Инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе (на примере использования метода биологической обратной связи)
Инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе (на примере использования метода биологической обратной связи)
Возможности аппаратурно-коррекционного комплекса БОС в формировании навыков саморегуляции.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, иное поведение, иной педагогический менталитет. На современном этапе развития общества резко возрастает потребность внедрения в образовательный процесс инновационных технологий, основанных на достижениях экономики, педагогики и психологии.
Традиционная организация образовательного процесса создаёт у учащихся постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. Применение инновационных технологий способствует развитию познавательных процессов, саморегуляции у учащихся, повышает интерес к процессу обучения, то есть решаются проблемы современного образования. Любая применяемая в образовательном учреждении технология должна быть здоровьесберегающей. Это положение сформулировано в законе РФ «Об образовании»: «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». «Здоровьесберегающие технологии предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции, на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Для коррекции и профилактики стрессов существует много способов, приемов, методов. К таким антистрессовым мероприятиям можно отнести аутогенную тренировку, релаксацию, психотерапию, физические и дыхательные упражнения. Одним из способов формирования навыков саморегуляции у учащихся школ, посредством применения инновационных технологий является метод биологической обратной связи (БОС), в частности, аппаратурно-программный комплекс «БОС коррекции психоэмоциональных состояний». БОС — это передача информации человеку с помощью технических средств о том, как функционируют его органы и системы (в виде графиков и игровых сюжетов). Разработанная учеными технология биологической обратной связи (БОС) позволяет быстро при помощи современных компьютерных тренажеров обучить человека навыкам сохранения и укрепления здоровья. Ее значимость состоит в том, чтобы привести в соответствие возможности учащегося с требованиями учебной деятельности, то есть студент должен осознавать свои задачи в качестве субъекта учебной деятельности. Метод БОС определятся как произвольное волевое управление функциями организма с целью их совершенствования в норме и коррекции при патологии посредством электронных приборов. Суть принципа биологической обратной связи отражается в законе о том, что эффективность функционирования биологической системы зависит от скорости возврата и качества информации о работе этой системы. Этот закон справедлив на всех функциональных уровнях, включая сложнейший уровень деятельности центральной нервной системы, реализующий волевой контроль поведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе (на примере использования метода биологической обратной связи)»
Инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе (на примере использования метода биологической обратной связи)
Возможности аппаратурно-коррекционного комплекса БОС в формировании навыков саморегуляции.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, иное поведение, иной педагогический менталитет. На современном этапе развития общества резко возрастает потребность внедрения в образовательный процесс инновационных технологий, основанных на достижениях экономики, педагогики и психологии.
Традиционная организация образовательного процесса создаёт у учащихся постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. Применение инновационных технологий способствует развитию познавательных процессов, саморегуляции у учащихся, повышает интерес к процессу обучения, то есть решаются проблемы современного образования. Любая применяемая в образовательном учреждении технология должна быть здоровьесберегающей. Это положение сформулировано в законе РФ «Об образовании»: «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». «Здоровьесберегающие технологии предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции, на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Для коррекции и профилактики стрессов существует много способов, приемов, методов. К таким антистрессовым мероприятиям можно отнести аутогенную тренировку, релаксацию, психотерапию, физические и дыхательные упражнения. Одним из способов формирования навыков саморегуляции у учащихся школ, посредством применения инновационных технологий является метод биологической обратной связи (БОС), в частности, аппаратурно-программный комплекс «БОС коррекции психоэмоциональных состояний». БОС — это передача информации человеку с помощью технических средств о том, как функционируют его органы и системы (в виде графиков и игровых сюжетов). Разработанная учеными технология биологической обратной связи (БОС) позволяет быстро при помощи современных компьютерных тренажеров обучить человека навыкам сохранения и укрепления здоровья. Ее значимость состоит в том, чтобы привести в соответствие возможности учащегося с требованиями учебной деятельности, то есть студент должен осознавать свои задачи в качестве субъекта учебной деятельности. Метод БОС определятся как произвольное волевое управление функциями организма с целью их совершенствования в норме и коррекции при патологии посредством электронных приборов. Суть принципа биологической обратной связи отражается в законе о том, что эффективность функционирования биологической системы зависит от скорости возврата и качества информации о работе этой системы. Этот закон справедлив на всех функциональных уровнях, включая сложнейший уровень деятельности центральной нервной системы, реализующий волевой контроль поведения.
Кабинет БОС «Коррекция психоэмоциональных состояний» способствует достижению значительных результатов: 1. В лечении и коррекции нарушенных состояний — при психосоматических заболеваниях и при психоэмоциональных нарушениях; 2. В восстановлении ресурсов организма — при реабилитации после значительных нагрузок, болезней, при постстрессовых нарушениях; 3. В повышении стрессоустойчивости — при профессиональных, возрастных и кризисных стрессовых нагрузках. Для обеспечения адекватного поведения при стрессах, активного противодействия им, снижения физиологических затрат и расширения спектра эффективных поведенческих стратегий; 4. В обучении и тренировке новых возможностей — при работе по повышению работоспособности, поддержанию высокой концентрации внимания, расширению возможностей произвольного контроля поведения и произвольной саморегуляции состояния, обучение профессионально важным качествам.
Кабинет коррекции эмоционального состояния состоит из температурного тренинга и мышечного тренинга. Целью температурного тренинга является формирование навыка управления периферической температурой (обучение навыку повышения периферической температуры). При биоуправлении по параметру периферической температуры выработка навыка основывается на непосредственном телесном опыте обучающегося. Это позволяет использовать опыт непосредственных ощущений, связанных с конкретными ситуациями, воспоминания о которых помогут обучающемуся быстрее добиться направленных изменений в своем состоянии. Мышечный тренинг направлен на формирование навыка общей мышечной релаксации, что обеспечивает нормализацию эмоционального состояния, снижение проявления таких симптомов, как повышенная тревожность, раздражительность, нарушение сна. Очень часто хронические эмоциональные переживания проявляются локализацией мышечного напряжения.
По окончанию проведения коррекционных занятий нами были получены следующие результаты: у 53 % учащихся улучшились результаты по формированию навыка мышечной релаксации, у 31 % учащихся сформировался навык управления периферической температурой. Таким, образом в рамках курса «Здоровьесберегающие технологии по методу БОС» дети учатся работать на аппаратурно-коррекционном комплексе БОС (биологическая обратная связь). Целью данного курса является формирование навыка саморегуляции с помощью функционального биоуправления . В процессе занятий ученики знакомятся с принципами и методами работы кабинета коррекции психоэмоциональных состояний. У них появляется возможность овладеть навыками работы с новыми аппаратурными технологиями, используемые в профессиональной деятельности педагога-психолога. Использование на учебных занятиях аппаратурно-коррекционного комплекса БОС, несомненно, является инновационным подходом в профессиональном становлении личности. Таким образом, аппаратурно-коррекционный комплекс БОС, позволяет сформировать у личности навыки саморегуляции и является эффективным методом профессионального становления личности.