«Что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОО?»
«Что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОО?»
«Что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОО?»
Понятие «здоровье»
*Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).
*Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОО - в широком смысле слова - процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
*В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, развития и воспитания.
Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются
*гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения)
*детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе)
*тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации).
Физическое и психологическое здоровье взрослых участников педагогического процесса в ДОО также значительно ухудшилось в последнее время.
В связи с этим в ДОО необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье.
Кроме того, важно способствовать развитию культуры здоровья педагогов ДОО, в том числе культуры профессионального здоровья, развитию потребности к здоровому образу жизни.
Цель здоровьесберегающих технологий в ДОО
*Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
*Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОО и валеологическому просвещению родителей
Виды здоровьесберегающих технологий в ДОО
*медико-профuлактические;
*физкультурно-оздоровительные;
*технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
*технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;
*валеологического просвещения родителей,
*здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий
*Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОО.
*Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОО.
*Установление контактов с социальными партнёрами ДОО по вопросам здоровьесбережения.
*Освоение педагогами ДОО методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.
*Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.
*Работа валеологической направленности в родителями ДОО
Система здоровьесбережения в ДОО:
*различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
*комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
*физкультурные занятия всех типов;
*оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
*организация рационального питания;
*медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
*соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
*комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
Взаимодействие ДОО с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
*Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.
*Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОО
*Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОО (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОО с родителями-спортсменами и др.).
*Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОО
*Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОО.
*Взаимодействие специалистов ДОО в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.
*Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОО.
*Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
*Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
*Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
Литература по теме
*Л.Г. Татарникова Технологии валеологического развития ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. Санкт-Петербург, 2006 г.
*Здоровье детей-здоровье нации. Сборник материалов научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2008 г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОО?» »
«Что такоездоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОО?»
Понятие «здоровье»
*Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).
*Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОО - в широком смысле слова - процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
*В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, развития и воспитания.
Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются
*гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения)
*детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе)
*тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации).
Физическое и психологическое здоровье взрослых участников педагогического процесса в ДОО также значительно ухудшилось в последнее время.
В связи с этим в ДОО необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье.
Кроме того, важно способствовать развитию культуры здоровья педагогов ДОО, в том числе культуры профессионального здоровья, развитию потребности к здоровому образу жизни.
Цель здоровьесберегающих технологий в ДОО
*Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
*Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОО и валеологическому просвещению родителей
Виды здоровьесберегающих технологий в ДОО
*медико-профuлактические;
*физкультурно-оздоровительные;
*технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
*технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;
*валеологического просвещения родителей,
*здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий
*Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОО.
*Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОО.
*Установление контактов с социальными партнёрами ДОО по вопросам здоровьесбережения.
*Освоение педагогами ДОО методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.
*Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.
*Работа валеологической направленности в родителями ДОО
Система здоровьесбережения в ДОО:
*различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
*комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
*физкультурные занятия всех типов;
*оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
*организация рационального питания;
*медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
*соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
*комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
Взаимодействие ДОО с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
*Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.
*Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОО
*Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОО (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОО с родителями-спортсменами и др.).
*Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОО
*Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОО.
*Взаимодействие специалистов ДОО в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.
*Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОО.
*Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
*Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
*Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
Литература по теме
*Л.Г. Татарникова Технологии валеологического развития ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. Санкт-Петербург, 2006 г.
*Здоровье детей-здоровье нации. Сборник материалов научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2008 г.