Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии детей дошкольного возраста
Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии детей дошкольного возраста
Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе являются наиболее значимыми. Работа по применению здоровьесберегающих технологий проводилась в три этапа. Вследствии проводимой работы наблюдалась положительная тенденция укрепления здоровья воспитанников. В работе доказано, что интеграция образовательных областей формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии детей дошкольного возраста»
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Т.Н. Чебанова.
МБДОУ Новолялинского ГО
«Детский сад № 15 «Берёзка»
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым; пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».
Жан Жак Руссо.
Детство уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Многолетние исследования и анализ состояния здоровья дошкольников позволяют говорить о его ухудшении. Количество здоровых детей не превышает 15-20 %, увеличивается число функциональных отклонений практически у каждого ребёнка. Отмечается рост хронических заболеваний, которые диагностируются уже в 3-5-летнем возрасте. Гиподинамия, стрессы, тревожность, агрессия являются актуальной проблемой детского здоровья. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей влияют ухудшение экологической обстановки, также социальная напряженность в обществе и интенсификация процесса обучения [1]. В детском саду и дома большую часть времени дети проводят в статическом положении (за столом, у компьютера, телевизора, играя в настольные игры). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, и силы. Дети имеют излишний вес, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность и неуверенность. Поэтому многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, наиболее эффективных и современных. По степени влияния на здоровье детей наиболее значимыми в педагогическом процессе детского сада, являются здоровьесберегающие технологии [1]. Всё это позволило определить тему работы. «Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии детей дошкольного возраста», цель которой: «Внедрение здоровьесберегающих технологий, как средство укрепления и совершенствования физического здоровья дошкольника».
Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи: - создать и совершенствовать развивающуюся предметно – пространственную среду, применяя здоровьесберегающие технологии. - систематизировать и обобщить опыт работы по применению здоровьесберегающих технологий.
Определились три этапа работы: На первом этапе проводила изучение документов и методической литературы, что позволило уточнить задачи и определить систему работы. Второй этап – внедрение в педагогическую деятельность здоровьесберегающих технологий. Третий этап - анализ деятельности проведенной работы [2]. Помня о том, что развитие ребенка, совершается в активной, двигательной деятельности, старалась создать развивающую предметно – пространственную среду, насыщенную стандартным и нестандартным оборудованием. В такой среде ребенок активно проявляет познавательную и физическую активность, накапливает жизненный опыт, формирует сенсорные навыки. В группах имеются физкультурные уголки, которые созданы с учетом возрастных особенностей детей. На участке детского сада оборудована спортивная и игровые площадки, где дети имеют возможность развивать и закреплять двигательные навыки. Физкультурный зал, оснащен различным традиционным и нестандартным оборудованием, способствующий воспитанию культуры здоровья дошкольника. Детям очень нравится заниматься с нестандартным физкультурным оборудованием: «Веселые узелки», «Умные колечки», «Цветная геометрия» - для развития мелкой моторики, «Ветерок в бутылке», «Веселый зонтик» - для дыхательной гимнастики, «Дартц», «Дорожки здоровья», «Мягкие модули», «Мини лыжи». Внедрение нестандартного оборудования вызывает интерес детей к двигательной активности, формирует двигательные умения и навыки, повышает качество выполнения движений, создает положительный эмоциональный настрой в течение дня, что тонизирует организм в целом.
В работе использую современные виды здоровьесберегающих технологий (по О.А.Скоролуповой): технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, корреционные технологии [1]. С целью успешного обучения и внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс разработала и составила разные комплексы дыхательной и пальчиковой гимнастик; картотеку подвижных игр; комплексы утренней гимнастики [1]. Вследствие проводимой физкультурно – оздоровительной работы наблюдалась положительная тенденция укрепления здоровья воспитанников. Снизилась динамика заболеваемости на одного ребенка на 12% ---- с 39% (2013 год) до 27% (2015 год). При построении педагогического процесса учитываю принцип интеграции образовательных областей. Для формирования основ безопасности жизнедеятельности, смелости, находчивости, выдержки, взаимовыручки с детьми проводятся походы, экскурсии, соревнования, конкурсы. Для развития представлений о ценностях нашего народа, об отечественных традициях большого спорта проводятся тематические недели, дни здоровья, КВНы, соревнования.
Интеграция образовательных областей в комплексе формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и гармоничное развитие, что доказывают результаты мониторинга: - улучшение показателей по группам здоровья: увеличилось количество детей с первой группой здоровья на 8% --- с 44% (2013 год) до 52% (2015 год). - увеличение среднего показателя физической готовности детей с 3,1 балла (2013 год) до 4,3 балла (2015 год).
Осуществляя преемственность, с социумом ежегодно на базе нашего детского сада проходят спортивные встречи с педагогическими образовательными учреждениями: ДОУ «Солнышко», «Светлячок» и начальным звеном МОУ СОШ №10.
«Компьютеризация и информатизация образования – это переход к принципиально новому типу обучения, их применение обеспечивает повышение качества и эффективность обучения. В педагогической деятельности активно применяю информационные технологии: - разработала мини – видеотеку (подобраны презентации на спортивную тематику для детей старшего дошкольного возраста). - создала свой персональный сайт на образовательном портале «infourok.ru» http//учительский сайт/ Чебанова Татьяна Николаевна, где делюсь своими разработками, конспектами и презентациями с коллегами других регионов. Использование информационно-коммуникационных технологий в практической деятельности позволило сделать процесс обучения и воспитания интересным, развивающим любознательность детей, расширяющим кругозор. Воспитанники ежегодно принимают участие в международном интеллектуальном конкурсе – игре по физической культуре «Орленок» - 2014 г., 3 место (1 чел.); 2015 г., Лауреат (2 чел).
Таким образом, анализ педагогической деятельности позволяет сделать вывод, что применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе по физической культуре, положительно сказалось на физическом развитии воспитанников.
«Без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения. Физическое образование ребенка, есть база для всего основного» [3].