kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях введения и реализации ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном дошкольном образовании необходимо создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, для развития способностей, творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Это является одной из важнейших задач ФГОС дошкольного образования.

Актуальность этой темы обусловлена тем, что успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, то есть от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений, обогащается сенсорный опыт, посредством осязания, зрения, мышечного чувства, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Процесс познания маленького человека отличается от познания взрослого. Взрослые познают мир умом, дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка трех-пяти лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия. И в своем опыте представила систему работы, помогающую развивать познавательную сферу ребенка младшего дошкольного возраста, так как усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, как в совместных, так и в самостоятельных играх.

Сенсорное развитие является одной из задач образовательной области «Познание» направленной на достижение целей развития у детей познавательных интересов и интеллектуального развития детей.

Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника большое внимание уделяли многие отечественные и зарубежные ученые и психологи. Наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.В.Запорожец, А.А.Венгер, У.П.Усова и многие другие. А также зарубежные педагоги: М.Монтисори, Ф.Фребель, О.Декроли и другие.

Развитая сенсорика – основы совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев:

«Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека…».

Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания детей младшего возраста, как одно из важнейших направлений всестороннего развития личности ребенка. И это побудило меня систематизировать и обобщить накопленный материал по этой теме.

Основные этапы работы:

1. Изучила научную литературу, характеризующую психологические особенности развития детей младшего возраста.

2. Ознакомилась с опытом педагогов, работающих по данной теме.

3. Подготовила предметно-развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей.

4. Подобрала различные виды игр и материалы.

5. Практический этап: НОД, работа с родителями, режимные моменты, индивидуальная работа.

6. Диагностика.

Учитывая вышесказанное, я поставила перед собой цель и обозначила задачи. Цель – решение задач сенсорного развития дошкольников в условиях детского сада в соответствии ФГОС.

Для достижения этой цели поставила следующие задачи:

1. Развить и усовершенствовать у детей младшего возраста все виды восприятия, обогатить их чувственный опыт.

2. Развить осязательное восприятие, а именно тактильные ощущения и моторику детей.

3. Повысить уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

При выполнении первых двух задач основывалась на следующей идее: сенсорное развитие детей должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира и осуществляться на основе путем использования помещений детского сада и его территорий.

В группе создала центр сенсорного развития детей. Он предназначен для:

· стимуляции сенсорных функций (зрения, осязания, обоняния)

· развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности

· повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности.

Тематика центра – «Уголок зайчонка». Сказочный герой помогает ребятам освоить азы сенсорики, тактильных ощущений, способствует лучшему запоминанию при помощи игровых приемов. Дети узнают о создании и

предназначении предмета, играют и экспериментируют с экспонатами центра. И в игре обогащают свой чувственный опыт. Время игр в сенсорном центре не регламентируется.

В центре собрано много материала, предназначенного для развития тактильных ощущении. Я использую здесь большое количество природного и бросового материала. Сделала массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и чечевицей. Дети с удовольствием играют в таких ванночках, получая море положительных эмоций.

Собрала большое количество пособий и материала для определения цветового спектра под общим названием «Цветик – семицветик».

Красота природы не оставляет безучастным даже самых маленьких детей. В этом помогает сенсорный маршрут на участке детского сада. Сенсорный маршрут небольшой, находиться на территории детского сада, и в основном использую в теплое время года. Проходя по сенсорному маршруту, дети трогают кору деревьев, обследуют на ощупь оборудование на участке. Дети идут по «Дорожке здоровья» босыми ногами, определяют ее поверхность, ощущая прикосновение песка, травы, гравия.

В работе с родителями используются разнообразные формы, обобщенные темой «Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома», памятки, консультации, тематические выставки, Дни открытых дверей, НОД, рекомендации, игры, информационные листы. В дальнейшем буду продолжать организовывать различные формы работы с родителями: семинары-практикумы, конкурсы, мастер-классы, круглые столы и так далее. С целью обеспечения педагогической поддержки семьи и повышения компетентности в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей, так как это является одной из задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования.

Таким образом, системный подход в сенсорном развитии детей младшего возраста определяется необходимостью обобщения достижении прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.

Библиографический список:

1. Вайнерман С.М. «Сенсомоторное развитие дошкольников»/ Вайнерман С.М., Большов А.С. и другие. М.Владос-2001.

2. Венгер Л.А., Мухина В.С. «Сенсорное воспитание дошкольников». Дошкольное воспитание 2004 №13, стр.14

3. Запорожец А.В. «Сенсорное воспитание дошкольников»/Запорожец А.В., Усова А.П., М.Академия педагогических наук. 2003г.

4. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику». Дошкольное воспитание. 2005 г. №2, стр.19

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях введения и реализации ФГОС»»

Дюсенова Бивигаим Ракишовна, воспитатель

МБДОУ Москаленского района детский сад «Светлячок»

Тема: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях введения и реализации ФГОС»

Добрый день, уважаемые участники Всероссийской научно-практической конференции. Хочу представить вашему вниманию опыт моей практической работы по заявленной теме.

В современном дошкольном образовании необходимо создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, для развития способностей, творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Это является одной из важнейших задач ФГОС дошкольного образования.

Актуальность этой темы обусловлена тем, что успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, то есть от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений, обогащается сенсорный опыт, посредством осязания, зрения, мышечного чувства, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Процесс познания маленького человека отличается от познания взрослого. Взрослые познают мир умом, дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка трех-пяти лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия. И в своем опыте представила систему работы, помогающую развивать познавательную сферу ребенка младшего дошкольного возраста, так как усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, как в совместных, так и в самостоятельных играх.

Сенсорное развитие является одной из задач образовательной области «Познание» направленной на достижение целей развития у детей познавательных интересов и интеллектуального развития детей.

Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника большое внимание уделяли многие отечественные и зарубежные ученые и психологи. Наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.В.Запорожец, А.А.Венгер, У.П.Усова и многие другие. А также зарубежные педагоги: М.Монтисори, Ф.Фребель, О.Декроли и другие.

Развитая сенсорика – основы совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев: «Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека…».

Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания детей младшего возраста, как одно из важнейших направлений всестороннего развития личности ребенка. И это побудило меня систематизировать и обобщить накопленный материал по этой теме.

Основные этапы работы:

  1. Изучила научную литературу, характеризующую психологические особенности развития детей младшего возраста.

  2. Ознакомилась с опытом педагогов, работающих по данной теме.

  3. Подготовила предметно-развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей.

  4. Подобрала различные виды игр и материалы.

  5. Практический этап: НОД, работа с родителями, режимные моменты, индивидуальная работа.

  6. Диагностика.

Учитывая вышесказанное, я поставила перед собой цель и обозначила задачи. Цель – решение задач сенсорного развития дошкольников в условиях детского сада в соответствии ФГОС.

Для достижения этой цели поставила следующие задачи:

  1. Развить и усовершенствовать у детей младшего возраста все виды восприятия, обогатить их чувственный опыт.

  2. Развить осязательное восприятие, а именно тактильные ощущения и моторику детей.

  3. Повысить уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

При выполнении первых двух задач основывалась на следующей идее: сенсорное развитие детей должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира и осуществляться на основе путем использования помещений детского сада и его территорий.

В группе создала центр сенсорного развития детей. Он предназначен для:

  • стимуляции сенсорных функций (зрения, осязания, обоняния)

  • развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности

  • повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности.

Тематика центра – «Уголок зайчонка». Сказочный герой помогает ребятам освоить азы сенсорики, тактильных ощущений, способствует лучшему запоминанию при помощи игровых приемов. Дети узнают о создании и предназначении предмета, играют и экспериментируют с экспонатами центра. И в игре обогащают свой чувственный опыт. Время игр в сенсорном центре не регламентируется.

В центре собрано много материала, предназначенного для развития тактильных ощущении. Я использую здесь большое количество природного и бросового материала. Сделала массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и чечевицей. Дети с удовольствием играют в таких ванночках, получая море положительных эмоций.

Собрала большое количество пособий и материала для определения цветового спектра под общим названием «Цветик – семицветик».

Красота природы не оставляет безучастным даже самых маленьких детей. В этом помогает сенсорный маршрут на участке детского сада. Сенсорный маршрут небольшой, находиться на территории детского сада, и в основном использую в теплое время года. Проходя по сенсорному маршруту, дети трогают кору деревьев, обследуют на ощупь оборудование на участке. Дети идут по «Дорожке здоровья» босыми ногами, определяют ее поверхность, ощущая прикосновение песка, травы, гравия.

В работе с родителями используются разнообразные формы, обобщенные темой «Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома», памятки, консультации, тематические выставки, Дни открытых дверей, НОД, рекомендации, игры, информационные листы. В дальнейшем буду продолжать организовывать различные формы работы с родителями: семинары-практикумы, конкурсы, мастер-классы, круглые столы и так далее. С целью обеспечения педагогической поддержки семьи и повышения компетентности в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей, так как это является одной из задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования.

Таким образом, системный подход в сенсорном развитии детей младшего возраста определяется необходимостью обобщения достижении прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.

Библиографический список:

  1. Вайнерман С.М. «Сенсомоторное развитие дошкольников»/ Вайнерман С.М., Большов А.С. и другие. М..Владос-2001.

  2. Венгер Л.А., Мухина В.С. «Сенсорное воспитание дошкольников». Дошкольное воспитание 2004 №13, стр.14

  3. Запорожец А.В. «Сенсорное воспитание дошкольников»/Запорожец А.В., Усова А.П., М..Академия педагогических наук. 2003г.

  4. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику». Дошкольное воспитание. 2005 г . №2, стр.19


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дюсенова Бивигаим Ракишовна

Дата: 31.05.2017

Номер свидетельства: 419824


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства