Опыт работы «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ»
Опыт работы «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ»
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ»
ОБОСНОВАНИЕ
Актуальность поднимаемой проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло, возможно, более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом. Поэтому мы правильно отбираем познавательный материал и продумываем методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание. Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи. За время пребывания в детском саду ребенок учиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений. С наблюдениями, экскурсиями, целевыми прогулками мы связываем другие занятия, углубляющие и систематизирующие знания, требующие применения их в активной умственной деятельности ребенка (беседы, рассказывание, дидактические игры). Мы стремимся не только и не столько к тому, чтобы дети имели определенное количество представлений, но чтобы представления эти были достаточно глубокими и полными, и чтобы дети умели разумно применять их в различной деятельности. Это достигается такой организацией педагогического процесса, когда игры, на которых дети, используя свой чувственный опыт, рассказывают, объясняют, отвечают на вопросы, рассуждают, сочетаются с разнообразной практической деятельностью. Познание природы детьми – это насыщенное радостными впечатлениями восприятие разнообразных, ярких объектов и явлений мира животных, растений, неживой природы, практическое экспериментирование с ними. Взрослый обращает внимание малыша на яркий цветок, летящую бабочку, красивый камушек, пушистые хлопья снега. Помогая ребенку активно познавать природу (нюхать, трогать, слушать, насыпать, переливать, крошить) следует ненавязчиво предлагать ему экологически целесообразные виды деятельности в природе взамен тех, которые он иногда практикует. Если малыш хлещет веткой по траве, то можно предложить ему послушать, как она шуршит, а затем практически убедится, насколько звучнее стучать по асфальту, камням, увлекательнее ходить по песку. Практика экологического воспитания детей убеждает в том, что творческое общение с природой – сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших человеческих качеств. Поэтому взяли тему «Экологическое воспитание дошкольников через развивающие игры», где будем: - способствовать формированию знаний о растительном и животном мире - знакомить детей с основными правилами поведения в природе, - показывать взаимосвязь живых организмов между собой - развивать интерес к экологическим играм, творческое воображение, память, кругозор, познавательные интересы - развивать речь (умение рассуждать, доказывать) - воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру, любовь к родному краю.
ПРОБЛЕМА У детей ограниченные знания о животном и растительном мире. ЦЕЛЬ: Развивать познавательные способности детей в процессе ознакомления с природой и климатом Республики Казахстан средствами развивающих игр.
ЗАДАЧИ: Образовательные Способствовать формированию знаний о растительном и животном мире Познакомить детей с основными правилами поведения в природе, показать взаимосвязь живых организмов между собой Развивающие Развивать интерес к экологическим играм, творческое воображение, память, кругозор, познавательные интересы Развивать речь (умение рассуждать, доказывать) Воспитательные Воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру, любовь к родному краю.
СРОК ИСПОЛНЕНИЯ: I учебный год
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Воспитатели, родители и дети
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Называют, различают живые объекты природы Понимают признаки и свойства растений, животных, взаимосвязь со средой обитания Участвуют в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ Осознанно выполняют нормы поведения в природе Эмоционально отзываются, стараются активно беречь и защищать природу
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опыт работы «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ»»
ТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ»
НЕГІЗДЕМЕ
ОБОСНОВАНИЕ
Актуальность поднимаемой проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло, возможно, более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом. Поэтому мы правильно отбираем познавательный материал и продумываем методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание. Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи. За время пребывания в детском саду ребенок учиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений.
С наблюдениями, экскурсиями, целевыми прогулками мы связываем другие занятия, углубляющие и систематизирующие знания, требующие применения их в активной умственной деятельности ребенка (беседы, рассказывание, дидактические игры). Мы стремимся не только и не столько к тому, чтобы дети имели определенное количество представлений, но чтобы представления эти были достаточно глубокими и полными, и чтобы дети умели разумно применять их в различной деятельности. Это достигается такой организацией педагогического процесса, когда игры, на которых дети, используя свой чувственный опыт, рассказывают, объясняют, отвечают на вопросы, рассуждают, сочетаются с разнообразной практической деятельностью .
Познание природы детьми – это насыщенное радостными впечатлениями восприятие разнообразных, ярких объектов и явлений мира животных, растений, неживой природы, практическое экспериментирование с ними.
Взрослый обращает внимание малыша на яркий цветок, летящую бабочку, красивый камушек, пушистые хлопья снега. Помогая ребенку активно познавать природу (нюхать, трогать, слушать, насыпать, переливать, крошить) следует ненавязчиво предлагать ему экологически целесообразные виды деятельности в природе взамен тех, которые он иногда практикует. Если малыш хлещет веткой по траве, то можно предложить ему послушать, как она шуршит, а затем практически убедится, насколько звучнее стучать по асфальту, камням, увлекательнее ходить по песку.
Практика экологического воспитания детей убеждает в том, что творческое общение с природой – сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших человеческих качеств.
Поэтому взяли тему «Экологическое воспитание дошкольников через развивающие игры», где будем:
- способствовать формированию знаний о растительном и животном мире
-знакомить детей с основными правилами поведения в природе,
- показывать взаимосвязь живых организмов между собой
-развивать интерес к экологическим играм, творческое воображение, память, кругозор, познавательные интересы
- развивать речь (умение рассуждать, доказывать)
-воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру, любовь к родному краю.
ПРОБЛЕМА
У детей ограниченные знания о животном и растительном мире.
МАҚСАТЫ - ЦЕЛЬ:
Развивать познавательные способности детей в процессе ознакомления с природой и климатом Республики Казахстан средствами развивающих игр.
МІНДЕТТЕР - ЗАДАЧИ:
Образовательные
Способствовать формированию знаний о растительном и животном мире
Познакомить детей с основными правилами поведения в природе, показать взаимосвязь живых организмов между собой
Развивающие
Развивать интерес к экологическим играм, творческое воображение, память, кругозор, познавательные интересы
Развивать речь (умение рассуждать, доказывать)
Воспитательные
Воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру, любовь к родному краю.
СРОК ИСПОЛНЕНИЯ:
I учебный год
ҚАТЫСУШЫЛАРЫ - УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Воспитатели, родители и дети
КҮТІЛЕТІН НӘТИЖЕ
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Называют, различают живые объекты природы
Понимают признаки и свойства растений, животных, взаимосвязь со средой обитания
Участвуют в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ
Осознанно выполняют нормы поведения в природе
Эмоционально отзываются, стараются активно беречь и защищать природу
Этапы работы
1 Этап. Подготовительный.
Взаимодействие с детьми и их родителями.
Выбор темы проекта.
Постановка целей, задач.
Определение методов.
Подбор художественной литературы.
Картотека дидактических игр.
Подбор дидактического материала
2 Этап. Реализация
Организация дидактических развивающих игр
Участие родителей в реализации проекта
3. Итоговый этап.
Оформление фотовыставки по итогам проекта.
Выставка дидактических развивающих экологических игр
Презентация проекта
Формы работы:
Дидактические игры
Дидактические упражнения
Загадки
Составление описательных рассказов
Работа с родителями.
Анкетирование родителей по теме.
Консультации
Рекомендации
Советы
Памятки
Вывод
Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию уголков природы, наблюдения в природе, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, дидактические развивающие игры, труд в природе. Это позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, ценить ее красоту и помогать ей.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН II МЛАДШАЯ ГРУППА
№ п/п
ТАҚЫРЫБЫ/ ТЕМА
МАҚСАТЫ/ ЦЕЛИ
1
Дидактическая игра«Скажи»
развивать умение подбирать прилагательные к существительным. Развивать мышление, речь, внимание.
2
Дидактическая игра «Соберем урожай »
развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах, их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле). Развивать логическое мышление.
3
Дидактическая игра
«Кто как кричит »
развивать умение детей узнавать голоса животных; воспитывать желание заботиться о животных.
4
Дидактическая игра«Освободите птичку из клетки»
развивать умение детей узнавать и называть птиц. Развивать зрительную память, мышление. Воспитывать любовь к природе.
5
Дидактическая игра«Съедобное – не съедобное»
формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию, логическое мышление.
6
Дидактическая игра
«Угадай, что съел»
способствовать развитию умения узнавать предмет при помощи одного из анализаторов, стимулировать развитие воображения. Развивать логическое мышление.
7
Дидактическая игра
«Кто в домике живет »
закреплять знания детей о домашних животных, их внешнем виде. Развивать логическое мышление.
8
Дидактическая игра«Почтальон принёс посылку»
формировать и расширять представления детей об овощах, фруктах, грибах и т.д., Развивать умение описывать и узнавать предметы по описанию, логическое мышление.
9
Дидактическая игра
«Кто, что ест»
формировать знания детей о питании животных. Развивать мелкую моторику пальцев рук, логическое мышление
10
Дидактическая игра«Малыши потерялись»
закреплять знания детей о животных, развивать умение находить детёнышей диких и домашних животных. Развивать логическое мышление.
11
Дидактическая игра
«Что, где растет?»
способствовать развитию умения группировать овощи и фрукты. Развивать логическое мышление, быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
12
Дидактическая игра
«Найди, что покажу»
способствовать развитию умения находить предмет по сходству. Развивать логическое мышление.
13
Дидактическая игра
«Вершки – корешки »
закрепить знания о дарах сада и огорода. Развивать логическое мышление, память, координацию движений.
14
Дидактическая игра
«Наши друзья»
расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах. Развивать логическое мышление. Воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.
15
Дидактическая игра
«Угадай, чей хвост»
Развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.
16
Дидактическая игра
«Кто, как двигается»
закрепить умение детей систематизировать животных по способу передвижения (ноги, крылья, плавники). Формировать навык пользования моделями. Развивать логическое мышление.
17
Дидактическая игра «Чудесный мешочек »
формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.
18
Дидактическая игра
«В зимней столовой»
закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.
19
Дидактическая игра
«Когда это бывает?»
уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года. Развивать логическое мышление, память, речь.
20
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.
21
Дидактическая игра «Рассели животных по домам»
формировать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь, логическое мышление.
22
Дидактическая игра
«Что сначала, что потом»
уточнять и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных). Развивать логическое мышление.
23
Дидактическая игра
«Чьи детки?»
закреплять знания детей о животных. Способствовать развитию умения находить детёнышей домашних животных. Развивать логическое мышление, память, речь.
24
Дидактическая игра
«Угадай по описанию»
формировать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, логическое мышление, речь.
25
Дидактическая игра«Зоопарк»
формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные). Развивать логическое мышление. Воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.
26
Дидактическая игра
«Мир вокруг нас»
развивать умение узнавать и называть предметы по форме. Развивать логическое мышление.
27
Дидактическая игра
«Найди, о чём расскажу»
развивать умение находить предмет по перечисленным признакам. Развивать логическое мышление.
28
Дидактическая игра
«Найди, что назову»
способствовать развитию умения находить предмет по слову – названию. Развивать логическое мышление.
29
Дидактическая игра
«Опиши, мы отгадаем»
способствовать развитию умения выделять и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого. Развивать логическое мышление.
30
Дидактическая игра
«Найди такую же и назови»
развивать умение находить предметы по сходству. Развивать умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие; активизировать словарь: похожие, разные, одинаковые; развивать наблюдательность, логическое мышление.
31
Дидактическая игра
«Кто во что одет»
закрепить умение детей систематизировать животных по покрову тела(перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользоваться моделями. Развивать логическое мышление.
32
Дидактическая игра
«Где спрятался зайчик»
способствовать умению описать, назвать, растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой. Развивать умение составлять описательные загадки и отгадывать загадки о растениях. Развивать логическое мышление.
33
Дидактическая игра«Цветочный магазин»
закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Способствовать развитию умения группировать растения по виду. Развивать логическое мышление.
34
Дидактическая игра
«Дикие и домашние животные»
закреплять умение классифицировать диких и домашних животных. Развивать речь, память, внимание, логическое мышление. Воспитывать любовь к природе.
35
Дидактическая игра«Угостим кукол»
продолжать знакомить со вспомогательными средствами, имеющими фиксированное назначение.
36
Дидактическая игра
«Кто, где живёт»
закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь, логическое мышление.
ЖҰМЫСТЫҢ ПЕРСПЕКТИВТІК ЖОСПАРЫ
04.1 - 02
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
Цель: Активизация родительского потенциала путем:
- вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс ДО
- пробуждения интереса у родителей к жизни детей в жизни детского