Оформление: в кабинете стоят различные компостные растения с их названием, стенд «Правила ухода за комнатными растениями».
Методические советы на подготовительный период.
просматривать все растения, которые имеются в своем живом уголке;
предварительно наметить растения, которые нуждаются в пересадке;
субстраты для растения выбирают в зависимости от его потребности в дренаже.
покупается стерильный промышленный субстрат, в котором убиты все нежелательные микробы.
растения поливают за 2 часа до пересадки и проверяют, хорошо ли увлажнен свежий субстрат.
не пытайтесь сэкономить, используя компост из своего сада.
горшок глиняный, считается самый лучший для посадки комнатных растений.
Сценарный план.
1. Организационный момент. Проверка готовности к занятию.
2. Сообщение темы, занятия, целей и задач.
3. Сообщение новых знаний
4. Подготовка к работе.
5. Техника безопасности и организация рабочего места.
6. Практическая часть.
7. Закрепление.
8. Подведение итогов.
Ход занятия.
1.Организационный момент.Проверка готовности детей к занятию. Проверить по списку обучающихся. У каждого проверить наличие перчаток и фартуков для работы, и памятку для юного цветовода.
2.Сообщение темы занятия, целей и задач.
Сегодня на занятии мы ставим перед собой такие цели:
-краткое ознакомление с историей цветоводства; развитие желания создавать комфортные условия себе и дома; воспитание экологической культуры;
А также задачу – научиться правильному уходу за комнатными растениями и уметь правильно пересадить цветок Сенполию.
На моем окошке настоящий сад:
Крупные сережки фуксии висят,
Вспыхнули угольками скромный уголек ,
Весь под волосками кактуса пенек .
-О чем говорится в стихотворении?
-Дети (о комнатных растениях).
Тема нашего занятия:
«Путешествие в царство комнатных растений»
3.Сообщение новых знаний.
Педагог:
Что за чудо этот сад?
Просто глаз не отвести.
И откуда же могли,
К нам сюда их привезти?
Откуда пришли к нам эти растения и об особенностях ухода, за ними?
Алоэ.Родина - Южная Африка. (народное название – «дурак») любит умеренный полив. Хорошо растет на солнечном окне. Ценятся его мясистые листья с шипами по краям, с которых выделяется сок имеющий целебные свойства.
Бальзамин комнатный.Родина – тропики и субтропики Азии, Африки и Америки. В народе называют «капусткой». Бывает нескольких видов. Предпочитает свет и тепло. Полив регулярный.
Гиппеаструм.Родина – тропики и субтропики Америки. Народное название – «лилия» красивоцветущее луковичное растение с длинными темно-зелеными листьями. В период цветения поливают регулярно, но умеренно, а после цветения цветонос срезают и увеличивают полив. В период покоя луковицы должны находиться в сухом прохладном месте.
Кактус. Родина – Боливия, Бразилия. Колючее растения, их видов очень много. Растет на солнечном окне, надо выносить на свежий воздух весной. Поливают умеренно, зимой очень редко.
Герань.Родина – Африка. Герань очень красива, пышно цветет. Она похожа на кустик. Листья округлые, ярко – зеленого цвета. Это цветок любит солнечные места, зимой нужно дополнительное освещение. Полив умеренный.
Фиалка. Известно более 500 видов фиалок. Этот цветок не переносит прямых солнечных лучей, сквозняков, дыма и газа. Цветок издавна выращивали не только для букетов, но и для изготовления духов, кремов, лосьонов. Полив умеренный .
Хлорофитум. Родина - Южная Африка. Народное название - «борода». Многолетние растения образует свисающие побеги – усы. К влажности воздуха и температуре нетребователен.
Финиковая пальма. Родина – тропики, Аравия. Не любит низких температур, нуждается в свете, обильном поливе. Размножается семенами.
4.Подготовка к работе.
Дети сидят на стульях, столы расставленные полукругом. На столах стоят комнатные растения.
Задания: (педагог) – отгадайте загадки, и вы узнаете, как называются эти растения:
1. Плоский, длинный, а не брус
Полосатый, но не арбуз. (сансевьера)
А в народе называют «щучий хвост»
2. На окне, на полке
Выросли иголки.
Да цветы атласные,
Алые и красные. (кактусы)
3. Хороши веера,
Из зеленного пера.
В горшке стоят,
На меня глядят. (пальма)
Педагог: Ребята, а какие еще вы знаете комнатные растения?
Дети (ответы)фиалка, монстера, папоротник, циперус, маранта, декабрист.
Педагог: Где вы эти растения встречали?
Дети (ответы):Дома, в школе, в библиотеке.
Педагог: Ребята, хотите понимать язык растений? Они не умеют говорить, но если внимательно наблюдать за ними, можно понять, о чем просят или, что хотят рассказать.
«В горшочке растение,
Его листья повисли.
Грустит оно очень,
Угадай его мысли? »
Дети: Растения надо полить.
Педагог: Правильно. Чтобы наши цветы не погибли, а продолжали нас радовать каждый день, надо научиться за ними ухаживать.
ПРАВИЛА УХОДА ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ.
Во – первых, чтобы растения всегда были свежи и красивы, их надо ставить ближе к свету и правильно поливать: летом - каждый день, или через день, а зимой реже.
Почва в горшке должна быть влажной. Вода для полива должна быть не холодной, а комнатной температуры.
Во – вторых, после полива почву надо прорыхлить так как, корням растения нужна не только вода, но и воздух. Почву рыхлят не глубже, чем на 1-2 см., так как можно повредить корневую систему. Рыхлить палочкой после полива, когда земля немного просохнет.
В – третьих, раз в месяц надо протирать листья влажной губкой или тряпочкой, так как на листья оседает пыль, а растения дышит листьями. Растения с мелкими листьями надо опрыскивать водой.
5.Техника безопасности и организация рабочего места.
Аккуратно разложит нужные инструменты, и надеть фартук и печатки;
В процессе работы поддерживать порядок на рабочем месте;
Использовать инструменты по назначению;
Работать внимательно, не мешая друг другу;
Остаток земли аккуратно смести в ящик;
Не нужные отходы выбросить в мусорное ведро;
После работы вымыть руки с мылом;
6.Практическая часть
1. Подбираем растение для пересадки. В нашем случае Синполия. Если корни растения начинают вылезать из горшка растение можно пересадить.
2. Берем горшок немножко больше предыдущего примерно на два три см. Перед посадкой он тщательно моется и ополаскивается раствором суперфосфата
3.Растение для пересадки поливаем заранее, после того как земля в нем полностью пропитается водой, растение осторожно извлекается из горшка. Земля встряхивается, и растение помещается в слабый раствор марганцовки. Гнилые или сухие корни обрезаются ножницами и присыпаются, измельчаются древесным углем. Пока корни цветка находятся в растворе, на дне нового горшка делаем дренаж из черенков, керамзита, гравия.
На дренаж насыпается слой смеси толщиной 3см. Затем в центр горшка опускается растение, корни которого засыпаются землей.
При этом корневая система-участок перехода корня в стебель - остается не засыпанной. После того, как растение посажено, земля пальчиками легкими ударами дном горшка о стол уплотняется. Вокруг стебля делается не большое углубление для полива. Сразу после посадки растения на некоторое время ставится в темное место и опрыскивается водой комнатной температуры. К свету растение приучаются постепенно. Не обходим полив после пересадки. Землю в течение 10 дней поливать не нужно. Это побуждает корни активно расти в черенках влаги в свежем субстрате!
7.Закрепление.
Повторить теоретический порядок выполнение работы по пересадке растений.
Педагог:Как нужно правильно поливать комнатные растения?Выберите правильный ответ.Запишите номер правильного ответа. Объясните, почему вы так считаете?
Растения следует поливать кипяченой водой;
Растения следует поливать теплой водой на 2 градуса выше комнатной температуре;
Растения следует поливать холодной водой из-под крана;
Растения поливают при солнечном освещении теплой водой, держа лейку сверху растения.
8.Подведение итогов
Педагог:Молодцы, ребята! Вы много узнали о комнатных растениях, что они создают прекрасное настроение, очищают воздух, радуют нас своей красотой, вызывают восторг. Любите комнатные растения и разводите их дома, но и не забывайте заботиться о них.
Проявляйте заботу о растениях, соблюдайте правила ухода за ними и тогда ваш дом наполнится красотой и жизнью.
Методические советы организатором.
1. При подготовке растений для пересадки в субстраты добавляйте другие компоненты, или же кладем промытый речной песок или гравий для лучшего удержания влаги - перлит.
2. Нужно проверить, нет ли поражения насекомыми, обычно пересаживаем в конце зимы или весной.
3. Любое растение в фазе активного роста можно пересаживать, если оно в этом нуждается.
Методические советы на период ближайшего последствия.
1. После окончания выполнения пересадки работа оценивается и отмечается правильностью выполнения поэтапно.
2. В случаи ошибок попросить дома пересадить свой цветок и после объяснить на занятии или можно показать фотографии работы, проявив терпение и умение.
Список используемой литературы.
1. Е.Н. Биркина «Карманная энциклопедия цветовода», г. Москва, «Вече» 2000г.
2. «Комнатные растения»- АРТ-Родник -2009г.
Журнал из серии Мир увлечений «Украшайте свою жизнь», 2010