дидактическая игра способствует:
развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления (в том числе, явления природы) расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях. В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности; дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экологические игры "Тайны природы" »
ЦИКЛ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГР
«ТАЙНЫ ПРИРОДЫ»
Дидактическая цель: расширить представления дошкольников о диких животных; познакомить с животными, занесенными в Красную книгу.
В помещении группы из мебели или
строительного материала воспитатель устраивает
«клетки», в которых находятся «животные»
(большие игрушки или картины). Можно соорудить
«пруд» для водоплавающих птиц, «загон» для
лошадей; в зоопарке можно устроить аквариум,
обезьянник и т. д.
Посетители зоопарка могут взять с собой «своих детей» - кукол (воспитатель тоже может быть с «сыном» или «дочкой»). Кассир, продавая билеты, предупреждает о том, что зоопаркчерез час закрывается, и просит ребят не задерживаться. Контролер, пропуская посетителей и отрывая билеты, просит детей не подходить близко к «клеткам», не кормить животных. На территории зоопарка посетителей встречает экскурсовод, который беседует с ними, рассказывает о питомцах (о том, что они едят, как себя ведут, какой у них характер). В роли экскурсовода выступает воспитатель, но может быть и ребенок из старшей группы. Детям говорят, что сотрудники зоопарка любят его обитателей, заботятся о них. Экскурсовод возле каждой «клетки» ведет с детьми разговор: выясняет, что они знают про это животное, а затем коротко дает новую, небольшую по объему информацию.
При посетителях можно организовать раздачу корма, осмотр животных ветеринарным врачом, чистку «клеток». Эти ролевые действия, выполняемые детьми, поддерживают игровую ситуацию и позволяют ребятам получать новые сведения. При этом воспитывается бережное отношение к животным.
Завершающими объектами осмотра могут быть животные, которые занесены в Красную книгу и охраняются государством (белогрудый медведь, лошадь Пржевальского, снежный барс, уссурийский тигр, гепард, кавказский леопард). Экскурсовод рассказывает о том, где обитают эти животные, почему их так мало осталось, как их охраняют.
Примечание. Для самых старших дошкольников эта игра может быть проведена с резиновыми и пластмассовыми игрушками небольшого размера, клетками и помещениями для которых могут служить ячейки шкафов и стеллажей. Такой зоопарк может быть организован на столах.
Дидактическая цель: уточнить представления детей о домашних сельскохозяйственных животных: содержание на ферме, кормление, уход, их использование. Знакомить детей с трудом животновода. Воспитывать интерес и доброе отношение к животным.
Воспитатель в группе или другом помещении
устраивает ферму для сельскохозяйственных
животных, в которой находятся коровы, свиньи,
козы, овцы. Это могут быть «загоны», сделанные из
стульев или крупного «строителя». В качестве
животных могут быть картины из наглядного пособия «Домашние животные» или подходящего размера и облика игрушки. В каждом «загоне» может быть несколько животных, могут быть взрослые животные и их детеныши.
Приведя детей на ферму, воспитатель надевает белый фартук и косынку - становится дояркой. И уже в этой роли проводит с детьми экскурсию: у каждого «загона» спрашивает, кто в нем находится, зачем содержат этих животных. Рассказывает, чем их кормят, как за ними ухаживают, как ласково с ними обращаются. Рассказывает о труде животноводов, предлагает детям помочь накормить животных. Дети раздают заранее заготовленное «сено», игрушечные овощи (слепленные из глины, пластилина или вырезанные из картона). Дети могут помочь навести порядок в «клетках» (подмести, протереть). Доярка говорит, что труд животноводов нелегкий, но очень важный, т.к. они обеспечивают всех людей молоком, мясом, шерстью.
Доярка прощается с детьми, приглашает их приходить еще на ферму (воспитатель снимает атрибуты одежды), и все возвращаются.
Дидактическая цель: дать детям представление об Африке, ее жарком климате, пустынях, познакомить с экзотическими африканскими животными, их образом жизни. Развивать воображение детей, их игровые умения.
Отправиться в Африку можно на корабле. Во время
«плавания» (это первая часть игры) воспитатель,
играющий роль опытного путешественника, выясняет, что
дети знают об Африке, животных, которые там обитают
(слон, жираф, лев, обезьяна, крокодил).
Высадив путешественников на берег Африки, руководитель похода выясняет, все ли имеют темные очки от солнца, флягу с водой - предстоит длительный переход по пустыне и всем захочется пить. Рассказывает участникам похода, что такое пустыня, какая здесь жара, сухость, дождей почти не бывает или они не успевают долетать до земли, вода испаряется. Сообщает, что африканская пустыня Сахара самая большая на планете, это самое жаркое место на Земле. Но жарко только днем, а ночью бывает холодно. Песчаные бури, горячие ветры, невыносимая жара и отсутствие воды - это очень тяжелые условия для жизни. Здесь трудно жить всем: растениям, животным, людям. После долгого и утомительного перехода по песчаной пустыне путешественники видят оазис - место, покрытое растительностью, кустарники и травы. Руководитель похода делает остановку, на привале все отдыхают, пьют воду. Он рассказывает о животных, их жизни в этих местах. Показывает пальмы, кокосовые орехи, финики (угощает детей, если представится возможность). Рассказывает также о других животных, обитающих в Африке. Это слоны, обезьяны, крокодилы и др. (показывает картинки с их изображениями).
Дидактическая цель: учить детей видеть интересные явления природы и восхищаться ими, наблюдать за цветущими растениями, поведением животных; замечать особенности их внешнего облика. Развивать воображение детей, ролевое поведение.
Игровая ситуация включается в экскурсию в лес или парк. За несколько дней до экскурсии воспитатель говорит детям, что они пойдут в лес и займутся «фотоохотой». Для этого необходимо взять с робой фотоаппараты, бинокли или подзорные трубы, чтобы с их помощью рассмотреть необычные явления и запечатлеть их. Предлагает детям дома с родителями подготовить такие игрушки.
На экскурсии воспитатель играет роль фотографа. (Желательно, чтобы детей сопровождал настоящий фотограф.) Во второй половине дня дети «проявляют пленку», «делают фотографии» (рисунки). Родителям можно предложить записать рассказы дошкольников об увиденном на экскурсии.
Через некоторое время можно организовать выставку фотографий (реальных и детских рисунков) на тему «Что мы видели в лесу». Эту выставку могут посетить ребята со своими « детьми » (куклами), а также их родители. Рассказы детей вместе с рисунками можно оформить в виде книги с таким же названием.
Дидактическая цель: вызвать у детей интерес к жизни лесных обитателей (животных и растений), познакомить с их приспособительными особенностями; учить детей правильно вести себя в лесу, бережно относиться к природе.
Дети покупают билеты и на поезде, составленном из стульев, отправляются за город. «Доехав» до станции «Лесная», идут на прогулку в «лес». Воспитатель напоминает правила поведения в лесу, показывает знаки (см. цветную вклейку), затем показывает картины (или слайды) с изображением лесных растений и животных. Дети рассказывают о том, какие ягоды и грибы они увидели в лесу. У «болотца» им попадается лягушка, в «овраге» притаилась семья барсуков. Ребята издали наблюдают, как к «ручью» спускается молодой олень и пьет воду. На поляне они с интересом рассматривают цветы, бабочек и стрекоз, вьющихся над ними. Детей поджидает машинист. Все садятся в «вагоны» и возвращаются в город.
Основой игры является воображаемая ситуация: дети идут по лесу (комнате), время от времени присаживаются на поляне (ковре). Возле «болота» идут осторожно («вязнут ноги»). Важным моментом ИОС является установка воспитателя на правильное поведение в лесу (дети должны быть осторожными, чтобы не наступить на муравьев, не помять цветы).
Примечание. Игру проводят в помещении в любое время года. Познакомить детей с жизнью животных можно с помощью картин или игрушек.
Дидактическая цель: уточнить представления детей о лесе, о поляне; показать взаимосвязь лесных обитателей, природы и человека; закрепить знание правил поведения в лесу; познакомить детей с экологическими знаками; воспитывать доброжелательное отношение ко всему живому.
В помещении группы (или зале) создается игровая модель лесной поляны. В центре комнаты - зеленое покрытие («трава»), где стоят «пеньки», «растут цветы», «ягоды», «грибы», «протекает ручеек». По краям покрытия можно поставить макеты лесных деревьев и кустарников с плоскостными изображениями птиц, животных, гнезд, паутины и т. д. Ребята (туристы) отдыхают на лесной поляне. Воспитатель предлагает им перечислить объекты, которые они видят по краям поляны. Рассказывает о том, как в лесу все нужны друг другу, как лес важен для человека. Затем обращает внимание детей на поляну, просит назвать, что на ней растет. Рассказывает о том, что на поляне светлее, чем в лесу, тут лучше растут ягоды и грибы.
В конце путешествия знакомит детей с предупреждающими и запрещающими экологическими знаками, предлагает расставить их в нужных местах. В ходе игры ребята могут «фотографировать» птиц и зверей, а в свободное время проявить «фотографии» (сделать рисунки), оформить выставку.
Дидактическая цель: закрепить представления детей о лесе как о сообществе животных и растений; познакомить с «этажами» (экологическими нишами) смешанного леса и его обитателями. Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, которые позволяют сосуществовать животным и растениям; формировать представление о том, что в лесу все нужны друг другу; воспитывать интерес к жизни лесных обитателей.
Старичок-Лесовичок приглашает ребят
совершить прогулку по лесу. На этот раз она будет
необычной. Лесовичок говорит, что лес - это
многоэтажный дом для животных и растений и
ребята совершат прогулку по его «этажам». Для лучшего усвоения знаний используется новый прием - игровое моделирование. Лесовичок предлагает ребятам модель «этажей» леса в виде экологической пирамиды, на каждый «этаж» которой дети ставят соответствующие картинки с изображением животных и растений. «Этажи» смешанного леса: I - травянистый покров; II - кустарники; III - лиственные деревья; IV - хвойные деревья.
Воспитатель обсуждает с детьми, кто живет на каждом «этаже». Лесовичок поправляет ребят, уточняет и дополняет их ответы, рассказывает о том, что на всех «этажах» обитатели находят себе корм, устраивают там свои жилища.
В конце беседы Лесовичок может вручить наиболее активным детям лесные призы (шишки, желуди и пр.).
Дидактическая цель: учить детей воспринимать произведения искусства, видеть красоту отраженной в них природы; объяснить, что на картине каждый художник выражает свое отношение к природе; познакомить детей с работами известных художников-пейзажистов. Учить детей осматривать выставку.
В помещении (зале, изостудии, холле) устраивают выставку репродукций картин И. Левитана, И. Шишкина, В. Васнецова, И. Айвазовского и других известных пейзажистов. В отдельной экспозиции могут быть представлены предметы прикладного искусства (изделия с хохломской, Городецкой росписью, жестовские подносы, игрушки, созданные народными умельцами). Воспитатель говорит, что через несколько дней ребята пойдут на выставку, с собой они могут взять «своих детей» (кукол), чтобы показать им картины знаменитых художников, которые любили природу и писали ее масляными красками на холсте. Воспитатель может предложить детям рассмотреть несколько книг об искусстве, объясняет им, как нужно вести себя на выставке. Дети берут билеты, контролер их проверяет и всех предупреждает, что на выставке посетители осматривают картины, обмениваются мнением шепотом, чтобы не мешать друг другу любоваться произведениями искусства.
Воспитатель в роли экскурсовода возле каждой картины должен назвать картину, автора, и коротко, просто и выразительно попытается передать чувства, которые испытывал художник при ее написании, и те чувства, которые она вызывает у него. После коллективного просмотра выставки воспитатель-экскурсовод предлагает посетителям самостоятельно еще пройти по выставке и найти то, что особенно нравится каждому, почувствовать красоту природы, изображенной на холсте, показать ее своим «детям» (куклам). Через некоторое время воспитатель просит детей высказать, что и почему им нравится, какие чувства они испытывали при осмотре выставки.