kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологические игры "Тайны природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 дидактическая игра способствует:
развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления (в том числе, явления природы) расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях. В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности; дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологические игры "Тайны природы" »














ЦИКЛ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГР

«ТАЙНЫ ПРИРОДЫ»



























Дидактическая цель: расширить представления дошколь­ников о диких животных; познакомить с животными, занесен­ными в Красную книгу.



В помещении группы из мебели или

строитель­ного материала воспитатель устраивает

«клетки», в которых находятся «животные»

(большие игрушки или картины). Можно соорудить

«пруд» для водоплавающих птиц, «загон» для

лошадей; в зоопарке можно устроить аквариум,

обезьян­ник и т. д.

Посетители зоопарка могут взять с собой «своих детей» - ку­кол (воспитатель тоже может быть с «сыном» или «дочкой»). Кассир, продавая билеты, предупреждает о том, что зоопарк через час закрывается, и просит ребят не задерживаться. Кон­тролер, пропуская посетителей и отрывая билеты, просит де­тей не подходить близко к «клеткам», не кормить животных. На территории зоопарка посетителей встречает экскурсовод, который беседует с ними, рассказывает о питомцах (о том, что они едят, как себя ведут, какой у них характер). В роли эк­скурсовода выступает воспитатель, но может быть и ребенок из старшей группы. Детям говорят, что сотрудники зоопарка любят его обитателей, заботятся о них. Экскурсовод возле каж­дой «клетки» ведет с детьми разговор: выясняет, что они зна­ют про это животное, а затем коротко дает новую, небольшую по объему информацию.

При посетителях можно организовать раздачу корма, ос­мотр животных ветеринарным врачом, чистку «клеток». Эти ролевые действия, выполняемые детьми, поддерживают игро­вую ситуацию и позволяют ребятам получать новые сведения. При этом воспитывается бережное отношение к животным.

Завершающими объектами осмотра могут быть животные, которые занесены в Красную книгу и охраняются государством (белогрудый медведь, лошадь Пржевальского, снежный барс, уссурийский тигр, гепард, кавказский леопард). Экскурсовод рассказывает о том, где обитают эти животные, почему их так мало осталось, как их охраняют.

Примечание. Для самых старших дошкольников эта игра может быть проведена с резиновыми и пластмассовыми игруш­ками небольшого размера, клетками и помещениями для ко­торых могут служить ячейки шкафов и стеллажей. Такой зоо­парк может быть организован на столах.








Дидактическая цель: уточнить представления детей о до­машних сельскохозяйственных животных: содержание на фер­ме, кормление, уход, их использование. Знакомить детей с тру­дом животновода. Воспитывать интерес и доброе отношение к животным.




Воспитатель в группе или другом помещении

ус­траивает ферму для сельскохозяйственных

животных, в кото­рой находятся коровы, свиньи,

козы, овцы. Это могут быть «за­гоны», сделанные из

стульев или крупного «строителя». В ка­честве

животных могут быть картины из наглядного пособия «Домашние животные» или подходящего размера и облика игрушки. В каждом «загоне» может быть несколько животных, могут быть взрослые животные и их детеныши.

Приведя детей на ферму, воспитатель надевает белый фар­тук и косынку - становится дояркой. И уже в этой роли прово­дит с детьми экскурсию: у каждого «загона» спрашивает, кто в нем находится, зачем содержат этих животных. Рассказыва­ет, чем их кормят, как за ними ухаживают, как ласково с ними обращаются. Рассказывает о труде животноводов, предлагает детям помочь накормить животных. Дети раздают заранее за­готовленное «сено», игрушечные овощи (слепленные из гли­ны, пластилина или вырезанные из картона). Дети могут по­мочь навести порядок в «клетках» (подмести, протереть). До­ярка говорит, что труд животноводов нелегкий, но очень важ­ный, т.к. они обеспечивают всех людей молоком, мясом, шер­стью.

Доярка прощается с детьми, приглашает их приходить еще на ферму (воспитатель снимает атрибуты одежды), и все воз­вращаются.














Дидактическая цель: дать детям представление об Афри­ке, ее жарком климате, пустынях, познакомить с экзотичес­кими африканскими животными, их образом жизни. Разви­вать воображение детей, их игровые умения.


Отправиться в Африку можно на корабле. Во вре­мя

«плавания» (это первая часть игры) воспитатель,

играющий роль опытного путешественника, выясняет, что

дети знают об Африке, животных, которые там обитают

(слон, жираф, лев, обезьяна, крокодил).

Высадив путешественников на берег Африки, руководи­тель похода выясняет, все ли имеют темные очки от солнца, флягу с водой - предстоит длительный переход по пустыне и всем захочется пить. Рассказывает участникам похода, что та­кое пустыня, какая здесь жара, сухость, дождей почти не бывает или они не успевают долетать до земли, вода испаряется. Сообщает, что африканская пустыня Сахара самая большая на планете, это самое жаркое место на Земле. Но жарко только днем, а ночью бывает холодно. Песчаные бури, горячие ветры, невыносимая жара и отсутствие воды - это очень тяжелые ус­ловия для жизни. Здесь трудно жить всем: растениям, живот­ным, людям. После долгого и утомительного перехода по песчаной пус­тыне путешественники видят оазис - место, покрытое расти­тельностью, кустарники и травы. Руководитель похода делает остановку, на привале все отдыхают, пьют воду. Он рассказы­вает о животных, их жизни в этих местах. Показывает паль­мы, кокосовые орехи, финики (угощает детей, если предста­вится возможность). Рассказывает также о других животных, обитающих в Африке. Это слоны, обезьяны, крокодилы и др. (показывает картинки с их изображениями).



Дидактическая цель: учить детей видеть интересные яв­ления природы и восхищаться ими, наблюдать за цветущими растениями, поведением животных; замечать особенности их внешнего облика. Развивать воображение детей, ролевое пове­дение.


Игровая ситуация включается в экскурсию в лес или парк. За несколько дней до экскурсии воспитатель говорит детям, что они пойдут в лес и займутся «фотоохотой». Для этого необ­ходимо взять с робой фотоаппараты, бинокли или подзорные трубы, чтобы с их помощью рассмотреть необычные явления и запечатлеть их. Предлагает детям дома с родителями подгото­вить такие игрушки.

На экскурсии воспитатель играет роль фотографа. (Жела­тельно, чтобы детей сопровождал настоящий фотограф.) Во вто­рой половине дня дети «проявляют пленку», «делают фотогра­фии» (рисунки). Родителям можно предложить записать рас­сказы дошкольников об увиденном на экскурсии.

Через некоторое время можно организовать выставку фо­тографий (реальных и детских рисунков) на тему «Что мы видели в лесу». Эту выставку могут посетить ребята со своими « детьми » (куклами), а также их родители. Рассказы детей вме­сте с рисунками можно оформить в виде книги с таким же на­званием.















Дидактическая цель: вызвать у детей интерес к жизни лес­ных обитателей (животных и растений), познакомить с их при­способительными особенностями; учить детей правильно вес­ти себя в лесу, бережно относиться к природе.



Дети покупают билеты и на поезде, составленном из стульев, отправляются за город. «Доехав» до станции «Лес­ная», идут на прогулку в «лес». Воспитатель напоминает пра­вила поведения в лесу, показывает знаки (см. цветную вклей­ку), затем показывает картины (или слайды) с изображением лесных растений и животных. Дети рассказывают о том, какие ягоды и грибы они увидели в лесу. У «болотца» им попадается лягушка, в «овраге» притаилась семья барсуков. Ребята издали наблюдают, как к «ручью» спускается молодой олень и пьет воду. На поляне они с интересом рассматривают цветы, бабочек и стрекоз, вьющихся над ними. Детей поджидает машинист. Все садятся в «вагоны» и возвращаются в город.

Основой игры является воображаемая ситуация: дети идут по лесу (комнате), время от времени присаживаются на поля­не (ковре). Возле «болота» идут осторожно («вязнут ноги»). Важным моментом ИОС является установка воспитателя на правильное поведение в лесу (дети должны быть осторожны­ми, чтобы не наступить на муравьев, не помять цветы).

Примечание. Игру проводят в помещении в любое время года. Познакомить детей с жизнью животных можно с помо­щью картин или игрушек.








Дидактическая цель: уточнить представления детей о лесе, о поляне; показать взаимосвязь лесных обитателей, природы и человека; закрепить знание правил поведения в лесу; позна­комить детей с экологическими знаками; воспитывать доброжелательное отношение ко всему живому.



В помещении группы (или зале) создается игро­вая модель лесной поляны. В центре комнаты - зеленое покры­тие («трава»), где стоят «пеньки», «растут цветы», «ягоды», «грибы», «протекает ручеек». По краям покрытия можно по­ставить макеты лесных деревьев и кустарников с плос­костными изображениями птиц, животных, гнезд, паутины и т. д. Ребята (туристы) отдыхают на лесной поляне. Воспита­тель предлагает им перечислить объекты, которые они видят по краям поляны. Рассказывает о том, как в лесу все нужны друг другу, как лес важен для человека. Затем обращает вни­мание детей на поляну, просит назвать, что на ней растет. Рас­сказывает о том, что на поляне светлее, чем в лесу, тут лучше растут ягоды и грибы.

В конце путешествия знакомит детей с предупреждающи­ми и запрещающими экологическими знаками, предлагает рас­ставить их в нужных местах. В ходе игры ребята могут «фото­графировать» птиц и зверей, а в свободное время проявить «фо­тографии» (сделать рисунки), оформить выставку.


















Дидактическая цель: закрепить представления детей о лесе как о сообществе животных и растений; познакомить с «эта­жами» (экологическими нишами) смешанного леса и его оби­тателями. Учить устанавливать простейшие причинно-след­ственные связи, которые позволяют сосуществовать животным и растениям; формировать представление о том, что в лесу все нужны друг другу; воспитывать интерес к жизни лесных оби­тателей.



Старичок-Лесовичок приглашает ребят

со­вершить прогулку по лесу. На этот раз она будет

необычной. Лесовичок говорит, что лес - это

многоэтажный дом для жи­вотных и растений и

ребята совершат прогулку по его «эта­жам». Для лучшего усвоения знаний используется новый при­ем - игровое моделирование. Лесовичок предлагает ребятам модель «этажей» леса в виде экологической пирамиды, на каж­дый «этаж» которой дети ставят соответствующие картинки с изображением животных и растений. «Этажи» смешанного леса: I - травянистый покров; II - кустарники; III - листвен­ные деревья; IV - хвойные деревья.

Воспитатель обсуждает с детьми, кто живет на каждом «этаже». Лесовичок поправляет ребят, уточняет и дополняет их ответы, рассказывает о том, что на всех «этажах» обитате­ли находят себе корм, устраивают там свои жилища.

В конце беседы Лесовичок может вручить наиболее актив­ным детям лесные призы (шишки, желуди и пр.).










Дидактическая цель: учить детей воспринимать произве­дения искусства, видеть красоту отраженной в них природы; объяснить, что на картине каждый художник выражает свое отношение к природе; познакомить детей с работами извест­ных художников-пейзажистов. Учить детей осматривать выс­тавку.



В помещении (зале, изостудии, холле) устра­ивают выставку репродукций картин И. Левитана, И. Шиш­кина, В. Васнецова, И. Айвазовского и других известных пей­зажистов. В отдельной экспозиции могут быть представлены предметы прикладного искусства (изделия с хохломской, Го­родецкой росписью, жестовские подносы, игрушки, созданные народными умельцами). Воспитатель говорит, что через несколько дней ребята пой­дут на выставку, с собой они могут взять «своих детей» (ку­кол), чтобы показать им картины знаменитых художников, ко­торые любили природу и писали ее масляными красками на холсте. Воспитатель может предложить детям рассмотреть не­сколько книг об искусстве, объясняет им, как нужно вести себя на выставке. Дети берут билеты, контролер их проверяет и всех предуп­реждает, что на выставке посетители осматривают картины, обмениваются мнением шепотом, чтобы не мешать друг другу любоваться произведениями искусства.

Воспитатель в роли экскурсовода возле каждой картины должен назвать картину, автора, и коротко, просто и вырази­тельно попытается передать чувства, которые испытывал ху­дожник при ее написании, и те чувства, которые она вызывает у него. После коллективного просмотра выставки воспитатель-экскурсовод предлагает посетителям самостоятельно еще прой­ти по выставке и найти то, что особенно нравится каждому, почувствовать красоту природы, изображенной на холсте, по­казать ее своим «детям» (куклам). Через некоторое время вос­питатель просит детей высказать, что и почему им нравится, какие чувства они испытывали при осмотре выставки.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экологические игры "Тайны природы"

Автор: Самойлова Светлана Мударисовна

Дата: 20.05.2015

Номер свидетельства: 213722

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Экологическая викторина "Знатоки природы""
    ["seo_title"] => string(41) "ekologicheskaia_viktorina_znatoki_prirody"
    ["file_id"] => string(6) "614432"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1664967998"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Познавательная  игра: « Знатоки  природы» "
    ["seo_title"] => string(38) "poznavatiel-naia-ighra-znatoki-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "174068"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424085857"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Детские экологические проекты - уникальная форма экологического воспитания в ДОУ»"
    ["seo_title"] => string(80) "dietskiie_ekologhichieskiie_proiekty_unikal_naia_forma_ekologhichieskogho_vospit"
    ["file_id"] => string(6) "464558"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1522590632"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Педагогическая статья "Ребенок и природа" "
    ["seo_title"] => string(48) "piedaghoghichieskaia-stat-ia-riebienok-i-priroda"
    ["file_id"] => string(6) "228705"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441464288"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект внеклассного занятия "Игра-путешествие "Кладовая природы" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-vnieklassnogho-zaniatiia-ighra-putieshiestviie-kladovaia-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "233038"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1442987277"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства