ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ для детей младшего дошкольного возраста «МАМИНА СКАЗКА» Автор проекта: Громова С.С. Тип проекта: Творческий Продолжительность: 2 месяца Состав участников: дети, воспитатели, родители Проблема: Актуальность проблемы: Общаясь с маленькими детьми и занимаясь их воспитанием, мы получаем уникальную возможность вернуться в свое собственное детство, окунуться в радостные воспоминания. Познакомив детей с волшебным миром сказок, мы, несомненно, прививаем им любовь к слову и интерес к сказкам. Сказки для детей несут в себе кроме чисто развлекательного, еще и познавательный элемент, ведь они: - развивают слух и произношение; - формируют понятие «добро и зло»; - прививают уважение к себе как к личности, но и к старшим; - способствуют развитию памяти и обогащают словарный запас. Актуальность проекта: Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПРОЕКТА: 1 . Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: - развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; - формирование элементарных математических представлений; - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. 2. Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: - развитие свободного общения со взрослыми и детьми; - развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; - практическое овладение воспитанниками нормами речи. 3. Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: - формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; - развитие литературной речи; - приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. 4. Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: - развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); - развитие детского творчества; - приобщение к изобразительному искусству. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: - Учить детей слушать произведения устного народного творчества и понимать их смысл. - Эмоционально обогатить детей теплом поэзии. - Формировать интерес к произведениям русского национального фольклора. - Воспитывать добрые отношения, отзывчивость, любовь и уважение к ближнему. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Формировать представления у детей о чувстве любви на основе народных сказок; Развивать эмоциональную отзывчивость, доброе отношение к окружающему миру; Развивать творческие способности и фантазию детей; Активизировать стремление совершать добрые поступки; Развивать память, внимание, воображение, мышление; Развивать связную и диалоговую речь, учить отвечать на вопросы по сказке; Воспитывать любовь к народной культуре.
Планирование работы над проектом по разным видам деятельности Содержание деятельности | Практические материалы | 1 этап: погружение в проект | Предложить детям принести в группу из дома любимые русские народные сказки | Беседа «Моя любимая сказка» | Рассмотреть иллюстрации | На примере одной сказки рассмотреть иллюстрации в разных книжках | Объяснить как хранить книги, первые уроки самостоятельного общения с книгой | Беседа «Любимые сказки», правила общения с книгой | 2 этап: выбор идей, поиск путей решения проблемы | Определить место хранения книг (сказок) в группе | | Подбор сказок, книжной графики (иллюстраций) | Игры и упражнения в книжном уголке | Работа в книжном уголке, оформление книжного уголка, художественно-продуктивная деятельность по сюжетам русских народных сказок, игры и упражнения по сказкам | Чтение и рассказывание сказок, театрализация с использованием разных видов театра, создание книжек-сказок собственного сочинения | Схема реализации проекта по образовательным областям Разделы программы | Виды детской деятельности | Познавательно – речевое направление | Чтение художественной литературы | Чтение и рассказывание русских народных сказок «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Снегурочка и лиса» Чтение потешек. | Коммуникация | «Моя любимая сказка», с использованием разных видов театрализации: «Курочка Ряба» - пальчиковый театр, театр на ладошке « Теремок» - настольный театр «Колобок» - нагрудные маски «Три медведя» - резиновый театр | Познание | Мир, в котором мы живем: знакомство с дикими животными (заяц, волк, медведь, лиса) Занятие – «Путешествие по сказкам» ФЭМП: «Путешествие по лесным дорожкам» (закрепление понятий длинная-короткая, широкая-узкая, больше-меньше) Конструирование: постройки из строительного материала для Мишутки по сказке «Три медведя» стула, стола, кроватки Постройки из плоскостных геометрических фигур домика для зверят по сказке «Теремок» | Социально – личностное направление | Труд | Нравственная беседа о трудолюбии, взаимопомощи, дружелюбии по сказкам «Теремок», «Репка» | Социализация | Игры-театрализации, обращать внимание на согласованность в действиях и совместном участии в общем (коллективном) деле | Безопасность | Организация «Больницы» для книг, обращать внимание на правила безопасности работы с клеем, ножницами Оформление альбома: правила поведения в книжном уголке | Направление физическое развитие | Физическая культура | Подвижные игры «У медведя во бору» Хороводные игры: «Заинька попляши…» Подвижные игры: «Лиса», «Хитрая лиса» Подражательные движения характерные животным: ходьба, бег, прыжки (заяц, волк, медведь, лиса) | Здоровье | Развитие мелкой моторики рук: использование пальчиковой гимнастики, логопедических игр, дыхательной гимнастики | Художественно – эстетическое направление | Музыка | Прослушивание сказок в исполнении Леонида Куравлева, детских песенок по сказкам (Аудиозаписи) Разучивание песенок, пение | Художественное творчество | Свободное рисование: раскраски по русским народным сказкам Лепка: «Репка» Аппликация: «Колобок» Семейный проект «Мамина сказка» | Театрализация | Игры-драматизации по сказкам «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Три медведя». Использование театров: пальчиковый, настольный, бибабо, рукавички, платочный, маски, резиновый, теневой | Дидактические игры | «Что изменилось?» «Чего не стало» «Найди по описанию» «Волшебный мешочек» | Настольно-печатные и развивающие игры | Деревянные настольные игры «Теремок», «Репка» Контурные вкладыши «Репка», «Колобок» Собери пазлы «Курочка Ряба», «Теремок» | Взаимодействие с родителями Содержание деятельности | Практические материалы | Познакомить родителей с планом проведения работы по проекту | План схема по реализации проекта | Консультации для родителей, индивидуальные беседы | «Значение сказок в жизни ребенка» «Что и как читать ребенку дома» | Информационные стенды-передвижки | «Учите вместе с нами» «Что мы сегодня читали» | Семейный проект «Мамина сказка», Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам). Чтение сказок с детьми. Придумывание сказок с детьми. Помощь в пополнении книжного уголка сказками Пополнение развивающей среды настольными играми по сказкам 4 этап: итог Итоговое мероприятие Изготовление книги: «Мамины сказки» | Сказки собственного сочинения | | | |
Формы организации детей по ознакомлению со сказкой: использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в кружковой работе и самостоятельной художественной деятельности детей, любой совместной с педагогом деятельности; организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, занятий-праздников на материале сказок; широкое использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой в повседневной жизни и на специально организованных занятиях; включение сказочного материала в занятия по изобразительной деятельности детей в качестве художественного слова; использование отрывков из сказок на занятиях по познанию окружающего мира в качестве иллюстративного материала; включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки, физкультурные досуги и праздники. ПРИЛОЖЕНИЕ Конспект познавательной деятельности в 1 младшей группе по теме «Путешествие по сказкам» Программное содержание. • Помочь детям вспомнить знакомые сказки, потешки; • Формировать эмоциональную отзывчивость и интерес к литературным произведениям и малым фольклорным формам; • Развивать умение сопереживать персонажам сказок, песенок, потешек. Воспитывать любовь, доброжелательность, чуткость к героям сказок и окружающему миру; • Закреплять навыки драматизации. Материал к занятию. Атрибуты к сказкам: маски, картинки, игрушки, персонажи кукольного театра, книжки; заготовки для рисования, кисточки, гуашь; строительный материал; земля, рассада для посадки, лейка с водой; корзиночка. Воспитатель. Много сказок есть на свете. Сказки эти любят дети. А вот как они их знают, Мы сейчас узнаем с вами! Сказка, сказка приходи! Будут рады малыши. Тише, детки не шумите, Нашу сказку не спугните, Здесь бывают чудеса. Сказка спряталась пока. - Ребята, посмотрите, стоит домик, давайте постучимся и узнаем, кто в домике живёт? Играет тихая, грустная музыка. -Дети стучат и спрашивают: "Кто в домике живёт? " Кот. Мяу, мяу я живу. Чудный домик сторожу. Скучно жить мне одному. Воспитатель. - Ребята, посмотрите какой котик? -Грустный, печальный. - Почему? - Один живет. - Давайте ребята развеселим, пожалеем котика. Расскажите котику, какой он красивый, какая у него шубка. Дети гладят котика и отвечают. - Пушистая, мягкая, красивая, тёплая. - А какие мы потешки знаем про котика? Как у нашего кота Шубка очень хороша. Как у котика усы Удивительной красы Глазки смелые, зубки белые. Пошёл котик на Торжок. Купил котик пирожок. Пошёл котик на улочку, Купил котик булочку. -Видишь, котик как детки тебя любят и миного потешек про тебя знают. Не грусти котик мы найдём тебе друзей, да ребята. У меня есть волшебный клубочек он нам, и покажет дорожку, куда нам идти, где друзей искать. Воспитатель бросает клубочек, все идут за ним. КУРОЧКА РЯБА. Возле домика сидит на гнезде Курочка Ряба, возле неё разбитое яйцо, - Ребята, в какую сказку мы попали? - Что случилось в этой сказке? - Кто разбил яичко? - Как мы можем помочь дедушке и бабушке? -Давайте попросим, чтобы курочка снесла для них ещё яичко. Заглядывают в гнездо там заготовки для рисования в форме яйца. А давайте подарим деду с бабкой красивые, расписные яйца. Рисование. Дети расписывают яйца. Воспитатель "отдаёт " работы детей курочке и просит '"отдать " их деду с бабкой. Курочка благодарит детей за их заботу. Идут дальше. ТРИ ПОРОСЁНКА. Поросята прячутся от волка. - Кто тут спрятался? - Как называется эта сказка? - От кого спрятались поросята? - Какой волк? (Страшный, злой., .) Покажите какой волк. - А как Можно помочь поросятам? Конструирование. Домик для поросят. Поросята благодарят детей. Идут дальше. ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА На пенёчке лежит книжка. -Как называется эта сказка? -А почему зайчик плачет, как вы думаете? -Как помочь зайчику? -Давайте скажем зайчику ласковые слова, пожалеем его, развеселим. -Дети обращаются к зайчику. Не плачь заинька, хороший. -Кто выгнал лису? -Какой петушок? Смелый, добрый. -А вам лисичку не жалко? Ей тоже не где жить. -Как помочь лисичке? Давайте подружим Лисичку и Зайчика, поиграем вместе. Я превращу вас в зайчиков и лисичку. П. /И Зайка, зайка, попляши Твои лапки хороши. Стал наш заинька плясать, По полянке стал скакать. Вместе с зайками скорей Лиска, лапоньки погрей. Психологический этюд -Попрыгали, поплясали. А теперь покажем свои "лапки" ручки солнышку, погреем их солнечными лучиками. Ручки стали тёплыми, добрыми, прижмём их к сердечку, а теперь соединим все ручки вместе, подарим свою любовь и тепло друг другу. Вот и лисичка с зайчиком подружилась. Будут они жить в одном домике и дружить. - А мы пойдём дальше по тропиночке. Кто же тут спрятался? КОЛОБОК - Что случилось в этой сказке? - От кого укатился колобок? - Какую песенку пел колобок? - Кто съел колобка? - Какая была лисичка? - Ребята, давайте, чтобы бабушка с дедушкой не плакали, споём им песенку, и "напечём" пирожков. - Пение. "Пирожки. " Кушайте, пожалуйста! Идут дальше. -Ребята, давайте вспомним ещё одну сказку. Слушайте внимательно. Загадка. В огород её сажали. Удобряли, поливали, Чтобы вытянуть её, В сад собрали всё зверьё! Выросла она большая! Как зовут? Скажите сами! РЕПКА. - Кто посадил репку? - Какая выросла репка? - Кто помогал тащить репку? - Почему они смогли вытянуть репку? - Какое сейчас время года? Правильно сейчас весна. Весной все начинают работать на огороде, сажают цветы, овощи. Давайте и мы для нашей клумбы посадим цветочки. Пикируют рассаду. Труд и экологическое воспитание. - Посадили мы цветочки. Что нам нужно сделать, чтобы они росли? - Полить. Поливают. Идут дальше, находят коробку. Кто тут спрятался? Герои из сказки «Теремок». Мишка сломал наш домик нам негде жить. Ребята, а помните, нас Котик просил найти друзей, чтобы ему не было скучно. Давайте отведём всех к Котику. Подходят к Теремку. Кот встречает гостей. Вот спасибо, ребята как мне хорошо, весело нам будет жить в теремке. А вы садитесь, мы вам расскажем сказку. Обыгрывание сказки «Теремок».Театрализация. Воспитатель. Стоит в поле теремок. Очень, очень он высок. В теремке живут друзья. Друг без друга им нельзя. Кто, кто в теремочке живёт? Мышка. Я мышка норушка, Весёлая подружка. В доме чисто подмету. И муки в дом намелю. Лягушка. Я лягушка — попрыгушка. Мышкина подружка. В теремочке я живу, Пирогами всех кормлю. Зайчик. Я зайчик-побегайчик. Я умею щи варить, За грибами в лес ходить. Лисичка. Я красавица-лисичка. Всему свету я сестричка. Хвост пушистый у меня Посмотри, как хороша. В теремочке я живу, Звонко песенки пою. Волчок. Я волчок — серый бочок. Теремок я охраняю И чужих в дом не пускаю. Медведь. Я большой лохматый мишка. Светлый терем стерегу. За порядком здесь слежу. Я люблю гостей встречать, Сладким мёдом угощать. Кот. Заживём мы здесь привольно. Места в теремке довольно! Спасибо вам ребята, что порадовали меня и нашли мне друзей. Вот вам за это угощение.
|