Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями по вопросам познавательно – речевого развития детей.
Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями по вопросам познавательно – речевого развития детей.
Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями по вопросам познавательно – речевого развития детей.
Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса ДОУ. Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетенции родителей, а также эффективного взаимодействия детского сада и семьи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями по вопросам познавательно – речевого развития детей.»
Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями по вопросам познавательно – речевого развития детей.
Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса ДОУ. Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетенции родителей, а также эффективного взаимодействия детского сада и семьи.
Процесс взаимодействия следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнеров в совместном деле воспитания и развития дошкольников.
Чтобы он был содержательным и интересным, необходимо постоянно расширять круг решаемых совместно с родителями проблем. По признанию ученых, семья – величайшая социокультурная ценность, созданная человечеством. Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института, которые тесно взаимодействуют, хотя их воспитательные функции различные.
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи направленно на достижение цели – разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и семьи как фактора познавательно-речевого развития ребенка.
Из этой цели решаются следующие задачи:
Обеспечение речевого развития ребенка в дошкольном учреждении и семье.
Повышение педагогической культуры родителей.
Укрепление взаимодействия между семьей и дошкольным учреждением.
Стимулирование родителей как участников единого образовательного процесса к поиску оптимального стиля общения с ребенком.
Формирование у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях.
Формирование навыков речевого общения с окружающим на основе овладения литературным языком своего народа.
Убеждение родителей в важности семейного литературного образования и любви к книге.
Основу системы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников составляет идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддержать и дополнить их деятельность (Закон «Об образовании в Российской Федерации»" № 273 от 29.12.2012г ) Мы придерживаемся ряда принципов, которые позволяют более последовательно реализовать содержание и методику совместной работы с семьей:
взаимодополнение воздействия семьи и дошкольного учреждения на детей;
параллельность воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей;
организация совместной деятельности взрослых и детей в дошкольном учреждении и в семье;
взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, базирующиеся на укреплении авторитета педагогов в семье, а родителей – в детском саду,
формирование отношения к родителям как к равноправным партнерам в воспитательно-образовательной работе;
единство целей и задач познавательно-речевого развития ребенка в дошкольном учреждении и семье, которое достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомления родителей с основным содержанием, методами и приемами работы.
Основным в деятельности воспитателя является: вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы дифференцированной работы с ними, чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать их участие в различных мероприятиях.
Воспитание культуры речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимость, так как, передавая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, сохраняется связь времен, традиции и дух народа.
Воспитанность и культура человека ярко проявляется в умении оформлять мысль в слове, манере говорить и общаться, в богатстве словарного запаса, интересе к чтению и любви к книге.
Содержание работ с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное - донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
В дошкольном учреждении в настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей, пользуются нетрадиционные формы общения. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр на установление неформальных контактов с родителями, привлечения их внимания к детскому саду.
В детском саду большое внимание уделяется проведению развлечений, праздников, в том числе и литературных. В содержании каждого из них включаются задания, конкурсы, игры.
В детском саду проводились общесадовые проекты, посвященные творчеству К.И. Чуковского «Удивительный мир К.И Чуковского», А.Л.Барто «Любимые стихи», А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный», «Книжкины именины» и т.д .
Для того, чтобы заинтересовать родителей содержательным общением с собственным ребенком в повседневной жизни, организовали с помощью и при участии родителей в детском саду выставку «Книга – самоделка». Это творческий конкурс. Родители проявили фантазию, творчество, выдумку.
Были представлены книги из листьев, бересты и другого природного материала,книга – торт, самодельные книги сказок, авторская книга с использованием фотографий «Что такое хорошо и что такое плохо». Книг было много, все они разные. Поэтому и награды были разные. Участники награждались грамотами:« За участие в создании книжки-самоделки », «За лучшее оформление обложки», «За поучительность книги», «За интересное содержание», «За творчество в оформлении книги», «За красочность иллюстраций».
Организовали выставку совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки».
Открытые мероприятия – важное условие практического освоения родителями приемов воспитания и развития речи детей. Проводились занятия, где решались задачи речевого развития.
В ходе занятий родители имеют возможность не только наблюдать образовательный процесс, но и оценить характер активности своего ребёнка, степени управления собой и своими действиями для решения поставленной задачи, оценить условия, созданные для речевого развития, поближе познакомиться с деятельностью педагогов.
«Сундучок бабушки Рассказушки».
«Истории и сказки о радужных человечках».
«В гости к Федоре»
Как показала практика, популярностью у родителей пользуются интегрированные занятия, при проведении которых удается пробудить в родителях интерес к своему ребенку как личности. С помощью интеграции разных видов деятельности на качественно новом уровне решались задачи речевого развития детей. В работе использованы интегрированные занятия: «В гостях у сказки»,«Разноцветное путешествие за Весной»
Очень нравятся взрослым родительские практикумы. Например, тема «Энциклопедия слова «дом»». Нужно было найти в словаре лексическое значение слова, подобрать слова- синонимы, слова-антонимы.
Следующие творческие задания: найти загадки со словом «дом», подобрать частушки, найти слово в названиях литературных произведений, сказках. Хорошо помогают в работе памятки для родителей по правильному произношению: «То, да не то, так, да не так», «Когда слово употребляется в переносном значении». Составляются такие памятки для того, чтобы родители продолжили начатую работу по ознакомлению детей с многозначными словами.
Участвовали родители и в речевых традициях группы: «Копилка слов», «Я дарю тебе словечко», «Парад букв»
Как показала практика, родители не очень любят собрания, анкеты и опросники, которые точно не пользуются популярностью. Родительское собрание в форме семейной гостиной, совместные вечера отдыха с родителями педагогический коллектив считает наиболее интересными и полезными формами сотрудничества, так как они предусматривают неформальное общение родителей, педагогов, детей.
Эти мероприятия сближают детей и родителей, ведь зачастую у родителей просто не хватает времени на своих детей, способствуют укреплению семейных отношений, дают возможность пообщаться со сверстниками своего ребенка, а также обменяться опытом с другими родителями. Такая форма взаимодействия позволяет установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей. Родители воспитанников становятся активными участниками специально организованных занятий.
В результате этой работы объединяются усилия педагогов и родителей для успешного речевого развития детей, у большинства родителей сформировалось желание помогать своему ребенку уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам) малыша.
Литература:
Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества ДОУ с семьей дошкольника. – М., 2004.
Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособия для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.,2002.
Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития – М.:Линка – Пресс,2001.
Доронова Т.Н., Гризик Т.И. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию с ДОУ. – М.: Просвящение,2005.
Зенина Т.Н. Родительское собрание в детском саду. – М: «Центр педагогического образования», 2007.
Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей. – М: издательский центр «Сфера»,2004.
Нечаева Н.А. Литературные конкурсы как формы работы по развитию речи. Дошкольное воспитание. – 2010. - №8.