Повышение качества дошкольного образования, путем нетрадиционных форм и методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Повышение качества дошкольного образования, путем нетрадиционных форм и методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Повышение качества дошкольного образования, путем нетрадиционных форм и методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста
С.Р. Шалгинбаева, учитель-логопед,
КГУ «Полудинский детский дом»
Основным приоритетом современного образования является переход от «школы памяти» к «школе способностей». То есть, сегодня на первом месте в процессе обучения стоят задачи не столько максимального усвоения информации, сколько развитие творческого мышления и самостоятельного приобретения новых знаний. В педагогической практике актуальными стают методы обучения, способные активизировать обучаемых, превратить их из пассивных слушателей в творческих соучастников получения новых знаний.
Существует два типа обучения- традиционный и нетрадиционный. При традиционном (объяснительный тип обучения) – все трудности берет на себя педагог, а учащиеся получают готовую информацию, тем самым у них развивается репродуктивное (воспроизводящее) мышление и основная нагрузка идет на память. То есть в обучении и общении с детьми действует модель: «Делай, как я».
Проблемное обучение- это такая организация учебного процесса, при которой педагогом создается проблемная ситуация, а ученики активно самостоятельно ее разрешают. В результате происходит творческое овладение знаниями и развивается продуктивное (творческое) мышление. Суть проблемного обучения – преподаватель отдает информацию открытия полностью учащимся. Дети не знают, что эти проблемы уже решены, они их решают сами. Модель обучения и общения: «Попробуй и подумай сам».
Методы создания проблемных ситуаций:
- метод конфликта противоречия, неожиданности (чем –то заинтересовать, заставить всех подумать);
- ситуация предположения (есть другие решения а какие?);
- метод опровержения (заведомо ложные сведения, которые нужно опровергать, несоответствия (такое сказал, что и не предполагая), неопределенности (найти умышленно пропущенные данные);
- метод побуждения (делают выводы, обобщают сами учащиеся, умело направляемые педагогом).
В настоящее время перед педагогами встали вопросы, как повысить интерес к занятиям, как создать комфортные условия обучения учащимся? Многие молодые педагоги находятся в состоянии поиска такого построения учебного процесса, которое было бы эффективным в условиях массового обучения, которое безотказно обеспечивало бы успех.
Инструмент для работы педагога- различные технологии.
Педагогическая технология (ПТ) – это совокупность психолого- педагогических установок, определяющий специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств (Б.Т. Лихачев).
Инновационные технологии- это комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использование новых педагогических практических средств, методов, концепции и т.д. - новшества для удовлетворения человеческих потребностей (В.М. Полонский).
В своей работе я использую нетрадиционные формыпроведения занятий. Практика показывает, что больше удаются те занятия, в которых дети участвуют не только как активные зрители и слушатели, но и когда непосредственно в физическом смысле они все занятие двигаются, исследуют, творят. Например:
- Занятия– путешествия куда-либо с определенной конечной целью (в космос по планетам, за цветами в лес, на луг, в сад и поляну и т.д.), где знакомым персонажам дети помогают выполнять определенные задания, которые иногда связаны между собой событиями самой сказки (темы:«Дикие животные зимой», «В поисках весны»);
- Занятия – сказки, где перед детьми осуществляю показ сказки с помощью кукольного театра (темы «Как Кузнечик помогал всем слабым», «Мебель» для детей старшей группы с ОНР). Или использую компьютер (развивающие сказки на дисках), прерывающиеся определенными заданиями;
- Занятия-эксперименты, где дети все занятие проводят опыты, познавая предметы окружающей среды. Правильно организованная исследовательская деятельность развивает логическое мышление и обогащает словарь (тема «Мы – исследователи, для детей старшей группы с ОНР):
- Занятия-сюжетно-ролевые игры – это ведущий вид деятельности, в ходе которых вводятся задания, направленные на развитие речи, мышления, мелкой моторики рук и другое. Сюжет должен быть интересным с частой сменой видов деятельности. Занятия – игры так естественны для мира детства. Мы, взрослые, должны обеспечить детей хорошей игровой деятельностью. Так как, если в детстве ребенок хорошо играет, то в юности хорошо учится, а в зрелости хорошо работает.
- Бинарные занятия, сочетающее определенный предмет с любым другим предметом (тема: пересказ сказки К.Д. Ушинского«Умей обождать»)
Но как сделать, чтобы занятие стало еще более привлекательным для детей? Эту задачу успешно помогает решить метод проектов ТРИЗ.
- Что такое ТРИЗ?- спросили девочку семи лет.
- Это такие уроки, уроки- радости,- ответила она.
Радость необходима ребенку как кислород. Она вызывает у него прилив сил, и дает нам ребенка, желающего с нами общаться и играть.
ТРИЗ – это высокоэффективная форма познавательного развития детей. Идеи ТРИЗ: «Каждый из нас в детстве идеален», «Учение должно быть радостно», «Детей надо учить творчеству, при чем в самом раннем возрасте, когда у них еще не сформировались нежелательные стандарты мышления».
Система творческих заданий, как основная форма в ТРИЗ- педагогике формирует у ребенка умение работать на достаточно высоком уровне абстракции, организовывать собственную речевую деятельность творческого характера.
Приемы ТРИЗ и РТВ, которые используются мною на занятиях по развитию речи:
1.Занимательные задачки, формирующие грамматический строй речи при согласовании числительных с существительными и вызывающие смех у детей, когда они обнаруживают свою несообразительность. Например:
*В вазе лежала одна конфетка. К вечеру ее не стало. Кто ее взял, если в комнате были кошка, рыба в аквариуме, дедушка и моль? Объясните ответ.
*На березе росло пять яблок. Два упало. Сколько осталось?
* На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан. Сколько стаканов осталось на столе?
* Сколько человек тянуло репку?
Такие занимательные задачки я подобрала к каждой лексической теме.
2. Загадки- обманки, развивающие рифму. Например:
*В речке я люблю резвиться,
В стайке плавать, ведь я -… (рыба).
*В теплой лужице своей
Громко квакал…(лягушка).
3. Составь правильно предложение.
*Ехал кактус на окне,
Вел старушку на ремне.
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне.
4. Занимательные загадки, формирующие слоговую структуру слова. Например, тема «Овощи».
* Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядке, засеянных густо
Огурбузы цвели,
Редисвекла росла,
Зеленели чеслук и репуста.
Сельерошек там был
И маркофель поспел.
Баклачкиокружали крыжовник.
«Мне понять, что есть что,
Помогите, друзья!»-
Просит этот веселый садовник.
Назовите что это за неведомые овощи?
5.Творческие задачкиэто художественные тексты повествовательной формы: небольшие рассказы и сказки, которые дети могут не только решить, но и пересказать. Примеры этих сказок описаны в журнале «Ребенок в детском саду» №3 – 2008г.
6. Модель составления сказок методом каталога
Сочинять новые варианты сказок, предлагать свои выходы из сказочных тупиков. Это только на первый взгляд-игра, а не на самом деле глубокая мыслительная работа. Подобная работа тренирует ум, стимулирует поисковую активность детей и развивает их эмоционально, нравственно. Дети оказываются перед моральным выбором, вырабатывает собственную точку зрения, критерии Добра и Зла, наконец, совершают поступок.
Педагог выбирает любые предметные картинки, с помощью которых будет составляться сказка. Задает детям вопросы, а они выбирают, картинки какие захотят.
Жил-был кто?
Какой он был?
Что умел делать?
Пошел гулять куда?
Искать кого, что?
Встретил злого кого?
Что злой умел делать?
У нашего героя был друг. Кто? Какой он был?
Как он помог своему другу?
Что стало со злым?
Где друзья стали жить?
И что стали делать?
Дети рассказывают что придумают, неважно, что нелепо и смешно, а важно, что ими усваивается последовательность вопросов, модель составления сказки и придумывается название сказки, например: «Составление творческой сказки по замыслу» в подготовительной группе.
Интересным и нетрадиционным для развития фонематической стороны речи видится использование графических упражнений. Перед графическим диктантом дается установка: нарисовать предметы, в названии которых есть изучаемый звук. Если дети затрудняются это сделать можно, продемонстрировав готовый образец. Например: «Зимняя сказка». Цель: развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие; добиваться автоматизации звука (с) в речи.
Наступила зима. Поляны в лесу замело снегом (рисунок). Светило яркое солнышко, у которых было семь лучиков (рисунок). На поляне гуляла лиса (рисунок). Медленно падал снег. Лиса успела посчитать восемь снежинок (рисунок). Лисица решила развлечься-построить снеговика (рисунок). «Оживите» снеговика, нарисуйте ему предметы на звук (с): бусы, усы, волосы, нос. На поляну прилетела сорока и присела на заснеженный куст (рисунок). Вдруг сорока перелетела на снеговика и стала выдергивать ему волосы. Лиса слепила снежок и бросила в сороку (рисунок). Сорока испугалась и улетела. Лиса подкатила саночки и начала кататься с горки (рисунок). Дома ее ждал сладкий чай и сухарики (рисунок).
Используя свой рисунок, расскажите эту сказку (остальные примеры графического диктанта можно посмотреть в журнал «Ребенок в д/с» №4 2005г.)
Таким образом, занятие, состоящее из нетрадиционных приемов РТВ (т.е. все задания должны быть максимально творческими: не назови признаки весны, а составь загадку о весне, используя эти признаки), пройдет интереснее и успешнее, чем занятие, проводимое просто в нетрадиционной форме. Т.К. эти приемы базируются на игре, смене видов деятельности и содержат юмор, побуждение к инициативе, активности и самостоятельности детей.
Знание нетрадиционных приемов, методов и форм обучения детей формируют творческого педагога, который опираясь на хорошую информацию, много добавляет, изменяет, исходя из возможностей детей, подготовить его как квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту.
Литература:
1. И.Н. Коломец, Воспитание самостоятельности и творческой активности учащихся на основе личностно-ориентированного подхода, с. 19 журнал «Профессионал Казахстана» №4 (11) 2003год
2. Ю.В. Угрюмова, Нетрадиционные пути обучения, с. 47 журнал «Профессионал Казахстана» №2 (9) 2003год
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повышение качества дошкольного образования, путем нетрадиционных форм и методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста »
Повышение качества дошкольного образования, путем нетрадиционных форм и методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста
С.Р. Шалгинбаева, учитель-логопед,
КГУ «Полудинский детский дом»
Основным приоритетом современного образования является переход от «школы памяти» к «школе способностей». То есть, сегодня на первом месте в процессе обучения стоят задачи не столько максимального усвоения информации, сколько развитие творческого мышления и самостоятельного приобретения новых знаний. В педагогической практике актуальными стают методы обучения, способные активизировать обучаемых, превратить их из пассивных слушателей в творческих соучастников получения новых знаний.
Существует два типа обучения- традиционный и нетрадиционный. При традиционном (объяснительный тип обучения) – все трудности берет на себя педагог, а учащиеся получают готовую информацию, тем самым у них развивается репродуктивное (воспроизводящее) мышление и основная нагрузка идет на память. То есть в обучении и общении с детьми действует модель: «Делай, как я».
Проблемное обучение- это такая организация учебного процесса, при которой педагогом создается проблемная ситуация, а ученики активно самостоятельно ее разрешают. В результате происходит творческое овладение знаниями и развивается продуктивное (творческое) мышление. Суть проблемного обучения – преподаватель отдает информацию открытия полностью учащимся. Дети не знают, что эти проблемы уже решены, они их решают сами. Модель обучения и общения: «Попробуй и подумай сам».
Методы создания проблемных ситуаций:
- метод конфликта противоречия, неожиданности (чем –то заинтересовать, заставить всех подумать);
- ситуация предположения (есть другие решения а какие?);
- метод опровержения (заведомо ложные сведения, которые нужно опровергать, несоответствия (такое сказал, что и не предполагая), неопределенности (найти умышленно пропущенные данные);
- метод побуждения (делают выводы, обобщают сами учащиеся, умело направляемые педагогом).
В настоящее время перед педагогами встали вопросы , как повысить интерес к занятиям, как создать комфортные условия обучения учащимся? Многие молодые педагоги находятся в состоянии поиска такого построения учебного процесса, которое было бы эффективным в условиях массового обучения, которое безотказно обеспечивало бы успех.
Инструмент для работы педагога- различные технологии.
Педагогическая технология (ПТ) – это совокупность психолого- педагогических установок, определяющий специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств (Б.Т. Лихачев).
Инновационные технологии- это комплексный процесс создания , распространения, внедрения и использование новых педагогических практических средств, методов, концепции и т.д. - новшества для удовлетворения человеческих потребностей (В.М. Полонский).
В своей работе я использую нетрадиционные формыпроведения занятий. Практика показывает, что больше удаются те занятия, в которых дети участвуют не только как активные зрители и слушатели, но и когда непосредственно в физическом смысле они все занятие двигаются, исследуют, творят. Например:
- Занятия– путешествия куда-либо с определенной конечной целью (в космос по планетам, за цветами в лес, на луг, в сад и поляну и т.д.), где знакомым персонажам дети помогают выполнять определенные задания, которые иногда связаны между собой событиями самой сказки (темы:«Дикие животные зимой», «В поисках весны»);
- Занятия – сказки, где перед детьми осуществляю показ сказки с помощью кукольного театра (темы «Как Кузнечик помогал всем слабым», «Мебель» для детей старшей группы с ОНР). Или использую компьютер (развивающие сказки на дисках), прерывающиеся определенными заданиями;
- Занятия-эксперименты, где дети все занятие проводят опыты, познавая предметы окружающей среды. Правильно организованная исследовательская деятельность развивает логическое мышление и обогащает словарь (тема «Мы – исследователи, для детей старшей группы с ОНР):
- Занятия-сюжетно-ролевые игры – это ведущий вид деятельности, в ходе которых вводятся задания, направленные на развитие речи, мышления, мелкой моторики рук и другое. Сюжет должен быть интересным с частой сменой видов деятельности. Занятия – игры так естественны для мира детства. Мы, взрослые, должны обеспечить детей хорошей игровой деятельностью. Так как, если в детстве ребенок хорошо играет, то в юности хорошо учится, а в зрелости хорошо работает.
- Бинарные занятия, сочетающее определенный предмет с любым другим предметом (тема: пересказ сказки К.Д. Ушинского«Умей обождать»)
Но как сделать, чтобы занятие стало еще более привлекательным для детей? Эту задачу успешно помогает решить метод проектов ТРИЗ.
- Что такое ТРИЗ?- спросили девочку семи лет.
- Это такие уроки , уроки- радости,- ответила она.
Радость необходима ребенку как кислород. Она вызывает у него прилив сил , и дает нам ребенка, желающего с нами общаться и играть.
ТРИЗ – это высокоэффективная форма познавательного развития детей. Идеи ТРИЗ: «Каждый из нас в детстве идеален», «Учение должно быть радостно», «Детей надо учить творчеству, при чем в самом раннем возрасте, когда у них еще не сформировались нежелательные стандарты мышления».
Система творческих заданий, как основная форма в ТРИЗ- педагогике формирует у ребенка умение работать на достаточно высоком уровне абстракции, организовывать собственную речевую деятельность творческого характера.
Приемы ТРИЗ и РТВ, которые используются мною на занятиях по развитию речи:
1.Занимательные задачки, формирующие грамматический строй речи при согласовании числительных с существительными и вызывающие смех у детей, когда они обнаруживают свою несообразительность. Например:
*В вазе лежала одна конфетка. К вечеру ее не стало. Кто ее взял, если в комнате были кошка, рыба в аквариуме, дедушка и моль? Объясните ответ.
*На березе росло пять яблок. Два упало. Сколько осталось?
* На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан. Сколько стаканов осталось на столе?
* Сколько человек тянуло репку?
Такие занимательные задачки я подобрала к каждой лексической теме.
2. Загадки- обманки, развивающие рифму. Например:
*В речке я люблю резвиться,
В стайке плавать, ведь я -… (рыба).
*В теплой лужице своей
Громко квакал…(лягушка).
3. Составь правильно предложение.
*Ехал кактус на окне,
Вел старушку на ремне.
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне.
4. Занимательные загадки, формирующие слоговую структуру слова. Например, тема «Овощи».
* Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядке, засеянных густо
Огурбузы цвели,
Редисвекла росла,
Зеленели чеслук и репуста.
Сельерошек там был
И маркофель поспел.
Баклачкиокружали крыжовник.
«Мне понять, что есть что,
Помогите, друзья!»-
Просит этот веселый садовник.
Назовите что это за неведомые овощи?
5.Творческие задачкиэто художественные тексты повествовательной формы: небольшие рассказы и сказки, которые дети могут не только решить, но и пересказать. Примеры этих сказок описаны в журнале «Ребенок в детском саду» №3 – 2008г.
6. Модель составления сказок методом каталога
Сочинять новые варианты сказок, предлагать свои выходы из сказочных тупиков. Это только на первый взгляд-игра, а не на самом деле глубокая мыслительная работа. Подобная работа тренирует ум, стимулирует поисковую активность детей и развивает их эмоционально, нравственно. Дети оказываются перед моральным выбором, вырабатывает собственную точку зрения, критерии Добра и Зла, наконец, совершают поступок.
Педагог выбирает любые предметные картинки, с помощью которых будет составляться сказка. Задает детям вопросы, а они выбирают, картинки какие захотят.
Жил-был кто?
Какой он был?
Что умел делать?
Пошел гулять куда?
Искать кого, что?
Встретил злого кого?
Что злой умел делать?
У нашего героя был друг. Кто? Какой он был?
Как он помог своему другу?
Что стало со злым?
Где друзья стали жить?
И что стали делать?
Дети рассказывают что придумают, неважно, что нелепо и смешно, а важно, что ими усваивается последовательность вопросов, модель составления сказки и придумывается название сказки, например: «Составление творческой сказки по замыслу» в подготовительной группе.
Интересным и нетрадиционным для развития фонематической стороны речи видится использование графических упражнений. Перед графическим диктантом дается установка: нарисовать предметы, в названии которых есть изучаемый звук. Если дети затрудняются это сделать можно, продемонстрировав готовый образец. Например: «Зимняя сказка». Цель: развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие; добиваться автоматизации звука (с) в речи.
Наступила зима. Поляны в лесу замело снегом (рисунок). Светило яркое солнышко, у которых было семь лучиков (рисунок). На поляне гуляла лиса (рисунок). Медленно падал снег. Лиса успела посчитать восемь снежинок (рисунок). Лисица решила развлечься-построить снеговика (рисунок). «Оживите» снеговика, нарисуйте ему предметы на звук (с): бусы, усы, волосы, нос. На поляну прилетела сорока и присела на заснеженный куст (рисунок). Вдруг сорока перелетела на снеговика и стала выдергивать ему волосы. Лиса слепила снежок и бросила в сороку (рисунок). Сорока испугалась и улетела. Лиса подкатила саночки и начала кататься с горки (рисунок). Дома ее ждал сладкий чай и сухарики (рисунок).
Используя свой рисунок, расскажите эту сказку (остальные примеры графического диктанта можно посмотреть в журнал «Ребенок в д/с» №4 2005г.)
Таким образом, занятие, состоящее из нетрадиционных приемов РТВ (т.е. все задания должны быть максимально творческими: не назови признаки весны, а составь загадку о весне, используя эти признаки), пройдет интереснее и успешнее, чем занятие, проводимое просто в нетрадиционной форме. Т.К. эти приемы базируются на игре, смене видов деятельности и содержат юмор, побуждение к инициативе, активности и самостоятельности детей.
Знание нетрадиционных приемов, методов и форм обучения детей формируют творческого педагога, который опираясь на хорошую информацию, много добавляет, изменяет, исходя из возможностей детей, подготовить его как квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту.
Литература:
1. И.Н. Коломец, Воспитание самостоятельности и творческой активности учащихся на основе личностно-ориентированного подхода, с. 19 журнал «Профессионал Казахстана» №4 (11) 2003год
2. Ю.В. Угрюмова, Нетрадиционные пути обучения, с. 47 журнал «Профессионал Казахстана» №2 (9) 2003год