Просмотр содержимого документа
«" Царство комнатных растений"»
Проект «Царство комнатных растений»
Цель проекта: развитие познавательных и творческих способностей детей в практической деятельности в уголке природы.
Задачи:
- Познакомить детей с комнатными растениями с особенностями их роста и развития.
- Развивать познавательные и творческие способности.
- Формировать умение создавать условия для жизни и роста растений.
- Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, желание ухаживать за ними.
- Привлечение родителей к совместной деятельности по реализации проекта.
Тип проекта: проект носит комплексный характер. Включает в себя исследовательскую, творческую, познавательную деятельность.
Срок реализации: долгосрочный, в течении учебного года.
Возраст участников проекта: 5 - 6 лет.
Актуальность проекта.
Систематическое и последовательное знакомство ребенка с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.
Принципы построения проекта.
• Доступность прилагаемого материала
• Систематичность и постепенность его усвоения
• Наглядность и практичность применения
• Индивидуальный подход
• Учет возрастных особенностей детей
• Коллективное взаимодействие
Активизация деятельности детей – обеспечивается, прежде всего, заинтересованностью воспитателя, игровой формой организации занятия, установкой на положительные результаты, поощрительной оценкой, вниманием к каждому ребенку.
Обязательные условия: занятия проводить с подгруппой детей.
Задача воспитателя: не требовать от детей безошибочного знания обязанностей по уходу за растениями, а помогать развитию познавательных и творческих способностей в практической деятельности в уголке природы.
Подготовительный этап.
- Оформление ширмы-передвижки с планом работы по проекту для родителей.
- Получение письма от комнатного растения. Беседа по прочитанному письму.
- Ситуативный разговор с детьми «Зачем нужны комнатные растения в доме? » с целью выяснения представлений детей о комнатных растениях.
- Разработка серии дидактических игр.
- Подборка загадок, пословиц, стихотворений, художественной литературы о комнатных растениях.
- Подборка иллюстраций, плакатов по теме.
- Подборка методической литературы по экологии.
Исследовательский этап.
- Рассматривание иллюстраций «Комнатные растения»
- Рассматривание комнатных растений, наблюдения (корни, стебель, листья, цветок, опыты.
- Игротека по экологии.
- Изобразительная деятельность «Комнатные растения».
- Выставка плакатов по теме.
- Чтение художественной и познавательной литературы по проблеме.
- Беседа «Зачем нужны комнатные растения? »
- Занятие «Комнатные растения».
- Занятие «Черенкование комнатных растений».
- Обобщение результатов, их анализ, выводы
Основной этап.
Сентябрь.
Беседа: «Зачем нужны комнатные растения»
Дидактические игры: «Угадай растение по листу», «Магазин цветов»
Опыт: «На свету и в темноте»
Рисование «Комнатные растения»
Чтение стихов о комнатных растениях
Беседа с родителями о важности проблемы
Октябрь.
Рассматривание иллюстраций о комнатных растениях
Дидактические игры: «Детки на стебле»
Пальчиковая игра: «Цветок»
Опыт: «Много-мало»
Аппликация «Комнатные растения»
Разучивание загадок о комнатных растениях
Познавательная экологическая игра: «Цветы в доме»
Ноябрь.
Наблюдение: «Как помочь растению»
Дидактическая игра: «Угадай на ощупь»
Опыт: «С водой и без воды»
Лепка «Фиалка»
Чтение познавательной литературы о комнатных растениях
Анкета для родителей «Экологическое воспитание в семье»
Декабрь.
Беседа: «О работе дежурных в уголке природы. Составление описательных рассказов о комнатных растениях»
Дидактическая игра: «Похож-не похож»
Опыт: «Почему меньше»
Аппликация «Цветок хлорофитум»
Разучивание пословиц и поговорок о труде
Памятка «Зачем нужны комнатные растения в доме? »
Январь.
Загадывание загадок о комнатных растениях
Дидактическая игра: «Цветочный магазин»
Словесная игра: «Собери слово»
Опыт: «Бережливые растения»
Рисование с натуры «Цветок хлорофитум »
Заучивание стихотворений о комнатных растениях
Экологический плакат для родителей
Посадка узумбарской фиалки каждым ребенком.
Уход за растением.
Февраль.
Занятие: «Черенкование комнатных растений»
Дидактическая игра: «Узнай по описанию»
Опыт: «Нужен ли корешкам воздух? »
Лепка «Кашпо»
Заучивание считалок, скороговорок
Выставка литературы о комнатных растениях
Март.
Составление гербария из комнатных растений
Дидактическая игра: «Назови комнатное растение на заданный звук»
Опыт: «Для чего корешки»
Рисование комнатных растений по трафарету
Чтение М. Пришвин «Золотой луг»
КВН «В мире комнатных растений»
Подарок фиалки узумбарской маме( ко дню 8 Марта).
Апрель.
Составление творческих рассказов о комнатных растениях
Дидактическая игра: «Что сначала, что потом»
Опыт: «Как увидеть движение воды через корешки? »
Рисование плакатов об охране растений
Чтение Е. Серова «Наши цветы»
Оформление фотоколлажа
Май.
Сочинение сказок о комнатных растениях
Дидактическая игра: «Кто больше? »
Опыт: «Что выделяет растение»
Рисование плакатов об охране растений
Чтение Г. Ганейзер «На лугу»
Выставка комнатных растений выращенных дома.
Дезайнерское исполнение.
Ожидаемый результат.
- Понимание важности комнатных растений для жизни человека.
- Получение положительного эмоционального отклика от общения с растениями.
- Развитие у детей познавательной активности.
- Повышение самооценки детей, гордости за свой труд, желание заботиться и охранять их.
Заключение.
В групповой комнате нашего детского сада созданы условия для ознакомления детей с природой: оборудован уголок природы, имеется богатый наглядно-демонстративный материал, подобраны и оформлены дидактические игры, необходимое оборудование для ухода за комнатными растениями.
Для успешного и более глубокого усвоения знаний по формированию элементарных экологических представлений и практического их применения ребенком в уходе за комнатными растениями мною был выбран метод проектов. Проектная деятельность предполагает, прежде всего, активное взаимодействие педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. Уроки дизайна для составления композиций родителями совместно с детьми.
В работе по проекту я пришла к выводу, что интеграция разных видов деятельности в воспитательно-образовательном пространстве эффективнее осуществляется не на отдельных занятиях, а в интегрированных циклах занятий, экскурсий, наблюдений, вечеров-развлечений, работе в уголке природы и т. д. Такие виды деятельности объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Деятельный подход, лежащий в основе интегрированного занятия, предполагает полноправное сотрудничество педагога и ребенка. Содержательная сторона совместной деятельности оказывает существенное влияние на познавательно-исследовательское развитие детей. Идет углубление знаний. Выявление закономерностей и взаимных связей между рассматриваемыми предметами и явлениями (растения, питание, тепло и свет, вскрытие причинно-следственных связей. Формирование не только представлений, но и простейших понятий.
Я очень надеюсь, что проведенная мною работа поможет сформировать у детей правильное мировоззрение и понимание окружающего мира. Поможет увлечь детей совместно с родителями видеть и создавать красоту вокруг себя.
Список литературы.
Веретенникова С. А. “Ознакомление дошкольников с природой”. – М. : «Просвещение», 2012г.;
Веретенникова С. А. Методика ознакомления детей с природой. – М., 2015;
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников - М., 2010;
Николаева С. Н. «Как приобщить ребенка к природе» М., 2016;
Рыжова Н. А. «Наш дом – природа». – М. : «Карапуз», 2015.
А.Борисова, О. Бердникова - Энциклопедии о комнатных растениях Москва 2015г.