Тип урока: игра – путешествие
Цели и задачи:
- формирование экологической культуры детей;
- формировать чувства сопричастности к природе, личной ответственности за неё;
- развивать познавательный интерес;
- развивать ИКТ компетенцию у детей младшего школьного возраста;
- научить видеть и понимать красоту живой природы;
- воспитывать у школьников ответственное отношение к окружающей среды.
Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, жетоны.
Ход занятия.
Воспитатель: (Слайд 2)
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
Воспитатель: на фоне музыки из передачи «В мире животных демонстрируются слайды 3-7)
М. М. Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни, мало того, чтобы эти сокровища охранять, их надо открывать и показывать». Вот сегодня мы с вами и будем открывать эти сокровища. И рыбам, и зверям, и травам, и деревьям, и цветам для жизни необходимы зоны спокойствия. Позаботиться об этом может человек. Защищая природу, человек защищает себя. Указом президента РФ В.В. Путина 2013 год объявлен годом защиты окружающей среды. Помощь и защита нужна и нашей природе.
Мы сегодня совершим путешествие по тропинкам природы. На каждой тропинке вас ждут задания, которые вы должны выполнить. За правильный ответ вы получаете жетон. В конце путешествия по количеству накопленных жетонов мы узнаем, кто из вас лучше знает природу и достоин звания знатока природы.
Воспитатель: Название первой тропинки вы узнаете, отгадав загадку: (Слайд 8)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
Эта тропинка посвящена деревьям. На ней вы должны, разгадав загадки, узнать названия деревьев.
Иголки – как у ёлки,
Но в осень цвет меняют,
Желтеют, опадают.
У воды растёт
Ветки к низу гнёт,
Слёзы проливает –
О ком-то вспоминает.
Я пахучая, я колючая,
Зимой не замерзаю,
Одежду не меняю.
Клейкие почки, зелёные листочки.
С белой корой, расту под горой.
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
(ответы детей)
Воспитатель:
Задание: какие деревья здесь лишние? (Слайд 9). Посмотрите на экран и назовите деревья, которые не произрастают в нашей местности.
Ответы детей.
Воспитатель: (Слайд 10) любуясь нашими красивыми лесами, тропинка привела нас на цветочную поляну. Попробуйте досказать словечко в стихотворениях:
На поляне у реки
Гордо держат стебельки,
Как фарфоровые чашки,
Белоснежные …(ромашки)
Он стоит на ножке длинной,
В пачке, словно балерина,
Как букет – цветок один:
Тёмно-красный…(георгин)
Если летом на болоте
Нежные цветы найдёте,
Не теряйте ни минутки –
Созерцайте …(незабудки)
Холод. Все сады пусты,
Ну, какие тут цветы,
Но у нас назло морозу
В марте продают …(мимозы)
Все знакомы с нами,
Яркими, как пламя
Полюбуйтесь дикими
Алыми …(гвоздиками)
Воспитатель: шагая по цветочной лесенке, вставляйте недостающие буквы. (Слайд 11)
Воспитатель: следующий конкурс «Лети, лети, лепесток! (Слайд 12) В нем мы с вами вспомним сказки, рассказы, в которых встречаются цветы.
Игра с детьми. Слайды 13, 14,15, 16,17,18
Воспитатель: ребята, в кладовой нашей природы встречаются не только деревья и цветы. Это еще и дом для лесных жителей. Наша следующая тропинка – животные нашей полосы. (Слайд 19) Их так много, и каждый со своей тайной, со своей загадкой.
Воспитатель: рубрика «А знаете ли вы, что…» познакомит вас с новыми сведениями из жизни представителей животного мира. Слайды 20, 21, 22, 23,24
Воспитатель: сейчас вам предстоит поработать в группе. Следующее задание называется «Запутанные слова». (Слайды 25-26). Такую же карточку получает каждая группа. Соединяя части слов, найдите спрятавшихся животных.
Какие животные не являются жителями средней полосы России?
Воспитатель: молодцы, ребята, справились с заданием. Я хочу пригласить вас, таких внимательных, наблюдательных, много знающих на тропинку ошибок. Следующее наше задание так и называется «Найди ошибки». (Слайд 27). Прочитайте внимательно рассказ «Осень». Какие ошибки допустил автор?
Ответы детей: дни стали длиннее, а ночи короче, сосна и ель – не лиственные деревья, воробьи и голуби не улетают в теплые края и т.д.)
Воспитатель: ребята, поскольку мы с вами сегодня совершаем путешествие в кладовую природы, нельзя оставить без внимания вопрос охраны природы. Наша следующая тропинка «Защитим природу».
Все – все на свете
На свете нужны,
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете,
Нужны все подряд:
Кто делает мёд,
И кто делает яд!
Воспитатель: природа гибнет и просит у нас защиты. Ведь во многом виноват человек. Посмотрите на экран. Эти кадры (Слайды 28,29,30,31) помогут вам вывести правила поведения в лесу, на природе. (Дети отвечают).
Вывод: слайд 32 (Читает каждый ребенок).
Воспитатель: загадки и тайны природы бесконечны. Ведь кругом нас окружают такие удивительные тайны и чудеса. Человек в этом мире – старший по разуму и по старшинству – должен заботиться обо всём на Земле. Я надеюсь, что вы все вырастите людьми, которые любят и дорожат своей природой.
Расшифруйте пословицу: вычеркивая повторяющиеся буквы. (Слайды 33-34,35-36).
Спасем природу – спасем Родину
Подведение итогов занятия. Подсчёт жетонов. Награждение.
Рефлексия.
Понравилось занятие?
О чем должны помнить?
Что новое для себя узнали?