kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научная статья "Особенности экономического воспитания дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности экономического воспитания дошкольников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научная статья "Особенности экономического воспитания дошкольников"»

Особенности экономического воспитания дошкольников

Предпосылки экономического воспитания дошкольников закладываются в младшем дошкольном возрасте. С раннего возраста ребенка необходимо учить аккуратности, бережному отношению к игрушкам и разнообразным предметам. В пяти-шестилетнем возрасте такая работа продолжается и приобретает более целенаправленный характер.

На практике мы наблюдаем, что у детей к шести-семи годам накапливается определенный опыт энергосбережения: они знают, что нужно выключать воду, электричество. Дошкольники замечают, если кто-то не выключил воду после себя. Однако следует отметить неодинаковый уровень экономического развития детей к моменту поступления их в школу. Зависит это не только от индивидуальных особенностей детей, но и от ряда других обстоятельств. Воспитателям не всегда удается установить контакт с родителями. И в результате неодинаковых воспитательных воздействий на дошкольника у него развивается разный стиль поведения в детском саду и дома. Ребенок часто не понимает, почему нельзя оставлять хлебную корочку (дома это разрешают делать), почему нужно экономить воду (дома вода льется из крана, пока мама на кухне) и т. д.

Иногда родителями недооценивается роль специальных занятий по экономике, они заявляют, что дети вырастут - тогда и начнут экономить. Поэтому и приходят дети в школу с неодинаковым уровнем экономических представлений. Овладение нормами экономики осуществляется в различной деятельности детей в детском саду. В нее они включаются взрослыми (беседы, игры, занятия, труд), а также в повседневной жизни, когда в результате анализа тех или иных поступков отдельных воспитанников уточняются представления о доброте, справедливости, бережливости, развиваются чувства, формируются мотивы поведения, накапливается положительный опыт поведения в детском саду и дома.

Критерием экономической воспитанности человека, как известно, является его поведение, т. е. совокупность поступков, совершаемых им в привычных или изменяющихся условиях. Экономическое воспитание личности пронизывает ее эмоционально-мотивационную сферу, развитие которой во многом зависит от знаний, суждений (представлений) о том, что значит быть экономичным, экономным и добрым, внимательным, вежливым.

На практике, наблюдая игровую деятельность дошкольников, анализируя задаваемые вопросы, мы сталкиваемся с тем, что их интересуют очень серьезные проблемы, связанные с экономическим содержанием. Самыми распространенными среди них являются: «Почему цены на одни и те же товары различные?», «Почему все получают разную зарплату?», «Все ли можно купить за деньги?», «Что делать, когда нет денег?», «Почему мама не покупает игрушки как у других детей?» и т.д. Очень часто в речи детей мы слышим слова: «реклама», «обмен», «бизнесмен», «банк» и др., значение которых многие не знают. Причина «экономической» любознательности дошкольников кроется в проникновении экономики во все сферы жизнедеятельности людей и, прежде всего, в быт семьи, где ребенок на каждом шагу сталкивается с экономическими проблемами, обсуждаемыми членами своей семьи.

В качестве предпосылок экономического воспитания и образования можно выделить ранее полученные знания из области экономики, любознательность и живой интерес, наличие кругозора, высокий уровень понятийного мышления, готовность ребенка к овладению экономическими знаниями. Причем последние должны быть не только доступны детям, но и отвечать их интересам и уровню мышления, качествам личности, необходимым в той или иной экономической деятельности и проявляющих себя в игровой и трудовой деятельности дошкольников.

По мнению А.Д. Шатовой дошкольники должны знать все о труде и обо всем, что с ним связано: производстве, средствах производства, средствах обращения, простейших технологиях приготовления пищи, изготовления игрушек, денежных единицах и их назначении, стоимости и себестоимости, страховании и налогах, различных профессиях и др.

Использование в работе всего многообразия форм организации образовательного процесса поможет педагогу сделать процесс экономического воспитания интересным, творческим, доступным для дошкольников.

Одной из основных форм организации экономического образования дошкольников является занятие, нередко объединяющее в себе одновременно математику, развитие речи и окружающий мир, так называемое интегрированное занятие. Занятия знакомят детей с основными экономическими категориями, приобщают к экономически целесообразному поведению. В процессе решения логических и арифметических задач повышается интерес детей к приобретению экономических знаний, наблюдается стремление к саморазвитию. Занятия расширяют экономический кругозор, уточняют имеющиеся у дошкольников представления, знакомят с новыми престижными профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учат разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром необходимо планировать решение задач экономического воспитания. С детьми важно выяснить условия бережного отношения к природе, природным ресурсам, окружающей среде, животному и растительному миру.

Обучать экономике детей следует не привычными традиционными методами, а через игру, соревнование, общение со сказкой, устным народным творчеством.

Для развития деловитости, хозяйственности, смекалки можно проводить игры «Доходы из отходов» (об использовании бросовых материалов в играх), «Магазин», «Парикмахерская», «Ателье» и др.

На занятиях по аппликации можно использовать шаблоны с изображением геометрических фигур с последующим заданием расположить фигуры на листе бумаги так, чтобы отходов было как можно меньше.

Занятия по ручному труду являются важными составляющими экономического воспитания, т.к. продуктивные виды деятельности представляют собой большие возможности для формирования основ экономического мышления.

А.В. Белошистая указывает, что математическое развитие детей, прежде всего, направлено на освоение ими предметно-специфического (математического) содержания, формирование познавательных и творческих способностей. Математика вооружает ребенка средствами рационального познания мира. Счет, измерение, элементарные вычисления - это те способы, которые ребенок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания. Применение этих способов в познавательной и практической деятельности стимулирует поиск, открывает ребенку путь к творчеству. Математические знания можно рассматривать как основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений. В то же время ознакомление с экономической сферой действительности способствует переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области.

Педагогическая ценность сказки как эффективного средства познавательного развития дошкольника заключается в возможности формирования у детей знаний, в том числе, экономической направленности, в доступной и занимательной форме. Дети любят слушать сказки, и традиционные народные, и авторские, и придуманные воспитателем с заранее определенной целью. К слову, любую знакомую сказку можно видоизменить, ввести экономические ситуации: купля-продажа, оплата труда, денежный заем, рассрочка и др. Развлечения, драматизации экономических сказок, вечера досуга, конкурсы, праздники, викторины носят, как правило, обобщающий характер и используются для закрепления и систематизации знаний, развития экономического мышления. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.

Е. А. Курак, Л.А. Михерева рекомендуют, помимо занятий с детьми проводить игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные) с экономическим содержанием, чтение художественной литературы («Муха-Цокотуха», «Три поросенка», «Кот в сапогах» и др.), решение проблемных ситуаций, возникающих как в литературных произведениях, так и в реальной жизни, моделирование экономических ситуаций, викторины, конкурсы, др. Так, решение проблемно-игровых ситуаций упражняет детей в умении решать практические задачи, ориентироваться в окружающей действительности, тем самым, способствует формированию экономически грамотного поведения.

Т.Г. Ханова, Н.М. Прокофьева считают, что игра, будучи ведущим видом деятельности дошкольника, позволяет приобщить ребенка к миру товарно-денежных отношений, освоить сложные экономические категории (цена, спрос, реклама, кредит, бизнес и др.), в занимательной форме получить и закрепить новые знания. Одним словом, самостоятельная и творческая игра делает экономику доступной для ребенка. Интересны «игры в рекламу», где детям предлагается рекламировать различные игрушки и предметы, подчеркивая их функциональность и привлекательность.

Сюжетно-ролевые игры помогают сделать экономику более понятной. Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Комната переговоров», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических понятий.

Представления об экономике и экономических понятиях дети получают и в повседневной жизни, осуществляя походы с родителями в магазин, на рынок. Дети видят товар, знают его цену, видят, как родители расплачиваются на кассе или с продавцом, слышат слова «дёшево», «дорого», «деньги», «цена», «заработать».

Таким образом, на современном этапе необходимо повышение уровня экономических представлений детей старшего дошкольного возраста, поэтому важно начинать формирование экономической культуры с раннего возраста, для повышения общей познавательной активности детей, воспитание таких качеств, как бережливость, самостоятельность, деловая активность, умение отстаивать свою точку зрения.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Научная статья "Особенности экономического воспитания дошкольников"

Автор: Фирсова Татьяна Анатольевна

Дата: 07.12.2020

Номер свидетельства: 565894


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства