Оборудование: ноутбук, проектор, экран, рабочие тетради по обучению грамоте, музыкальная запись П. И. Чайковский "Времена года. Весна"
Ход занятия.
Организационный момент
- Здравствуйте ребята.
– Ребята, какое у вас сегодня настроение?
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Основная часть
- Дети, мы целый год готовились с вами к школе. Давайте вспомним, чему мы с вами учились на занятиях по развитию речи и обучению грамоте?
- (. )
- Сегодня нам придется вспомнить все и помочь одному мальчику во всем разобраться. Послушайте загадку: Этот мальчик коротышка, озорник и хвастунишка. За многое он берётся и ничего ему толком не удаётся.
- Ребятки, кто это?
- Из какого он произведения?
- Кто автор этого произведения?
(слайд №1. Незнайка)
- А вы знали, что Незнайка, как и вы, собирается в этом году в школу в первый класс. Но другой герой - Знайка решил проверить, готов ли Незнайка к школе и дал ему несколько заданий и вопросов. Незнайка боится ошибиться и просит у вас помощи. Поможем Незнайке?
Чтобы справиться с заданиями мы должны подготовить наш речевой аппарат к работе, давайте сделаем артикуляционную гимнастику.
Разработаем наши связки и проговорим скороговорку: «от топоа копыт пыль по полю летит» (ТИХО, ГРОМКО)
- Задания, которые предложил Знайка по развитию речи. Скажите, а для чего нам нужна речь? Из чего состоит наша речь?
- (___
- Правильно, наша речь состоит из предложений. А что такое предложение? (. )
Послушайте предложение.
-Солнце светит ярко.
-Сколько в нем слов? Какое первое? Какое последнее?
Составим схему этого предложения. С какой интонацией я сказала это предложение. Молодцы.
Игра "Составь длинное предложение"
А сейчас поиграем в игру "Составь длинное предложение". Это задание №1, которое Знайка прислал Незнайке.
Я говорю вам короткое предложение из двух слов - вы его изменяете, добавляете слова и делаете его длинным.
Пришла весна.
Светит солнце.
Тает снег.
Молодцы! То есть предложения могут быть короткими и длинными, состоят они из слов, в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак
Предлагаю отвлечься на физкультминутку:
Наш Незнайка потянулся, руки в боки и нагнулся
Встал, присел и снова встал
На носочки встал легонько и за парту сел тихонько.
- Знайка хочет проверить, умеет ли Незнайка описывать предмет и предлагает нам игру "Пойми меня"
Игра "Пойми меня" (Например, выходит ребенок, берет картинку и должен рассказать об этом предмете не называя его) (например, картинка мяч. Это предмет. Он круглый. С ним мы играем на участке в футбол, вышибалы.) (слайды с рисунками после правильных ответов детей)
Слова для игры: малина, елка, корова, мухомор, доктор.
- Молодцы! Я думаю, теперь Незнайка сможет описать любой предмет.
- Знайка хочет проверить, знает ли наш Незнайка антонимы? А что такое антонимы? (. ) Чтобы Незнайка запомнил слова, противоположные по смыслу, давайте встанем в круг и поиграем в игру "Наоборот" (с мячом) .
Молодцы! Вы справились с этим заданием!
- Мы сказали, что наша речь состоит из предложений, предложения - из слов, а слова? Слова мы на что делим?
- Как можно узнать сколько слогов в слове?
- Упражнение «Кто, где живет? »
(слайд № 5)
- Следующее задание от Знайки. Нам нужно помочь Незнайке определить количество слогов в названии животных и расселить их каждого в свой домик. В домике с одним окном поселятся животные, в названии которых 1 слог, в домике с двумя окнами – животное с 2 слогами, а животные с тремя слогами в названии поселятся в доме с тремя окнами. (слайд №)
(дети определяют и называют количество слогов в словах! (слайд №)
- А теперь называем свое имя, говорим количество слогов в нем и занимаем место на стульчиках. (Ма-ри-на - 3 слога)
- Незнайка благодарит вас, за то, что вы выполнили это задание без ошибок!
- А теперь следующее задание от Знайки "Составь слово" работа в тетрадях. (стр12.)
Гимнастика для глаз.
- А теперь закройте глазки. Расслабьтесь. Я вам предлагаю послушать музыкальную композицию. Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский сочинил композицию "Времена года. " где есть часть под названием "Весна". Послушайте эту красивую мелодию, а потом расскажете, что вы видели, когда слушали ее, что вам представлялось? (ответы детей)
- Благодарю за интересные ответы. Продолжим выполнять задания Знайки.
-Чем отличается звук от буквы?
- Какие бываю звуки?
- Как отличить этот звук согласный или гласный?
- Гласные какие бывают?
- Игра "Назови слово на звук. "Назовите мне имена на звук [а], месяцы на звук [м], еду на звук [в] или [вь]
Игра "Угадай произведение" (слайды)
- У всех этих произведений есть определенный автор. А если автор народ, тогда как называются такие произведения?
- Какие жанры фольклора вы знаете?
Рефлексия.
- Ребятки, вы успешно выполнили задания Знайки и помогли Незнайке. Он благодарит вас! И мы можем его отправлять в школу. До свидания, Незнайка, желаем тебе успехов в учебе!
- Ребятки, скажите, что мы сегодня делали на занятии?