игра по сказке К.
Семейная мастерская
Сюжетно-ролевые игры: «Дом, семья»,
Чуковского «Муха-Цокотуха»
«Изготовление
«Магазин»,
кошельков из
«Супермаркет»,
бросового
«Кафе».
материала» и их
выставка.
Модуль «Копилка»
Задачи:
1 Познакомить детей с понятием деньги, с историей возникновения денег.
Обогащать представление детей о разных видах денег.
Познакомить с ведущим предприятием региона: печатной фабрикой Гознак, процессом изготовления денег.
Способствовать формированию представлений о значении денег в жизни человека в прошлом и современном мире.
Обогащать представления детей о способах хранения денег.
Месяц
Неделя
Задачи
Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность
Формы работы и Дидактические игры
Взаимодействие с семьей
Декабрь
«Что такое деньги»
1 и 2
неделя
Продолжать
формировать элементарные представления детей о
Сюжетно-ролевые игры-
ситуации «мы оплачиваем разные услуги», «В магазин» (продовольственный –
Помощь в
изготовлении атрибутов для с/р игр
Сюжетно- роевая игра
«магазин»
назначении денег
гастроном, хлеб, булочная,
(приобретение товаров
кондитерская и др.,
и услуг за деньги).
промтоварный – одежда,
Продолжать учить
обувь, бытовая техника,
совершать покупки в
спорттовары и др.);
магазине за деньги
Делаем покупки»; «В
парикмахерскую»; «В
мастерскую»; «В
транспорте»; «В больницу»
3 и 4 неделя
Познакомить детей с понятием «Услуга»
(прическа, билет в
Сюжетно-ролевые игры- ситуации «Мы оплачиваем
разные услуги»; «В
Помощь в изготовлении
атрибутов для с/р
Сюжетно – ролевая игра
«Парикмахерская»
автобусе, починка
парикмахерскую»; «В
игр
игрушки). Познакомить
мастерскую»; «В больницу»,
с представлением о
«В транспорте»
Буклет
том, что оплачивается не только товар в магазине, но и различные услуги.
«Оплачиваем разные услуги»
Январь
«Какие бывают деньги»
3 неделя
Продолжать формировать элементарные представления о том,
как выглядят
Мультмедийная презентация
«Деньги бывают разными: монеты, купюры»;
Сюжетно-ролевые игры
Оформление альбома
«Альбом монет нашей страны»,
«Альбом купюр
Рассматривание альбома
«Альбом монет нашей страны», «Альбом купюр нашей страны»
современные деньги
«Супермаркет», «Кафе»,
нашей страны»
(монеты, купюры) и
«парикмахерская» и др.
какими деньгами
пользуются в нашей
Дидактические игры «Найди
стране в настоящее
пару», «Монеты и купюры»
время (рубли)
4 неделя
Формировать
первичные
Беседа «Кто, где живет»
Игра-ситуация «Домик для
Дидактические
игры «Найди пару»,
Создание коллекции «Домик
для монеток»
представления детей о
денежки».
«Монеты и
хранении денег
купюры»
Февраль
«Где живут деньги»
1 и 2 неделя
Обогащать представления детей о способах хранения денег, местах хранения.
Беседа «Свой домашний банк или копилка для денег»
Совместная выставка «Домик для монеток» (кошельки)
Просмотр мультфильма
«Фиксики. Кошелёк»
3 и 4 неделя
Содействовать развитию умения детей использовать в речи
Изготовление кошельков для игр в магазин вместе с родителями.
Семейная мастерская
«Изготовление
Д.И «Денежные пазлы» Д.И «Собери картинку» (купюры, монеты России)
эконом. термины (банк,
кошельков из
банкир и др
бросового
материала»
Выставка кошельков из бросового материала
Модуль «Богатство Пармы»
Задачи:
Формировать у детей дошкольного возраста представления об особенностях производства товаров сельскохозяйственного и промышленного комплексов Пермского края.
Месяц
Неделя
Задачи
Совместная деятельность
Самостоятельн ая деятельность
Формы работы и
Дидактические игры
Взаимодействие с
семьей
Март
«Растут ли булки на деревьях»
1 неделя
Формировать представления детей о местах выпечки хлебобулочных изделий и хлеба (хлебозаводы), о влиянии разнообразия сырья на ассортимент хлебобулочной продукции.
Беседа, рассматривание иллюстраций, просмотр мультимедийных презентаций о местах производства хлебобулочных изделий (пекарня, дом , завод).
Интерактивная экскурсия
«Пекарня».
Экскурсия с родителями в магазины , пекарни с целью изучения ассортимента хлеба и хлебобулочных изделий.
Исследовательские проекты с родителями по изготовлению хлебобулочных изделий из разной муки.
Рассматривание коллекций в мини- музее злаковых культур.
Рассматривание тематических альбомов, книг о профессиях людей, работающих в
пекарнях.
2 неделя
Формировать представления детей о
Опытно-экспериментальная деятельность по
Участие родителей в пополнении РППС для
Рассматривание коллекций в мини-
местах выпечки
проращиванию зерен
сюжетно-ролевых игр
музее злаковых
хлебобулочных изделий и
злаковых и высаживания их
«Хлебный магазин»,
культур.
хлеба (хлебозаводы), о влиянии разнообразия сырья на ассортимент хлебобулочной
на участке.
Д/и «Что это за зернышко»- определение качественных характеристик зерна
«Пекарня» и др.
Оформление коллекции злаковых культур для мини-
Рассматривание тематических альбомов, книг о профессиях людей,
продукции.
гречиха, овес, кукуруза.
Составление загадок о хлебобулочных изделиях.
Сюжетно-ролевые игры
«Пекарня», «Хлебный магазин».
музея.
работающих в пекарнях.
«Путешествие по молочной реке»
3 неделя
Содействовать раскрытию функциональных зависимостей между
компонентами
Беседы, чтение художественной литературы, интерактивная экскурсия по
теме «Ферма».
Помощь родителей в пополнении атрибутов к сюжетно-ролевым играм
«Молочный магазин»,
Д/и «Молочные продукты».
деятельности и зависимости достижения результата от правильного исполнения каждого
компонента деятельности и зависимости
Настольная игра «Как молоко к нам на стол пришло».
«Ферма».
Экскурсии с родителями в магазин с целью изучения ассортимента молочных продуктов.
достижения результата от
правильного исполнения
каждого компонента
деятельности каждым
работником на примере
фермы для коров.
4 неделя
Расширять представления
детей об ассортименте
Экспериментальная
деятельность по
Помощь в оформлении мини-
музея «Молочные продукты,
Рассматривание
экспонатов музея
молочных продуктов в
определению свойств
которые мы любим».
«Молочные
магазинах.
молока , его отличия от
продукты, которые
других видов жидкости.
мы любим».
Сюжетно-ролевая игра
«Молочный магазин»,
«Ферма».
Апрель
«Зеленое золото»
1 неделя
Содействовать представлению детей о разнице в цене товаров из дерева , изготовленных вручную мастером или изготовленных на производстве , а так же местами продажи данных товаров.
Д/и «Породы дерева», «Что делают из дерева».
Беседы просмотр мультфильмов, мультимедийных презентаций о профессиях людей , которые изготавливают предметы из дерева.
Встреча с интересными людьми : «Изготовление ящика для лука», «Ремонт мебели в группе».