Цель: Формирование представлений родителей о развитии познавательных процессов детей 2-3 лет. Задачи:
Расширение знаний родителей об особенностях формирования познавательных процессов у детей 2-3 лет.
Влияние развивающих игр на познавательное развитие детей.
Показ на практике примерных заданий для развития познавательных процессов детей 2-3 лет.
Место проведения: музыкальный зал
Добрый день, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашем очередном родительском собрании, которое посвящено теме: «Игры, развивающие познавательную активность ребенка младшего дошкольного возраста».
–Что же такое познавательная активность? Как вы думаете?
Ответы родителей: желание ребенка узнать, что – то новое.
Что делают дети, когда хотят узнать, что – то новое?
Правильно, дети, задавая вопросы, проявляют любопытство, интерес, выражая тем самым любознательность.
Как вы считаете, надо ли развивать познавательную активность у детей?
Ответы родителей: да
Для чего?
Познавательная активностьнужнадля более успешного обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Если у ребенка будет развита познавательная активность, то активно будет развиваться речь.
Если у ребенка развита речевая и познавательная активность, то он в дальнейшем на занятиях:
В повседневной жизни речевая и познавательная активность проявляется в том, что
Ребёнок может поддержать разговор со взрослым
Пересказывает сказки, любит рассматривать картинки.
Проявляет желание выступать на утренниках, спектаклях.
Проявляет любознательность ко всему, что его окружает.
Всё это способствует в дальнейшем успешной учёбе в школе.
Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни.
Однако дошкольное детство – очень важный период. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.
Особенности развития детей 2-3 лет:
Работать с детьми 2-3 лет сложно, но очень интересно.
В два-три года стремительно развивается познавательная активность.Малыш без конца задает вопросы взрослым. Его интересует абсолютно все.
Вот небольшой перечень игр и упражнений для развития познавательной активности детей.
Мозаика — игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
Пазлы – красочные картинки развивают внимание, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику. Шнуровки – они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования обуви.
Игры с пуговицами, бусинами — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой - маленький.
Игра с крупой - перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы.
Подбери по форме, цвету – Игра, которая поможет малышам закрепить знания о форме и цвете предметов, а также развить зрительное восприятие и произвольное внимание, логическое и наглядно-образное мышление.
«Узнай, что в мешочке?» - Игра развивает мелкую моторику и мышление; закрепляет активный словарь малыша и развивает воображение.
Геометрические вкладыши, матрешки – игры, для развития мелкой моторики, усовершенствования координации движений, знакомства с основными геометрическими фигурами и понятиями «круг», «квадрат», «треугольник», «прямоугольник».
Игра с прищепками – Прикрепляем к шаблонам недостающие детали – к солнцу лучики, к моркови ботву, к ежу иголки. Игра направлена на развитие у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта.
В основном ребенку даются простые знания о том, что можно наблюдать рядом. Немало внимания уделяется сюжетно ролевой игре.
Сюжетно-ролевая игра является средством воспитания ребенка и средством его психологической реабилитации. Ведь можно проиграть проблемную ситуацию и найти ее решение в процессе игры.
Мы играем в Дочки-матери, Шоферы, Больница.
И если вы думаете, что ребёнок в детском саду только кушает, спит, играет, то вы очень ошибаетесь – дети кроме этого, в течение дня заняты сложной деятельностью – они постоянно чему-то обучаются, узнают что-то новое, учатся быть трудолюбивыми, дисциплинированными, и так как это всё проходит в виде игры, для детей этот процесс проходит безболезненно и незаметно.
Итак, организуя среду и создавая условия в детском саду, дома, для развития детей, а именно, игры и упражнения, пальчиковые разминки, направленные на развитие сенсомоторики, проводимые в системе с самого раннего возраста, развивают детей всесторонне, стимулируют скорейшее развитие речи, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д.
Развитие ребенка – это задача общества, но только совместная работа воспитателей и родителей дают наиболее благоприятные условия для развития полноценного и счастливого человека для общества.
К концу учебного года мы видим значительные результаты нашей работы – дети успешно прошли адаптацию, многому научились
Развивающие игры для дошкольников группы раннего возраста
Цели: стимулировать познавательную активность с помощью незнакомых предметов, игрушек с секретами и сюрпризами; учить познавать явные и скрытые свойства предметов; закреплять исследовательскую деятельность
«Коробочки с секретом»
Оборудование и материалы: коробочки с различными затворами (спичечные коробки, шкатулки, футляры с застежками, прозрачные коробочки для дискет).
Описание игры. Положить в непрозрачную коробочку маленький предмет и привлечь к ней внимание ребенка. Когда ребенок откроет коробочку и достанет спрятанный предмет, похвалить его, вместе рассмотреть находку.
«Игрушки из ткани»
Оборудование и материалы: игрушки (куклы, зайчики, мячики) из тканей, разных по цвету и фактуре. Их можно изготовить самостоятельно, наполнить горохом, фасолью, пуговицами, бусинками, манкой, гречкой, песком, поролоном, лоскутками. Внутрь положить звучащую игрушку (погремушку, пищалку).
Описание игры. Обратить внимание ребенка на различные свойства предметов (твердый, мягкий), на разные звуки, который он издает (звенит, шуршит). Предложить ребенку игрушки потрогать, сравнить на ощупь, попытаться придать разную форму, извлечь разные звуки.
«Погремушки и шумелки»
Оборудование и материалы: пластиковые бутылки, наполненные мелкими предметами (камешками, горохом, желудями, песком, монетками).
Описание игры. Предложить ребенку сравнить звуки, издаваемые разными предметами. Со временем он научится распознавать по звуку, что находится внутри емкости.
«Волшебный мешочек»
Оборудование и материалы: небольшой мешочек из яркой ткани, который затягивается шнурком или резинкой, предметы разных геометрических форм и размеров.
Описание игры. В мешочек положить предметы и предложить ребенку найти на ощупь какой-нибудь предмет, достать его и рассмотреть.
Пальчиковые игры
«Моя семья»
Вот дедушка, Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Второй рукой охватить кулачок.
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья!
«На работу»
Большой палец встал один, Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого.
Указательный — за ним,
Средний будит безымянный,
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все — «Ура!» Широко расставить пальцы в стороны.
На работу им пора.
«Пальчики здороваются»
Я здороваюсь везде — Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.
Дома и на улице.
Даже «здравствуй» говорю
Я соседской курице.
«Зайчик и кольцо»
Прыгнул заинька с крылечка Пальцы сжать в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны.
И в траве нашел колечко. Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы отвести в сторону.
А колечко не простое —
Блестит словно золотое.
«Очки»
Что стряслось у тети Вали? Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединить на переносице.
У нее очки пропали!
«Стульчики»
«Стульчик» ты из рук сложи Левую руку поднять вертикально вверх.
И детишкам покажи. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку сжать в кулачок и прижать к левой ладошке.
Если упражнение выполняется легко, то можно менять положение рук на счет «раз-два».