kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды для детей с нарушениями речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды для детей с нарушениями речи.
Одним из необходимых условий коррекционной работы с  дошкольниками в условиях ФГОС ДО становится создание развивающего пространства, способствующего формированию личности каждого ребёнка, полноценному его развитию в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, становлению гуманных отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Качество образования, социальная адаптация и поведенческая культура современных детей обусловлена той предметно-пространственной средой, в которой они пребывают большую часть своего времени.
Развивающая предметно-пространственная среда –  это часть образовательной среды.
        Личностно-ориентированный подход ФГОС ДО к каждому ребенку делает  акцент  на  отказ от  жёсткой регламентации  детской деятельности и выдвигает требования к ориентации на индивидуальные  особенности  детей 
         Развивающая предметно-пространственная среда  выполняет образовательную,  развивающую,  воспитывающую,  стимулирующую, организационную,  коммуникативную  функции.  Но  самое  главное  -  она  работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Сходство и отличие ФГТ и ФГОС ДО в отношении РППС
ФГТ    ФГОС ДО
Требования к РППС определены в условиях реализации к ООП.
Входят в раздел «Требования к материально-техническому обеспечению».    Самостоятельный раздел «Требования к РППС».
Требования к РППС:
- комплексность оснащения: образовательная деятельность + присмотр и уход; организация совместной и самостоятельной деятельности; организация разнообразной игровой деятельности; интеграция в ОО детей с ОВЗ; учёт национально-культурных, демографических, климатических условий; использование образовательных технологий деятельностного типа; эффективность и безопасность самостоятельной деятельности детей; их физическое развитие;
- обеспечение ППС с учётом полоролевой специфики и интеграции ОО;
- соответствие возрасту, видам детской деятельности; сан-эпид правилам, гигиенической, педагогической и эстетической целесообразности,
- соотношение количества оборудования количеству детей и площади помещения:
- перечень оборудования для продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности и двигательной активности детей;- определены требования к ПРС    Требования к РППС:
- обеспечение максимальной реализации всего образовательного пространства ДОО;
- наличие элементов среды для развития детей в соответствии с возрастными особенностями, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития;
- обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей разного возраста и взрослых, двигательной активности и уединения;
- обеспечение реализации различных ОП;
- создание условий для инклюзивного образования;
- учёт национально-культурных, климатических условий и возрастных особенностей детей.
Принципы:
- информативности;
- вариативности;
- полифункциональности;
-педагогической целесообразности;
- трансформируемости.    Принципы:
- содержательная насыщенность;
- полифункциональность;
- вариативность;
- доступность;
- безопасность.
Даны определения: ПРС, сертификация, безопасность материалов и оборудования, игрушка    
Задача ФГОС ДО - произвести новые изменения в организации РППС при сохранении лучших традиций дошкольной образовательной системы. Одним  из  главных показателей  качества  дошкольного  образования  является  развивающая предметно–пространственная   среда,  созданная  в  соответствии  с  требованиями ФГОС ДО.
В  соответствии  со Стандартом  предметная  среда  должна обеспечивать и гарантировать открытость  системы  и  выполнять  образовательную,  развивающую,  воспитывающую, стимулирующую функции. Конкретное содержание РППС зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами ООП.


Принципы РППС по ФГОС ДО:
- насыщенность - соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы, а также возрастным особенностям детей. Это средства обучения (в том числе  технические),  соответствующие материалы,  в  том  числе  расходный игровой,  спортивный, оздоровительный инвентарь и  оборудование,  которые  позволяют  обеспечить  игровую,  познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников,  экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с водой и песком); двигательную активность, в том числе  развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;  эмоциональное  благополучие  детей  во  взаимодействии  с  предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
- трансформируемость - возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональность – возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.); наличие ДОО полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре) ;
- вариативность - наличие в ДОО различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; это и периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность  материалов и оборудования.
- безопасность – соответствие всех  элементов ППС требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.


Требования к предметному содержанию делятся на две группы:
1. Качества,  которых не должно быть,  т.к. они оказывают негативное влияние на психическое, физическое и духовно-нравственное развитие ребёнка.
Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны:
- провоцировать ребенка на агрессивные действия;
- вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партн?ры (сверстники, взрослые);
- вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);
-провоцировать  игровые  сюжеты,  связанные  с  безнравственностью  и  насилием;
- вызывать  у  ребёнка  нездоровый  интерес  к  сексуальным  проблемам,  выходящим за рамки его возрастной компетенции;
- провоцировать ребёнка на пренебрежительное или  негативное отношение  к
расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
     
2. Качества, направленные на обеспечение гармоничного развития ребенка:
- полифункциональность - возможность гибко  использовать  элементы  РППС  в  соответствии  со  своим  замыслом,  сюжетом игры, в разных функциях;
- применение  элементов  РППС  в  совместной  деятельности.  Все игровые средства могут быть использованы в коллективных играх (в том числе и с участием взрослого), а также при инициировании совместных действий;
- дидактическая  ценность - игровые  средства РППС могут использоваться как средство обучения ребенка;
- эстетическая ценность -  игровые средства  РППС  могут  являться  средством  художественно-эстетического  развития ребенка, приобщения его к миру искусств.

Организация предметно-развивающей среды в группе
В центре речевого развития
Следует предусмотреть разделы: обогащение словаря детей и овладение звуковой культурой речи; формирование лексико-грамматического строя речи; развитие связной речи; ознакомление с художественной литературой и подготовки детей к усвоению грамоты, а также речевое общение.
В центре может быть собрана большая картотека разнообразных игр игровых упражнений, стихов, считалок, чистоговорок, также ритуалы приветствия, упражнения на релаксацию и саморегуляцию, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, динамические упражнения, гимнастика для глаз, карточки-опоры алгоритмы для проведения массажа рук карандашами, шишками, массажными мячами.
Центр должен быть связан единством подхода к целеполаганию и объединен следующими задачами: 
развивать языковые, слуховые возможности детей, внимание, память, логику, наблюдательность, творческие способности; обогащать словарный запас, активизировать новые и знакомые слова в самостоятельной речи; учить монологической, диалогической и связной речи; воспитывать самостоятельность, интерес, желание говорить правильно, чётко, логично; воздействовать на двигательную сферу (общую, мелкую, артикуляционную моторику), эмоциональное восприятие посредством разнообразных игровых ситуаций, заданий; закреплять и расширять представление об окружающем мире.
Важную роль в организации речевой деятельности играет про-ведение литературных салонов. Здесь дети слушают записи произведений, выступают сами, демонстрируют перед родителями и воспринимают образцы красивой литературной речи. Могут быть организованы также вечера шуток, юмора, смеха, вечера задушевных бесед и воспоминаний о праздниках, прошедших в детском саду, беседы о днях рождения, отдыхе, семейных праздниках и т.д.
Подобные беседы благоприятно влияют не только на развитие речи, но и на совершенствование речевого общения.
При условии правильно организованной предметно – развивающей средой дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок напряжения усвоить предложенный материал. А чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности,  тем успешнее будет для него начало школьного детства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды для детей с нарушениями речи.»

Особенности организации развивающей  предметно - пространственной среды для детей с нарушениями речи Презентация учителя-логопеда МАДОУ № 65 Кузнецовой И.А.

Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды для детей с нарушениями речи

Презентация

учителя-логопеда МАДОУ № 65

Кузнецовой И.А.

Развивающая предметно-пространственная среда – это часть образовательной среды.  Личностно-ориентированный подход ФГОС ДО к каждому ребенку делает акцент на отказ от жёсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования к ориентации на индивидуальные особенности детей.  Развивающая предметно-пространственная среда выполняет:  образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда – это часть образовательной среды.

Личностно-ориентированный подход ФГОС ДО к каждому ребенку делает акцент на отказ от жёсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования к ориентации на индивидуальные особенности детей.

Развивающая предметно-пространственная среда выполняет:

образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Требования к РППС по ФГОС: - обеспечение максимальной реализации всего образовательного пространства ДОО - наличие элементов среды для развития детей в соответствии с возрастными особенностями, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития ; - обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей разного возраста и взрослых, двигательной активности и уединения; - обеспечение реализации различных ОП; - создание условий для инклюзивного образования; - учёт национально-культурных, климатических условий и возрастных особенностей детей.

Требования к РППС по ФГОС:

- обеспечение максимальной реализации всего образовательного пространства ДОО

- наличие элементов среды для развития детей в соответствии с возрастными особенностями, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития ;

- обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей разного возраста и взрослых, двигательной активности и уединения;

- обеспечение реализации различных ОП;

- создание условий для инклюзивного образования;

- учёт национально-культурных, климатических условий и возрастных особенностей детей.

Соблюдение принципов согласно ФГОС ДО

Соблюдение принципов согласно ФГОС ДО

  • содержательная насыщенность;
  • трансформируемость;
  • полифункциональность;
  • вариативность;
  • доступность;
  • безопасность.
Содержательная насыщенность  Соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы, а также возрастным особенностям детей. Это средства обучения (в том числе технические), соответствующие материалы, в том числе расходный игровой, спортивный, оздоровительный инвентарь и оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с водой и песком); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Содержательная насыщенность

Соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы, а также возрастным особенностям детей.

Это средства обучения (в том числе технические), соответствующие материалы, в том числе расходный игровой, спортивный, оздоровительный инвентарь и оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с водой и песком); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Трансформируемость      Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Трансформируемость

Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность  Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.); наличие ДОО полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Полифункциональность

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.); наличие ДОО полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность    Наличие в ДОО различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; это и периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Вариативность

Наличие в ДОО различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; это и периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность  для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Доступность

для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность  Соответствие всех элементов ППС требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Безопасность

Соответствие всех элементов ППС требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Организация предметно-развивающей среды в группе В центре речевого развития    Следует предусмотреть разделы: обогащение словаря детей и овладение звуковой культурой речи; формирование лексико-грамматического строя речи; развитие связной речи; ознакомление с художественной литературой и подготовки детей к усвоению грамоты, а также речевое общение.

Организация предметно-развивающей среды в группе

В центре речевого развития

Следует предусмотреть разделы: обогащение словаря детей и овладение звуковой культурой речи; формирование лексико-грамматического строя речи; развитие связной речи; ознакомление с художественной литературой и подготовки детей к усвоению грамоты, а также речевое общение.

В центре может быть собрана большая картотека разнообразных игр игровых упражнений, стихов, считалок, чистоговорок, также ритуалы приветствия, упражнения на релаксацию и саморегуляцию, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, динамические упражнения, гимнастика для глаз, карточки-опоры алгоритмы для проведения массажа рук карандашами, шишками, массажными мячами.

В центре может быть собрана большая картотека разнообразных игр игровых упражнений, стихов, считалок, чистоговорок, также ритуалы приветствия, упражнения на релаксацию и саморегуляцию, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, динамические упражнения, гимнастика для глаз, карточки-опоры алгоритмы для проведения массажа рук карандашами, шишками, массажными мячами.

Развитие мелкой моторики рук

Развитие мелкой моторики рук

КОРРЕКЦИЯ  ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Развитие речевого дыхания

Развитие речевого дыхания

Чистоговорки .

Чистоговорки

.

Центр должен быть связан единством подхода к целеполаганию и объединен следующими задачами: развивать языковые, слуховые возможности детей, внимание, память, логику, наблюдательность, творческие способности; обогащать словарный запас, активизировать новые и знакомые слова в самостоятельной речи; учить монологической, диалогической и связной речи; воспитывать самостоятельность, интерес, желание говорить правильно, чётко, логично; воздействовать на двигательную сферу (общую, мелкую, артикуляционную моторику), эмоциональное восприятие посредством разнообразных игровых ситуаций, заданий; закреплять и расширять представление об окружающем мире.

Центр должен быть связан единством подхода к целеполаганию и объединен следующими задачами:

развивать языковые, слуховые возможности детей, внимание, память, логику, наблюдательность, творческие способности; обогащать словарный запас, активизировать новые и знакомые слова в самостоятельной речи; учить монологической, диалогической и связной речи; воспитывать самостоятельность, интерес, желание говорить правильно, чётко, логично; воздействовать на двигательную сферу (общую, мелкую, артикуляционную моторику), эмоциональное восприятие посредством разнообразных игровых ситуаций, заданий; закреплять и расширять представление об окружающем мире.

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ,  ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ,  ВОСПРИЯТИЯ, ЧУВСТВА ЦВЕТА,  ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, ЧУВСТВА ЦВЕТА, ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ

Дидактические игры

Дидактические игры

Развитие лексико-грамматической стороны речи

Развитие лексико-грамматической стороны речи

Развитие связной речи

Развитие связной речи

Подготовка к обучению грамоте

Подготовка к обучению грамоте

Использование ИКТ

Использование ИКТ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кузнецова Ирина Анатольевна

Дата: 09.11.2015

Номер свидетельства: 250392

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Проектирование развивающей предметно-пространственной среды  логопедического кабинета как условие  предупреждения и коррекции нарушений речи. "
    ["seo_title"] => string(167) "proiektirovaniie-razvivaiushchiei-priedmietno-prostranstviennoi-sriedy-loghopiedichieskogho-kabinieta-kak-usloviie-priedupriezhdieniia-i-korriektsii-narushienii-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "244062"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445873857"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Организация игрового пространства для детей с ОВЗ."
    ["seo_title"] => string(52) "organizatsiia_igrovogo_prostranstva_dlia_detei_s_ovz"
    ["file_id"] => string(6) "536375"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579420128"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Современные технологии, методы и  приемы работы в речевом развитии детей"
    ["seo_title"] => string(74) "sovriemiennyietiekhnologhiimietodyipriiemyrabotyvriechievomrazvitiidietiei"
    ["file_id"] => string(6) "312711"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459392893"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Консультация "Развитие познавательной активности детей""
    ["seo_title"] => string(53) "konsultatsiiarazvitiiepoznavatielnoiaktivnostidietiei"
    ["file_id"] => string(6) "292990"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455381589"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "«Организация игрового пространства детей с ОВЗ»"
    ["seo_title"] => string(47) "organizatsiia_igrovogo_prostranstva_detei_s_ovz"
    ["file_id"] => string(6) "563337"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1605355011"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства