Просмотр содержимого документа
«Автоматизация звука [с] в слогах и словах»
Автоматизация звука [с] в слогах и словах
Цель: закрепление звука [с] в прямых слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Уточнить артикуляцию звука [с];
Автоматизировать звук [с] в слогах и словах;
Закрепить понятия согласный, твердый, звонкий звук, умение давать полную характеристику звуку;
Учить образовывать существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Закреплять умения изменять по числам;
Коррекционно-развивающие:
Развивать моторику артикуляционного аппарата;
Развивать речевое дыхание;
Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа
Развивать слуховое и зрительное внимание
Воспитательные:
Воспитывать навыки самоконтроля.
Оборудование:зеркало, предметные картинки со звуком и без звука [с], бабочки на ниточках, фишки
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Орг. момент.
Здравствуй! Послушай слова и подумай (сом, слон, сани), с какого звука начинаются все эти слова? (со звука [с]). Ты уже, наверно, догадался, что мы будем делать сегодня? Правильно будем продолжать работу на звуком [c]. И начнем мы с разминки.
2. Артикуляционная гимнастика.
«Заборчик »
Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.
«Трубочка»
Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.
Чередовать « Заборчик» - « Трубочка».
«Открыть – закрыть заборчик»
Улыбнуться, сделать «Заборчик». Открыть рот, язык лежит внизу «на полу», кончик языка упирается в нижние зубы. Закрыть рот. Повторить упражнение 5 – 10 раз.
«Накажем непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».
«Блинчик»
Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.
«Остудим блинчик»
Улыбнуться, сделав блинчик, подуть, произнося длительно звук «Ф», щеки не надувать.
Дыхательная гимнастика.
Лети, бабочка!
Нам понадобятся 2-3 яркие бумажные бабочки.
Перед началом гимнастики к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Показываем ребенку бабочек и предлагаем поиграть с ними.
— Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
Дуем на бабочек.
— Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Введение в тему.
А теперь после нашей разминки мы продолжим нашу работу над правильным произношением звука [с].
Артикуляция звука [с].
Давай с тобой вспомним при произнесении звука [с], что же происходит с нашим язычком? Губками? Зубками? Моторчик в горлышке не работает или работает?
Кончик языка упирается в нижние передние зубы.
Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов.
Зубы сближены или сомкнуты
Моторчик в горлышке не работает
6. Характеристика звука.
Давай дадим характеристику звука [с].
– Звук [с] какой , гласный или согласный звук? (согласный).
- Почему согласный? (так как нам - мешает «петь» язык).
– Звонкий или глухой звук? (глухой)
- Почему глухой? ( так как в горле не работает «голосовой моторчик»)
–А вот скажи мне звук с твердый или мягкий? (твердый).
– Каким цветом его обозначаем? (синим).
Логопед: - давай теперь обобщим наши знания о звуке [С]. Звук [С] -согласный, глухой, твердый, обозначаем синим цветом, буквой С.
7. Связь с буквой.
Какой буквой на письме обозначается звук [с].
(С - эс).
8. Фонематическое восприятие.
Я назову слова, ты послушай. Если в слове есть звук [с] – хлопни 1 раз, если нет – топни.
-Произнеси слоги столько раз, сколько фишек на доске.
Са (000) - 3 фишки
Со (00) – 2 фишки
Су (0) - 1 фишка
Сы (0000) – 4 фишки
Ромашка.
В тетради ребенка педагог рисует 2 крупных ромашки, в центре которой пишет согласную букву С. На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги.
Прямые
са - со - су - сы су - сы - са - со
со - су - сы - са сы - са - со – су
Обратные
ас - ос - ус - ыс ус - ыс - ас - ос
ос - ус - ыс - ас ыс - ас - ос - ус
10. Автоматизация звуков в словах.
–На занятие я принесла много разных картинок. Выбери только те картинки, в названии которых есть звук [С] и назови их.