Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды для детей с нарушениями речи.
Одним из необходимых условий коррекционной работы с дошкольниками в условиях ФГОС ДО становится создание развивающего пространства, способствующего формированию личности каждого ребёнка, полноценному его развитию в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, становлению гуманных отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Качество образования, социальная адаптация и поведенческая культура современных детей обусловлена той предметно-пространственной средой, в которой они пребывают большую часть своего времени.
Развивающая предметно-пространственная среда – это часть образовательной среды.
Личностно-ориентированный подход ФГОС ДО к каждому ребенку делает акцент на отказ от жёсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования к ориентации на индивидуальные особенности детей
Развивающая предметно-пространственная среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Сходство и отличие ФГТ и ФГОС ДО в отношении РППС
ФГТ ФГОС ДО
Требования к РППС определены в условиях реализации к ООП.
Входят в раздел «Требования к материально-техническому обеспечению». Самостоятельный раздел «Требования к РППС».
Требования к РППС:
- комплексность оснащения: образовательная деятельность + присмотр и уход; организация совместной и самостоятельной деятельности; организация разнообразной игровой деятельности; интеграция в ОО детей с ОВЗ; учёт национально-культурных, демографических, климатических условий; использование образовательных технологий деятельностного типа; эффективность и безопасность самостоятельной деятельности детей; их физическое развитие;
- обеспечение ППС с учётом полоролевой специфики и интеграции ОО;
- соответствие возрасту, видам детской деятельности; сан-эпид правилам, гигиенической, педагогической и эстетической целесообразности,
- соотношение количества оборудования количеству детей и площади помещения:
- перечень оборудования для продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности и двигательной активности детей;- определены требования к ПРС Требования к РППС:
- обеспечение максимальной реализации всего образовательного пространства ДОО;
- наличие элементов среды для развития детей в соответствии с возрастными особенностями, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития;
- обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей разного возраста и взрослых, двигательной активности и уединения;
- обеспечение реализации различных ОП;
- создание условий для инклюзивного образования;
- учёт национально-культурных, климатических условий и возрастных особенностей детей.
Принципы:
- информативности;
- вариативности;
- полифункциональности;
-педагогической целесообразности;
- трансформируемости. Принципы:
- содержательная насыщенность;
- полифункциональность;
- вариативность;
- доступность;
- безопасность.
Даны определения: ПРС, сертификация, безопасность материалов и оборудования, игрушка
Задача ФГОС ДО - произвести новые изменения в организации РППС при сохранении лучших традиций дошкольной образовательной системы. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно–пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
В соответствии со Стандартом предметная среда должна обеспечивать и гарантировать открытость системы и выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. Конкретное содержание РППС зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами ООП.
Принципы РППС по ФГОС ДО:
- насыщенность - соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы, а также возрастным особенностям детей. Это средства обучения (в том числе технические), соответствующие материалы, в том числе расходный игровой, спортивный, оздоровительный инвентарь и оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с водой и песком); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
- трансформируемость - возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональность – возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.); наличие ДОО полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре) ;
- вариативность - наличие в ДОО различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; это и периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
- безопасность – соответствие всех элементов ППС требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Требования к предметному содержанию делятся на две группы:
1. Качества, которых не должно быть, т.к. они оказывают негативное влияние на психическое, физическое и духовно-нравственное развитие ребёнка.
Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны:
- провоцировать ребенка на агрессивные действия;
- вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партн?ры (сверстники, взрослые);
- вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);
-провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
- вызывать у ребёнка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции;
- провоцировать ребёнка на пренебрежительное или негативное отношение к
расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
2. Качества, направленные на обеспечение гармоничного развития ребенка:
- полифункциональность - возможность гибко использовать элементы РППС в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях;
- применение элементов РППС в совместной деятельности. Все игровые средства могут быть использованы в коллективных играх (в том числе и с участием взрослого), а также при инициировании совместных действий;
- дидактическая ценность - игровые средства РППС могут использоваться как средство обучения ребенка;
- эстетическая ценность - игровые средства РППС могут являться средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусств.
Организация предметно-развивающей среды в группе
В центре речевого развития
Следует предусмотреть разделы: обогащение словаря детей и овладение звуковой культурой речи; формирование лексико-грамматического строя речи; развитие связной речи; ознакомление с художественной литературой и подготовки детей к усвоению грамоты, а также речевое общение.
В центре может быть собрана большая картотека разнообразных игр игровых упражнений, стихов, считалок, чистоговорок, также ритуалы приветствия, упражнения на релаксацию и саморегуляцию, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, динамические упражнения, гимнастика для глаз, карточки-опоры алгоритмы для проведения массажа рук карандашами, шишками, массажными мячами.
Центр должен быть связан единством подхода к целеполаганию и объединен следующими задачами:
развивать языковые, слуховые возможности детей, внимание, память, логику, наблюдательность, творческие способности; обогащать словарный запас, активизировать новые и знакомые слова в самостоятельной речи; учить монологической, диалогической и связной речи; воспитывать самостоятельность, интерес, желание говорить правильно, чётко, логично; воздействовать на двигательную сферу (общую, мелкую, артикуляционную моторику), эмоциональное восприятие посредством разнообразных игровых ситуаций, заданий; закреплять и расширять представление об окружающем мире.
Важную роль в организации речевой деятельности играет про-ведение литературных салонов. Здесь дети слушают записи произведений, выступают сами, демонстрируют перед родителями и воспринимают образцы красивой литературной речи. Могут быть организованы также вечера шуток, юмора, смеха, вечера задушевных бесед и воспоминаний о праздниках, прошедших в детском саду, беседы о днях рождения, отдыхе, семейных праздниках и т.д.
Подобные беседы благоприятно влияют не только на развитие речи, но и на совершенствование речевого общения.
При условии правильно организованной предметно – развивающей средой дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок напряжения усвоить предложенный материал. А чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, тем успешнее будет для него начало школьного детства.