здоровьесберегающих технологий в учебно - воспитательном процессе
Здоровьесберегающих технологий в учебно - воспитательном процессе
Академик, хирург М. А. Носов говорит о здоровье: " Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать высокий уровень здоровья вполне возможно.Здоровье- важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Забота о состоянии подрастающего поколения всегда была одной из важнейших задач всего народа. Строительство новых дошкольных зданий, организация оздоровительных лагерей, совершенствование системы медицинского обслуживания, регулярные медицинские осмотры, проведение образовательных прививок, развитие физической культуры и многое другое приводит к значительному улучшению состояния здоровья дошкольников, их физического развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«здоровьесберегающих технологий в учебно - воспитательном процессе»
МБДОУ №28
Ростовская область г. Шахты
Статья
«Из опыта работы использования здоровьесберегающих технологий в учебно - воспитательном процессе дошкольного звена обучения»
Автор:
воспитатель Погосян Арусяк Сергеевна.
Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье:
«Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно».
Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. В “Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы” указано, что российское общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. В реформе также нашли отражение итоги научных исследований в области гигиены детей и подростков. Так, увеличение продолжительности времени на один год – важная мера по предупреждению перегрузки дошкольников и улучшении адаптации к дошкольной жизни. Уменьшение наполняемости групп помогает воспитателю более внимательно, индивидуально подходить к каждому ребенку, создавать благоприятный психологический климат в группе, раньше обращать внимание на заболевания или отклонения в состоянии здоровья детей. Забота о здоровье подрастающего поколения всегда была одной из важнейших задач всего народа. Строительство новыхдо школьных зданий, организация оздоровительных лагерей, совершенствование системы медицинского обслуживания, регулярные медицинские осмотры, проведение обязательных прививок, развитие физической культуры и многое другое приводит к значительному улучшению состояния здоровья дошкольников, их физического развития.
Состояние здоровья дошкольников во многом зависит от воспитателя и родителей.
В Основных направлениях реформы общеобразования сказано: “Необходимо, чтобы каждый дошкольник овладел минимумом знаний в области гигиены и медицины, смолоду знал свой организм и умел поддерживать его в порядке”. Только тогда ребенок будет ответственно подходить к своему здоровью.
Актуальность данной статьи обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнажила: судя по статистике, лишь малая часть дошкольников относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому воспитателю, необходимо учитывать, что присутствующий ребенок, как правило, не здоров.
Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
•
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
•
технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности дошкольников;
•
разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на занятиях и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
На мой взгляд, организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы воспитателя во время занятия, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий.
И мой опыт педагога говорит, что важной составной частью здоровьесберегающей работы– это рациональная организация занятия. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
•
Количество занятий и их продолжительность;
•
нагрузка от дополнительных занятий;
•
занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
Я считаю, что от соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения занятия в основном и зависит функциональное состояние дошкольников.
Убеждена: для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения нужны физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала занятия или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части детей.
Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
В состав упражнений для физкультминуток я включаю: упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, укрепления мышц рук, отдых позвоночника, упражнения для ног, релаксационные упражнения для мимики лица, потягивание. Например, комплекс упражнений «Мы спортсмены»: «Мы пловцы» (взмахи руками вперед, назад, встречные махи рук), «Мы штангисты» (наклоны, имитация поднятия штанги), «Мы бегуны» (имитация бега на месте), «Мы велосипедисты» (лежа на спине, дети имитируют движения, характерные для езды на велосипеде), Ходьба и ее разновидности.
Комплекс упражнений для физкультминуток: упражнения «Дровосек», «Самолет», «Мельница», «Насос».
Упражнения на правильное дыхание: «Свеча» (глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно дуть на воображаемое пламя); на одном вдохе произнести 5-10 звуков «ф», делая короткие промежутки между звуками: ф-ф-ф… (ж-ж-ж, р-р-р, с-с-с, з-з-з); сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание, на выдохе считать от 1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца; произнести скороговорку - считалку.
Форма организации деятельности учащихся на занятиях: работа в группах, работа в парах, фронтальный опрос с использованием игровых ситуаций.
В игровой форме проводится словарная работа: дети поочередно выбегают к доске и на скорость произносят слова. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, используются и на занятиях математики.
В качестве приема здоровьесбережения применяю дифференцированный подход к обучению на занятиях. При этом каждый ребенок получает от занятия только положительные эмоции, получает комфорт, защищенность и испытывает интерес к предмету. Привычно переживаемая ситуация успеха способствует повышению самооценки учащихся, снижает страховые барьеры, формирует доверие к педагогу и доброжелательные взаимоотношения в коллективе.
Для создания благоприятного психологического климата я использую различные формы работы: КВН, игра, сказка, аукцион, концерты, экскурсии. Проводя мероприятия, я приглашаю детей с родителями, чтобы они видели, как правильно следить за своим здоровьем.
Если в саду будут специалисты, работающие над вопросами сохранения и коррекции здоровья учащихся, то можно надеяться, что здоровье наших детей если не улучшится, то не будет падать.Каждый воспитатель будет искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим.
Каждое дошкольное учреждение должно стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.
object(ArrayObject)#864 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(245) "статья по теме " Создание ситуации успеха в учебно- воспитательном процессе как средство реализации здоровьесберегающих технологий" "
["seo_title"] => string(155) "stat-ia-po-tiemie-sozdaniie-situatsii-uspiekha-v-uchiebno-vospitatiel-nom-protsiessie-kak-sriedstvo-riealizatsii-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii"
["file_id"] => string(6) "112346"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1408537122"
}
}