Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста
Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста
Использование игровых образовательных технологий в коррекионно-развивающем процессе показало высокую эффективность. Данный материал будет полезен для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста»
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №1»
Условия использования игровых технологий как одно из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста
Подготовила учитель-дефектолог:
Учускина Н.А.
Хабаровск, 2018-2019 уч.год
Слайд 1 (тема)
Современные дети живут в мощном потоке информации: телевизоры, компьютеры, планшеты, телефоны. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой речевого развития. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания, не знают или не понимают значение слов. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, высказывания односложны, речь интонационно невыразительна и бедна.
Слайд 2 (педагогическая игровая технология)
Современная система дошкольного образования претерпевает существенные изменения в связи с введением ФГС ДО. Одно из изменений касается расширения спектра детских видов деятельности. Но, как и раньше, игре отводится особая роль. Игра создает зону ближайшего развития и сама выступает источником развития. Еще Л.С. Выготский подчеркивал, что «через игровую деятельность и движется ребенок. В этом смысле она может быть названа ведущей, так как определяет развитие». Поэтому, игра может по праву считаться наиболее эффективным способом развития ребенка. Под педагогической технологией игры понимается «система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединенная целями и задачами, создающая совокупность условий для обучения, воспитания и развития воспитанников». В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед воспитанниками в форме игровой задачи; воспитательно – образовательная деятельность подчиняется правилам игры; в воспитательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Слайд 3 (задачи)
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования речевое развитие включает следующие задачи:
развитие звуковой и интонационной культуры речи;
овладение речью как средством общения;
обогащение словаря и его активное использование;
развитие связной речи;
формирование грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества.
Требования ФГОС ДО являются для нас основным ориентиром, поэтому к завершению дошкольного возраста у воспитанников должны быть сформированы навыки универсального общения с людьми, которые его окружают (разными по возрасту, полу, социальному положению представителями общества).
Слайд 4 (цитаты)
Джани Родари говорил: «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью. В игре нет правильных образцов и ребёнок говорит то, что думает. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот, что необходимо ребёнку…»
Использование игровых технологий на всех этапах педагогического воздействия решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. Проявление речевой активности наиболее ярко прослеживается в игре и через игру.
Между речью и игрой существует двухсторонняя связь. С одной стороны речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, преодолевая барьер стеснения из-за дефектов речи.
Слайд 5 (условия)
Условиями успешного развития речи является:
Первое условие - это формирование потребности в речевом общении, или коммуникации. Создание таких ситуаций, которые ставят ребёнка перед необходимостью использования речевых высказываний.
Второе условие - это создание предметно-развивающей и полноценной слухо-речевой среды, дающей детям образцы речи.
Третье условие - это формирование запаса знаний, которыми должен обладать ребёнок на определённом этапе своего развития. Дошкольник хорошо расскажет только о том, что он хорошо знает.
Четверное условие - реализация системы игр, направленную на развитие всех сторон речи каждого ребёнка (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь).
Пятое условие – развитие мелкой моторики рук у детей.
Шестое условие - включение игровых технологий не только в НОД (непосредственно образовательную деятельность), но и в свободную деятельность детей.
Седьмое условие - постоянное непосредственное и косвенное педагогическое руководство и контроль, взаимодействие педагогов между собой и с родителями.
Восьмое условие – системапроведения работы по развитию речи, начиная с младшей группы; интеграция занятий, а так же плановые и промежуточные диагностики речевого развития воспитанников.
Слайд 6 (игровые техники)
В дошкольном отделении КГБОУ ШИ 1используются следующие игровые техники:
Речевые игры (развитие слухового внимания, речевого и фонематического слуха, физиологического и фонационного дыхания, динамического и тембрового диапазона голоса и интонационной выразительности речи);
Пальчиковые игры (инсценировка стихов, потешек, рифмованных историй и сказок при помощи пальцев). Развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров;
Подвижные игры с речёвками (формируют четкость и ритмичность произношения, повышают интерес, вызывают эмоциональный отклик);
Сюжетно-ролевые игры (формируют навыки общения, помогают ребёнку раскрепоститься, учат говорить выразительно, чётко и правильно, прививают навыки публичных выступлений);
Настольно-печатные игры способствуют усвоению и закреплению знаний в практических действиях не с предметами, а с их изображением;
Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию просодической стороны речи, развитию чувства ритма и умения согласовывать слова с заданными движениями;
Игры – драматизации, разные виды театрализованных действий способствуют развитию речевой активности, техники речи, интереса к художественному слову, навыков актёрского мастерства;
Дидактические игры (обучающие), уникальное универсальное средство, позволяющие реализовать образовательные задачи;
Методическое пособие Лэпбук (развитие всех сторон речи: фонетика, лексика, грамматика, связная речь, расширение знаний и представлений об окружающем мире, развитие мыслительных процессов, произвольного внимания и восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки, речевого творчества);
Сенсорные дорожки – развитие речи, координации движений кистей и пальцев рук; развитие памяти, внимания, зрительно-пространственного восприятия, воображения, наблюдательности.
Кольца и круги Луллия - активизируют речевую деятельность. ТРИЗ- технология решения изобретательных задач.
Подводя итог, хочется сказать следующее: использование игровых технологий в коррекционно-образовательном процессе показывает высокую результативность. Но все это индивидуально, и порою для каждого ребенка в отдельности приходится подбирать такую игру, которая его заинтересует, в которую он будет играть с удовольствием. «Достигает тот, кто делает», - утверждают мудрецы. Делайте, и мы добьемся успехов в достижении цели. А наша цель – это воспитание грамотного, всесторонне развитого подрастающего поколения.
object(ArrayObject)#885 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(244) "Повышение качества дошкольного образования, путем нетрадиционных форм и методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста "
["seo_title"] => string(148) "povyshieniie-kachiestva-doshkol-nogho-obrazovaniia-putiem-nietraditsionnykh-form-i-mietodov-obuchieniia-i-vospitaniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
["file_id"] => string(6) "201612"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1429094294"
}
}