kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Содержание и основные направления работы по формированию начал экологической культуры у детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание и основные направления работы по формированию начал экологической культуры у детей дошкольного возраста. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Содержание и основные направления работы по формированию начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Содержание и основные направления работы по формированию начал экологической культуры у детей дошкольного возраста

Содержание


Введение…………………………………………………………………..…..

Глава 1. Теоретические основы формирования начал экологической культуры у старших дошкольников

1.1. Сущность и структура экологической культуры..................................

1.2. Особенности развития экологической культуры у детей дошкольного возраста………………………………………………………..

1.3. Основные направления работы по формированию основ экологической культуры у дошкольников …………………………………

Глава 2. Практическая часть

2.1. Выявление особенностей развития основ экологической культуры у детей дошкольного возраста ………………………………………………

2.2. Формирование начал экологической культуры у дошкольников ….

Заключение…….………………………………………………………..........

Библиография…………………….…………………………………………..

Приложения…………………………………………………………………..


с.3



с.4


с.8


с.11



с.20

с.23

с.28

с.29

с.31



Введение


На современном этапе развития общества возрастает значимость экологически воспитанной личности, что предполагает формирование экологической культуры уже с дошкольного возраста.

Возрастает значимость экологически воспитанной личности, что предполагает формирование экологической культуры уже с дошкольного возраста.

В теории дошкольной педагогики складывается системный подход к решению проблем формирования экологической культуры дошкольников, разрабатываются содержание и технологии.

Именно в дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. Целью экологического образования дошкольников является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманнодейственного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.

Познавательное развитие дошкольника происходит в разных видах деятельности. Чрезвычайно важную роль играет ознакомление с изменением и развитием окружающего мира. Особую роль природы в развитии познания подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка.

Глава 1. Теоретические основы формирования начал экологической культуры у старших дошкольников

1.1. Сущность и структура экологической культуры


Для понимания механизма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста необходимо проанализировать само понятие «экологическая культура», выявить особенности экологической культуры и ее отличие от общей.

Понятие «культура» сложное и многозначное. В отечественной научной литературе существует множество определений культуры, раскрывающих различные аспекты и основные подходы к её анализу. Одни ученые понимают культуру как творчество (Ю. Р. Вишневский, Н. С. Злобин и др.); другие рассматривают её с точки зрения системно-технологического подхода (М. С. Каган, М. В. Овчинникова и др.); в исследованиях Л. Е. Кертмана, Б. Д. Яковлева и др. культура трактуется как духовная жизнь общества.

По мнению И. Д. Зверева, экологическая культура – это способ согласования природного и социального развития, при котором обеспечивается сохранение окружающей природной среды [7].

Н. Н. Храменков определяет экологическую культуру как способ соединения человека с природой на основе более глубокого ее познания и понимания. Важными признаками экологической культуры на производстве и в быту являются ресурсосбережение, малоотходность, а в идеале – безотходность производственных процессов, степень использования возобновимых источников энергии (гидравлической, ветровой, солнечной и т. д.) [17].

В общем массиве выделяются два подхода к данной проблеме: экологический и культурологический. В рамках первого экологическая культура понимается как культура так называемой «экологической деятельности» общества, под которой понимается природоохранная деятельность и связанная с ней ментальность.

Э. В. Гирусов и И. Ю. Широкова характеризуют сущность экологической культуры, определяя её как «часть культуры, которая обуславливает соответствие социальной деятельности требованиям жизнепригодности среды». Вместе с тем, авторы считают, что экологическая культура подразумевает совокупность достижений экологического знания, экологически продуманную технологию и инфраструктуру общества, всю систему поведения людей, направленную на сохранение природных условий, необходимых для прогрессивного развития общества [5].

Большинство авторов, работающих над вопросом экологической культуры, относят её к явлениям, непосредственно связанным с научно-экологическим развитием общественного и индивидуального сознания. Мы согласны с утверждением, что «в современной литературе понятие экологической культуры большей частью рассматривается вне связи с конкретно-историческим процессом развития человеческого общества». Данное Э. В. Гирусовым и И. Ю. Широковой определение отражает, на наш взгляд, истинное историческое время существования экологической культуры как социального феномена: экологическая культура – это имманентно встроенный элемент общей культуры каждого общества, начиная с первобытной стадии развития, так как социальная деятельность всегда соотносилась с требованиями жизнепригодности среды. Следовательно, всегда существовала сфера культуры, отвечающая за социо-ириродные отношения [5, 98].

Экологическая культура, как часть общей культуры социума, - явление системное, затрагивающее как духовную, так и материальную сферы жизни общества. В основе экологической культуры всякого общества лежит материально-практический блок, включающий в себя экологическую инфраструктуру общества и совокупность методов эксплуатации природы с их материально-техническим обеспечением. Под экологической инфраструктурой общества мы подразумеваем всю ту материальную организацию жизнедеятельности данного общества, как производственную, так и бытовую, которая задействована в экологически значимой практике. Аналогично, в совокупность методов эксплуатации природы мы включаем только те, которые используются на практике.

Н. В. Соловьева подчеркивает, что взаимоотношения природы и культуры историчны, и сам тип культуры, её судьба зависит от способов разрешения противоречия между «естественным» и «искусственным». В развитии типологии культуры он выделил три этапа:

1) когда природа предопределяет содержание культуры, отражающей, прежде всего, потребность в приспособлении к ней, страх перед её силой;

2) когда в культуре сознательно ставятся цели достижения максимальной свободы от природы, власть над ней;

3) когда «искусственное» довлеет над природой, и человечество переживает экологический кризис, одним из проявлений которого становится превращение культуры в нечто машинообразное, или её гибель – вслед за природой [16].

Специфику экологической культуры позволяет понять концепция Н. Н. Храменкова [17]. С точки зрения исследователя, экологическая культура представляет собой часть общей культуры, единство разумных экологических потребностей и способностей человека, включенного в систему экологических отношений и активно осуществляющего экологическую деятельность. Иначе говоря, это некое качество личности, которая, реализуя свою индивидуальность, содействует раскрытию жизненных сил природы, её многообразных свойств и потенциальных возможностей. Экологическая культура характеризует тот уровень общественного самосознания, который проявляется по отношению человека к самому себе, своей общественной и естественной природе. Невозможно назвать какой-либо род деятельности, форму общественного сознания, которые не отражали бы взаимоотношения человека и природы.

Н. Н. Храменков подчеркивает, что экологическая культура общества и экологическая культура личности по существу сходны. Они совпадают по структуре (экологическая деятельность, экологические потребности и способности, экологические отношения), но не совпадают по объему, масштабам, степени развитости перечисленных элементов. Приоритет, по мнению ученого, остается за экологической культурой общества, поскольку только общество обладает возможностями осуществлять воспитание, образование и обучение людей, направляя экологическое развитие личности к её экологической культуре [17].

В социологическом исследовании Н. В. Соловьевой определены основные признаки экологической культуры:

- направленность человеческой активности на оптимизацию социоприродных отношений;

- сохранение окружающей среды, обеспечение экологической безопасности как сущностной характеристики способов взаимодействия общества и природы;

- создание социумом жизненных условий для своего развития и для существования будущих поколений [16].

Термин экология происходит от греческого слова «oikos» – дом, родина. Человек является на планете единственным живым существом, у которого два дома, две «родины» - породившая его природа и порожденный им самим огромный мир духовных, культурных ценностей. Поэтому в последние годы термин «экология» был распространен и на эту сферу, вызвав к жизни такое понятие, как «экология культуры».

А. Н. Кочергин, Ю. Г. Марков, Н. Г. Васильев отмечают, что впервые его исследовал Д. С. Лихачев [8]. Он предложил различать традиционную биологическую экологию и экологию культуры. Биологическая экология занимается охраной и восстановлением природной среды, а культурная – задачами сохранения культурной среды, памятников культуры. Обе эти задачи важны. Природа необходима человеку для его биологической жизни, культурная среда – необходима для его духовной, нравственной жизни. Биологическая и культурная экология тесно взаимосвязаны. По мнению Д. С. Лихачева, важно не только сохранить памятник культуры, но сохранить его в той среде, где он был создан. Хранить памятник и ландшафт нужно вместе, а не раздельно. Д. С. Лихачев обращает внимание на то, что утраты памятников культуры невосстановимы. Они всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, мастерами. Можно создать макеты разрушенных зданий, но нельзя восстановить здание как «документ», как «свидетеля» эпохи. Всякий заново отстроенный памятник старины будет лишен этой документальности.

Экологическое образование и воспитание рассматривается как основа экологического благополучия общества и представляется как особая развивающаяся система естественных и социальных знаний, которая использует достижения многих наук и направлена на духовное освобождение личности, изменение мировоззрения и системы ценностей, что должно привести к эволюции структуры общественных потребностей и спроса.

Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно являться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки в дошкольном учреждении. Одним их важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности.


1.2. Особенности развития экологической культуры у детей дошкольного возраста


Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру [12].

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. В «Программе воспитания в детском саду» воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено особым разделом.

Программа выдвигает две важные задачи:

1) воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;

2) сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы [14].

Дошкольный возраст отличается особенностями условий жизни и требований, которые предъявляются ребенку на данном этапе его развития, спецификой его отношений с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребенка, его знаний и мышления, совокупностью определенных физиологических особенностей. В содержании и методике экологического образования детей старшего и младшего дошкольного возраста существуют значительные различия. В программах по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром достаточно много внимания уделяется вопросам ознакомления с природой. Поэтому к пяти годам у ребенка уже сформирован ряд представлений об окружающей среде и определенное отношение к ней, которые могут служить основой для экологического образования в старшем возрасте. Именно по отношению к детям 5-7 лет можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, формировании представлений о взаимосвязях природных объектов и явлений [14].

Особенностями дошкольного возраста являются эмоционально окрашенное восприятие материала, анимизм, наглядно-образное, наглядно-чувственное восприятие окружающего мира, преобладание правополушарного типа деятельности. Особое значение в этот период жизни имеет регулярное общение с природой, построенное на ее сенсорном восприятии.

В дошкольном возрасте дети наблюдают явления природы. Они умеют устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Дети углубляют и конкретизируют представления об условиях жизни растений и животных; о том, что человек – часть природы. Дети должны вести себя так, чтобы не нанести вред природе и своему организму. Они должны уметь заботиться о своем здоровье [1].

Дошкольники расширяют и уточняют представления о растениях (деревья, кустарники, травянистые растения; растения леса, луга, сада; лесные ягоды, грибы, комнатные растения). Они знакомятся с некоторыми способами вегетативного размножения комнатных растений: черенками, листьями, усами.

В экологическом образовании дети учатся устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды, выявлять причины происходящих изменений (листья высохли – недостаточно воды; листья бледнеют – не хватает света; растение слабое, растет медленно – не хватает питательных веществ) [4].

В дошкольном возрасте дети знакомятся с дикими животными и их повадками. Они учатся называть некоторых животных, обитающих в близлежащей климатической зоне, нашей стране и других странах. У дошкольников должны быть сформированы представления о том, что в природе нет вредных особей. Все существующие живые организмы нужны для поддержания природного равновесия.

Формируются представления о зимующих и перелетных птицах. Закрепляются умения находить и узнавать зимующих птиц: воробья, сороку, синицу, снегиря и др. Дети узнают о помощи человека диким животным и зимующим птицам. Учатся применять полученные знания на практике.

Систематизируют представления о домашних животных. Расширяют представления о домашних птицах, характерных признаках их внешнего вида, повадках; о том, как человек ухаживает за ними.

В этом возрасте обогащаются представления детей о преобразовании человеком природы родного края. Дети стремятся отражать свои впечатления в рисовании, лепке и аппликации; делятся впечатлениями об окружающем мире, полученными из различных источников (просмотр телепередач, экскурсии, путешествия и т. д.). Вырабатывается эмоционально-положительное отношение к окружающему миру.

Таким образом, экологическое воспитание является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в этот процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Кроме этого в процессе экологического воспитания развиваются способности, умение и навыки.


1.3. Основные направления работы по формированию начал экологической культуры у дошкольников


Начальным звеном системы непрерывного экологического образования является сфера дошкольного воспитания, т.к. именно в этот период у ребенка складывается первое мироощущение – он получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.

Формирование экологической культуры осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. На современном этапе в деятельности дошкольных образовательных учреждений функционируют:

- комплексные программы: «Детство», «Развитие», «Радуга», «Экология детства» и др.;

- парциальные программы экологического содержания: «Мы» – Н. Н. Кондратьева, «Юный эколог» - С.Н. Николаева, «Паутинка» – Ж. Л. Васякина, «Наш дом – природа» – Н. А. Рыжова, «Планета – наш дом» – И. Белавина и Н. Найденская, «Мы открываем мир» - Т.Климова и Н. Таранова и др.;

- новые воспитательно-образовательные технологии: Л. А. Венгер, Д. В. Эльконин, Т. Доронова, С. Якобсон, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, О. Ю. Тютюнник, A. M. Федотова.

Задачи педагогов сводятся к следующему:

1. Создавать условия для формирования элементарных биологических представлений:

  • знакомить с развитием жизни на Земле (рассказывать о происхождении, многообразии форм жизни: о микроорганизмах, растениях, животных, их происхождении, особенностях жизни, среде обитания и т. д. );

  • предоставить возможность осваивать учебный материал в доступной форме;

  • формировать эмоционально-положительное отношение к природе.

2. Обеспечивать условия для развития экологического сознания:

  • знакомить с представителями живой и неживой природы;

  • рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;

  • способствовать формированию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;

  • знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;

  • способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;

  • создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды [6].

Содержание экологического воспитания может быть построено на ведущих идеях и понятиях экологии (биоэкологии, социальной, экологии человека). Адаптация научных определений к психолого-педагогической специфике дошкольного детства при этом осуществляется посредством: отбора и использования в педагогическом процессе объектов природы (материалов), имеющих главные свойства существенных признаков морфофункциональной приспособленности организма к среде обитания; создания в пространстве жизнедеятельности детей эколого-развивающей среды, включающей объекты природы, пригодные для демонстрации ярких форм приспособительной взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Этот подход принципиально отличает воспитательно-образовательный процесс в ДОУ от обучения естествознанию в школе и является его подготовительным этапом [8].

Новизна представлена в методологическом обосновании экологического воспитания дошкольников, которое базируется на системном и естественнонаучном подходах. Системный подход позволяет упорядочить различные аспекты экологического воспитания детей в условиях детского сада и выстроить новую педагогическую систему. Естественнонаучный подход позволяет определить научную сущность экологического воспитания детей, возможность использования главных положений экологии (одного из направлений естествознания) в определении содержания педагогического процесса.

Разработана теоретическая модель системы экологического воспитания детей в дошкольном учреждении, ее структура включает пять функционально взаимосвязанных компонентов: основы экологии (теоретическое знание); дидактическая система знаний для детей; методы экологического воспитания; технологии экологического воспитания в детском саду детей разного возраста; управление экологическим воспитанием в ДОУ. Ведущим – системообразующим – компонентом является теоретическое знание – основы экологии, которое пронизывает и объединяет все остальные компоненты системы [3, 44].

Выявлены три группы методов экологического воспитания детей в дошкольном учреждении, базирующиеся на типичных для этого периода видах деятельности: практические (создание и поддержание экологически правильных условий для растений и животных, находящихся в окружении детей, природоохранная деятельность); познавательные (наблюдение, общение педагога с детьми в повседневной жизни и на занятиях); «отобразительные» (игра, моделирование, изобразительная деятельность) [11].

Новая форма использования сюжетно-ролевой игры в воспитательно-образовательном процессе ознакомления детей с природой – разные виды игровых обучающих ситуаций (ИОС с игрушками-аналогами, куклами – персонажами сказок, с сюжетом «путешествия»), организованные воспитателем для решения дидактических задач, принципиально меняют ситуацию: учебная деятельность, преобразуясь в игровую, обеспечивает легкость в понимании и усвоении дошкольниками экологических знаний, отражающих причинно-следственные связи явлений, взаимосвязи объектов [11].

В реализации задач формирования экологической культуры большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, заложить питомник, наметить экологическую тропу, выделить уголок помощи живому «Айболит», уголок «Зеленой аптеки», сделать ручеек, бассейн и т. д.

Уголок живой природы имеет огромное значение для осуществления идей экологического воспитания детей. Во-первых, постоянное присутствие растений и животных формирует у детей чувство их необходимости. Во-вторых, систематические наблюдения в уголке природы и доступность объектов способствуют развитию конкретных представлений о растениях и животных. В-третьих, привлечение детей к уходу за обитателями живого уголка закладывает основы заботливого, ответственного и бережного отношения к живым существам, воспитывает любовь к природе. В-четвертых, красивые и здоровые растения и животные влияют на эмоции детей, развивая эстетические чувства.

В целом при подборе объектов для живого уголка следует исходить из условий и возможностей детского сада и природного окружения.

Для выполнения своей роли уголок живой природы в детском саду должен соответствовать следующим требованиям:

  • «лучше меньше, да лучше», т.е. использовать небольшое число объектов, но здоровых, ухоженных и красиво вписывающихся в интерьер помещения лучше, чем большое количество беспорядочно расположенных, хиреющих и погибающих особей;

  • при организации уголка природы обязательно выяснить вопрос об аллергичности детей к тем или иным растениям и животным. Если такая проблема существует, то следует ограничиться общим уголком природы, либо животных содержать в отдельном помещении, либо исключить из группового уголка аллергенные объекты;

  • отбираемые объекты должны быть красивы, типичны, с ярко выраженными признаками;

  • растения и животные должны быть безопасны для детей, т.е. не ядовиты, без колючек, не агрессивны и т.д.;

  • обитатели уголка должны быть неприхотливы и доступны в уходе;

  • подбор растений и животных должен быть осуществлен с учетом возрастных особенностей детей [3].

Уголок живой природы может быть общий для всего детского сада, в этом случае он больше выполняет эстетическую задачу и служит для проведения периодических наблюдений и экскурсий, а также уголок может быть организован в каждой группе, и тогда в нем проводятся постоянные систематические наблюдения и вырабатываются умения по уходу за растениями и животными. В групповом уголке используются, наряду с постоянными, временные объекты, например, срезанные ветки деревьев, выкопанное с клумбы растение, щенок, котенок и т.д.

Создание экологической тропы на территории детского сада возможно при определенных условиях:

- наличии естественного ландшафта;

- организации разнообразной экологически ориентированной деятельности детей: познавательной, трудовой, художественной;

- создании условий для экологического образования воспитателей и родителей [2].

Экологическая тропа для дошкольников может быть проложена в городском парке или других зонах отдыха, непосредственно на территории детского сада и, как самый лучший вариант, на загородной даче. С помощью экологической тропы решаются многие педагогические и психологические задачи, среди них можно выделить:

  • сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний;

  • формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;

  • руководство чувственно-эмоциональными, интеллектуальными реакциями на окружающую среду;

  • воспитание привычки заботиться о природе и ее обитателях, при необходимости оказывать действенную помощь;

  • учить видеть взаимосвязь явлений в природе, делать выводы;

  • воспитание эстетических чувств;

  • самовоспитание средствами природы;

  • воспитание любви к природе, Родине;

  • укрепление дружеских взаимоотношений между детьми;

  • установление взаимопонимания и взаимоуважения между воспитателем и детьми;

  • развитие творчества, воображения, мышления, внимания [2].

Создание экологической тропы следует начинать с организационной работы по изготовлению карты-схемы территории детского сада, разработки маршрута, подготовки стендов и указателей.

В итоге оформляется обязательный документ – паспорт, где указываются местонахождение экологической тропы, основные задачи, дается краткое описание маршрута.

Объектами экологической тропы могут быть:

  1. Памятники природы: редкие для данной местности растения или старые деревья, растущие на территории детского сада.

  2. Лекарственные травы, специально высаженные на участке.

  3. Уголок леса, где дети будут упражняться в правилах поведения в природе.

  1. Питомник, где можно выращивать сеянцы и саженцы древесно-кустарниковых растений и цветов.

  2. Участок для труда. Это может быть специально оборудованный уголок: столы, скамейки с навесом от солнца и дождя для труда детей по изготовлению сувениров из природного материала, скворечников, кормушек и т. д.

6. Зона отдыха, оборудованная деревянными скамейками, пеньками. Для этой цели подойдет и спортивная площадка [15].

Экологическая тропа оформляется информационными щитами, стендами и указателями соответственно возрасту детей. Главное в оформлении – образность и цветовое сочетание.

Для старших дошкольников изображения могут быть схематичными, не обязательно цветными. Возможно использование знаков-символов и даже небольших текстов, выполненных печатными буквами.

В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и методические приемы.

В старшей группе формирования экологической культуры включается в систему всех занятий, проводимых в детском саду. Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом можно использовать время, отведенное для прогулки. Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.

Особенность формирования экологической культуры состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания.

Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Нужно выделить основное, что потребует совместных усилий от педагогов и родителей. Нужно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов. Выбрав в качестве образца несколько приемов позитивного регулирования поведения детей, можно раскрыть их на конкретных примерах.

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. Именно потому, прежде чем начать экологическую работу с детьми, я приступила к работе с родителями [3].

В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Родители нередко забывают о том, что самое доступное, самое приятное и самое полезное из всех удовольствий для ребенка - это когда ему вслух читают интересные книги. Начало этому должно быть положено в семье. Интерес к книге возникает еще задолго до начала посещения школы и развивается очень легко. Книга играет важную роль в эстетическом воспитании детей. Многое зависит от того, какой будет эта первая книга. Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомится ребенок, были доступны маленькому читателю не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения. Специфика литературы дает возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе. Для детей подходят произведения таких писателей, как В. Бианки, М. Пришвина, К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. Михалкова и др. В книге для детей заключено много интересного, прекрасного, таинственного, потому им очень хочется научиться читать, а пока не научились - слушать чтение старших [11].

Видя, как формируется у детей заботливое отношение ко всему живому, родители с готовностью откликаются на все просьбы. Они изготовили легкое, прочное оборудование для работы с детьми в уголке природы.

Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.

Систематические наблюдения показывают, что трудности формирования гуманного отношения к живому в природе являются следствием недостаточных знаний детей о растениях и животных как живых организмов. Эти сведения следует предоставить в виде системы знаний о растениях и животных, живом организме на основе центральной связи – взаимодействие организма и среды.

Таким образом, в работе по формированию экологической культуры детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.

Освоение систематизированных знаний о растениях животных как о живых организмах формирует основы экологического мышления, обеспечивает максимальный эффект умственного развития детей и готовность их к усвоению экологических знаний в школе.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Выявление особенностей развития начал экологической культуры у детей дошкольного возраста


Эксперимент проводился на базе МБДОУ «Детский сад № 47» г. Чебоксары Чувашской Республики. Принимало участие 10 детей старшего дошкольного возраста.

На этапе констатирующего эксперимента был поставлен ряд задач:

1. Выявить уровень экологической культуры у детей дошкольного возраста.

2. Определить особенности развития начал экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Для эксперимента использовалась методика, состоящая из 6 заданий (основаны на методике О. Соломенниковой).

Задание 1. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Задание 2. Определить уровень знаний о характерных особенностях представителей растительного мира.

Задание 3. Определить уровень знаний характерных особенностей неживой природы.

Задание 4. Определить уровень знаний о временах года.

Задание 5. Определить уровень отношения к миру природы.

Оценка результатов по пяти заданиям:

высокий уровень – 61-75 баллов;

средний уровень – 36- 60 баллов.

низкий уровень – 25-35 баллов.

По результатам выполненного задания все дети были распределены на 3 группы по уровням с развития начал экологической культуры дошкольников: высокий, средний, низкий.



Таблица 1 – Уровни развития начал экологической культуры дошкольников

Уровни

Знания

Отношения

Умения

Низкий

(5 - 7 баллов)


Неустойчивые представления о некоторых особенностях живого - существенных и несущественных. Относят к живому животных по существенным и несущественным признакам. Не относят растения к живому. Относят неживое по сходным с живым признакам

Слабые эмоциональные проявления или вообще отсутствуют. Интереса нет или от ситуативен. Наблюдает по предложению взрослого. Быстро переходит от одного объекта к другому.


В трудовом процессе могут выполнить лишь трудовые действия. Качество труда низкое. Не достигают результата.

Средний

(8 - 12 баллов)

Знают наиболее существенные признаки живого (движение, питание, рост). По ним относят к живому большинство животных и растений. Называют разные признаки у животных и растений

Неустойчивость в проявлении интереса, его избирательность, ситуативность: интересуют лишь знакомые животные. Отношение проявляют эмоционально, стремятся деятельно выразить отношение по предложению взрослого.

Трудовой процесс по уходу за живым организмом выполняют с небольшой помощью взрослого. Достигают результата.

Высокий

(13 - 15 баллов)

Знают большинство существенных признаков живого. Правильно относят животных и растения к живому. Знания о живом носят обобщенный характер: характеризуют всю группу живого в целом

Удовлетворяют свои потребности в общении с живым в деятельности, в получении эмоционального удовольствия.

Сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями. Интерес к познанию живого. Проявляют сочувствие к попавшим в беду, стремятся помочь, проявляя осознанность, правильно определяют состояние объекта. Проявляют гуманные чувства к живому.

Самостоятельно и качественно выполняют знакомые трудовые процессы.


Результаты диагностирования уровня развития начал экологической культуры дошкольников представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Диаграмма по результатам исследования э развития начал экологической культуры дошкольников

Из рисунка 1 видно, что высокого уровня в группе нет. В группе наибольший процент составили дети со средним уровнем – 60%. Испытуемых с низким уровнем 40 % (Приложение 1).

По результатам диагностики, проводимой с детьми старшего дошкольного возраста выявлено следующее:

Дети в целом проявляют к природе положительное отношение избирательной направленности. Они заботятся о конкретных живых объектах, которые имеют непосредственное к ним отношение, привлекательны для них. С удовольствием, по собственной инициативе общаются преимущественно со знакомыми, приятными животными и растениями. У детей сложились некоторые существенные представления о живом. К живому они относят преимущественно животных. У конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого (у животных в основном движения, питание; у растений - рост).

Дети выделяют отдельные правила взаимодействия с животными и растениями, применяют их при уходе за живыми объектами. Характерно несовпадение суждений ребенка и его реального поведения в природе.

Направленность труда по уходу за комнатными растениями, живыми существами до конца не осмыслена. Детей увлекает процесс выполнения трудовых действий, а не качественного результата, важного для жизни живого.

По итогам диагностики остались нерешенными следующие задачи:

- формировать умение ребенка осуществлять уход за живыми объектами;

- воспитывать любовь к природе через непосредственное общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;

- формировать представления о животных и растениях.

Таким образом, результаты показали, что уровень развития начал экологической культуры дошкольников многих детей старшего дошкольного возраста недостаточный. Для повышения эффективности подготовки дошкольников к обучению в школе необходима специально организованная педагогическая работа на повышение уровня развития начал экологической культуры дошкольников.

2.2. Формирование начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (формирующий этап эксперимента)


На основании изученного материала и проведенной диагностики мы наметили цель, содержание, методы и приемы формирования экокультуры дошкольников.

Цель: формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи формирующего этапа эксперимента:

1) организация и проведение специальных педагогических мероприятий по экологическому воспитанию детей 5-6 лет;

2) выявление педагогических условий формирования экологической культуры.

Таблица 2 – Перспективный план работы (на квартал)


Задачи развития

Формы организации

Методы и приемы

Задания детям

Сентябрь:

Наблюдения: за состоянием погоды, облаками, ветром, солнцем, листопадом.

Д/игры: К дереву беги»,Угадай по описанию».

Экскурсии: по территории д /сада,

в парк, по близлежащим улицам.

Беседы: Осень в гости к нам пришла», «Птицы», «В саду и огороде».

Труд: Пересадка цветов на клумбе, посадка тюльпанов.

Сбор семян цветов.

Работа с родителями:

Родительское собрание «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Природоохранная акция

Уборка листьев, мусора на участке.

Картинки и иллюстрации с изображением осени, явлений природных явлений.

Аудио и видио записи.











« Нарисуй осеннюю картинку».



1.Развивать интерес детей ко всему живому, к природе во всех её проявлениях.


2.Создавать условия для наблюдений за живыми объектами, явлениями природы.



3.Обобщать представления о связях между природными явлениями.

Октябрь:


1.Развивать интерес детей ко всему живому, к природе во всех её проявлениях,



2.Приобщать детей к разнообразной деятельности в природе, уходе за растениями, обитателями живого уголка.


3.Формировать бережное отношение к природе, доброжелательное и одновременно осторожное отношение к животным.

Наблюдения: за листопадом, ветром, облаками, за отлётом птиц,

дождём, рассматривание деревьев цветов на клумбах, за рыбками,

Д\ игры: Узнай по описанию», Найди по семенам», С какого дерева листок?»

Подвижные игры: Кот и мыши», Мыши в кладовой», Солнышко и дождик»,Репонька».

Беседы: Осень, осень», Почему деревья качаются?», Почему птицы улетают?»,Осенние работы в поле».

Художественно-продуктивная деятельность: рисование цветов, солнца дождя.

Труд в природе: уборка опавшей листвы.

Сбор природного материала

Работа с родителями:

Подготовка и оформление стенда «Знай, люби и береги».

Природоохранная акция

На участке совместно с воспитателем перекопка земли около кустарников, уборка опавших листьев, пересадка цветущих растений.

Наборы предметов по уходу за обитателями живого уголка картины иллюстрации с изображением времён года.

Сбор природного материала для поделок. Сбор красивых листьев для букета в уголок природы

Аппликация: «Поспели яблоки в саду», «Что где растет», «Угостим зайчика морковкой».

Ноябрь:

1. Формировать у детей элементарные обобщённые представления о местах обитания домашних и диких животных,


2. Продолжать формировать бережное отношение и осторожное отношение к объектам природы.


3.Создавать условия для наблюдений и опытов.


4. Активизировать

Взаимодействие родителей  и ДОУ

в вопросах экологического

образования.

Повысить эколого-

педагогическую

культуру родителей.




Наблюдения: за сезонными изменениями, за живыми объектами, рассматривание иллюстраций о местах обитания животных ,птиц.

Д/ игры : «Летает не летает», «Кто где живёт», «Найди маму», «Лото», «Узнай по описанию».

Энциклопедии, В. Степанов Животные»

Настольно- печатные игры, шапочки для инсценировок.

Рассматривание репродукций с изображением осени.



Чтение художественной литературы:

Л. Кон «Книга о растениях».

М. Пришвин «Золотой луг».

Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы».


Заучивание стихотворений:

Е. Трутнева «Осень».

А. Плещеев «Осенью», «Сельская песенка».


Сбор природного материала


Беседы: Осень в лесу», «Как готовятся звери к зиме», «Кто готовит запасы к зиме?».

Труд:

Огород на окне (организация огорода на подоконнике)

Работа с родителями:

«Мир фантазии» - выставка работ из бросового материала.

Природоохранная акция

На участке совместно с воспитателем перекопка земли около кустарников, уборка опавших листьев, пересадка цветущих растений.

Декабрь:


1.Продолжать развивать интерес ко всему живому.


2.Обогащать представления о связях между

природными явлениями.


3.Создавать условия для детского экспериментирования, использовать игрушки-самоделки


Беседы: Зима- это хорошо или плохо?»,Дикие животные»,Лиса и заяц»,Ель зимой»,Как живётся птицам зимой?».

Наблюдения в природе: за снегом, птицами, небом, солнцем, деревьями.

Д/игры : «Кто к кормушке прилетел».

Подвижные игры: Ловишки», «Ловим снежинки», «Два Мороза»,

Труд: уборка площадки от снега

Работа с родителями:

Изготовление кормушек для птиц

Природоохранная акция

кормление птиц.


Сказки с картинками, иллюстрации с изображением времени года, схемы-строения деревьев.


Узнавать птиц по внешнему признаку.

Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Лесные домишки».

Г. Скребицкий «Четыре художника».


Заучивание стихотворений к Новому году:


«Ёлочка» (аппликация).




Занятия по развитию начал экологической культуры проводятся один раз в неделю, простые и комплексные.

Формы и методы работы с детьми используются самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия – беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и задачи, видео - и аудиозаписи.

Используя разные типы занятий по развитию начал экологической культуры отдается приоритет углубленно-познавательным и обобщающим занятиям, которые направлены на выявление причинных связей в природе, на формирование обобщенных представлений. Очень интересно проходят занятия с детьми по опытно-экспериментальной деятельности

В группе есть дидактические игры, направленные на формирование вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам. При этом дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, так же тренируется их внимание, память, развивается произвольное восприятие. Так же есть игры на развитие у дошкольников эмоционально-ценностного отношения к природе, ее эстетического восприятия и формирование нравственно-оценочного отношения в природе.

Дети учатся находить собственные решения, мотивировать их, делать выводы: игры «Радости и огорчения», «Путешествие», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Экологический светофор» и др.

Новой формой работы являются природоохранные акции, в проведении которых включают ребят старшей группы: «Кормушка» или «Птичья столовая», «Наш двор – наша забота», «Украсим землю цветами» и др.

Практика показала, что важным становится обогащение и дифференциация знаний о живом, о разнообразии природных объектов, связях в природе. Наблюдения остаются ведущим методом работы с детьми. В работе побольше использовать занятий, направленных на овладение детьми опыта ухода за животными, растениями, составления рассказов о природе. Побольше проводить занятия в игровой форме, при этом детям легко принять задачу и занять активную позицию в ее решении.

Дети в целом стали проявлять к природе положительное отношение, они больше стали заботиться о животных, комнатных растениях, узнали способы ухода за ними. После проведения развивающих занятий, охотнее откликаются на предложения взрослого помочь, самостоятельно видят необходимость ухода, напоминают взрослому о необходимости помочь живому объекту, дети стали стремиться к совершению добрых поступков, бережно относятся к животным и растениям.

Заключение


Теоретическая основа развития начал экологической культуры основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Если правильно организовать экологическое воспитание в дошкольном учреждении, можно достичь очень больших результатов. Особенно, когда дошкольник взаимодействует с миром природы, находящейся в пространстве его жизнедеятельности. Это живые объекты в помещении и на территории ДОУ. Поэтому мы постарались устроить красивый цветник на участке, богатый разными ярко цветущими цветами. Дети с большим удовольствием ухаживали за клумбами с весны до осени (поливали, пололи). Дети с радостью наблюдали как раскрывались бутоны петуний, как пышно цвели днем, а к вечеру закрывали цветы. Дети стали бережно относится к клумбам: перестали наступать, перебегать через клумбы. Иногда приходилось показывать сломанный цветок – результат такого отношения.

В группе тоже старались создать условия для наблюдения труда. Посадили различные комнатные растения. Дети наблюдают, как с маленького черенка вырастает красивое цветущее растение. С помощью дидактических игр и рассматривания растений закрепляли названия растений.

Чтобы наблюдать за овощными культурами создали «огород на окне», посадили комнатные помидоры, огурцы, лук на перо, укроп. Дети с удовольствием наблюдали и ухаживали за нашим «огородом на окне».

Расширялись знания о птицах, прилетающих на участок детского сада. Наблюдали за ними, подкармливали зимой.

Обязательно итогом такой деятельности становятся духовный компонент – осознанная радость от того что и усилиями человека (воспитателя, детей) все живое остается живым, растет зеленый лук, цветут растения на клумбе, хорошо получается уход за обитателями живого уголка, за растениями на окне и на участке.

Список литературы


    1. Аветисян, Л. Природа и умственное воспитание дошкольников / Л. Аветисян //Дошкольное воспитание. – 2006. – № 6.

    2. Ашиков, В. Детям надо помочь влюбиться в красоту / В. Ашиков, С. Ашикова //Дошкольное воспитание. – 2004. – № 11.

    3. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С. А. Веретенникова. – М. : Просвещение, 1993. – 144 с.

    4. Виноградова, Н. Ф. Экологическое воспитание дошкольников: Проблемы и перспективы / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа. – 1997. – №4. – С.159.

    5. Гирусов Э. В. Экология и культура /Э. В. Гирусов, И. Ю. Широкова Экология. – М. : Знание, 1989. – 63 с.

    6. Григорьева, А. И. Формирование экологической культуры дошкольника / А.И. Григорьева // Дошкольник. Младший школьник. Методические материалы – 2009. – № 1. – С.8-12.

    7. Зверев И. Д. Проблемы экологического образования и воспитания. Российская общеобразовательная школа: проблемы и перспективы / И. Д. Зверев; Под ред. В. А. Полякова, Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Дика. – М., 1997. – 109 – 116.

    8. Кочергин А. Н. Экологическое знание и сознание / А. Н. Кочергин, Ю. Г. Марков, Н. Г. Васильев. – Новосибирск: Наука, 1987. – 218 с.

    9. Лихачев

    10. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука / Э. С. Маркарян. – М. : Мысль, 1983. – 284 с.

    11. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – М. : Академия, 2005. – 336 с.

    12. Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве / С. Н. Николаева // Новая школа. – 2005. – № 5. – С.24-28.

    13. Плешаков, А. А. Природа и человек / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 1994. – 312 с.

    14. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой. В. В. Гербовой, Т. С. Канровой. – М. : Академия, 2003. – 288 с.

    15. Рыжова, Н. Дом под крышей голубой: Блок «Я и природа» / Н. Рыжова //Дошкольное воспитание. – 2004. – № 11. – С.16-19.

    16. Соловьева Н. В. Экологическая культура как показатель образа жизни современного общества. (Теоретико-методологический анализ) : Дисс.канд. социол. Наук / Н. В. Соловьева. – Казань, 1994. – 166 с.

    17. Храменков Н. Н. Экологическая культура общества и личности : Дисс.канд. философ, наук / Н. Н. Храменков.. – Пермь, 1984. – 198 с.


Приложение 1


Уровень сформированности знаний о характерных особенностях представителей мира животных у детей экспериментальной группы

Ф.И. ребенка

Задания

Кол-во баллов

Уровень

1

2

3

4

5

1

Миша Т.

8

9

8

8

9

42

средний

2

Настя Т.

10

9

9

10

9

47

средний

3

Яна И.

4

5

4

4

3

22

низкий

4

Илья Б.

5

5

4

4

5

23

низкий

5

Вася Б.

5

5

4

4

4

22

низкий

6

Ульяна Б.

11

9

10

9

9

48

средний

7

Ксюша Г.

8

8

8

8

9

41

средний

8

Глеб К.

9

9

8

8

9

43

средний

9

Саша Д.

5

4

4

4

4

21

низкий

10

Сережа С.

9

9

9

9

9

45

средний


Приложение 2

Таблица 1 – Схема осуществления программы в разных видах деятельности

Вид деятельности

Содержание

Познавательная деятельность





Художественно-творческая деятельность (ИЗО)




ФЭМП




Игровая деятельность



Музыкальная деятельность





Предметно-практическая деятельность








Художественная литература







Речевая деятельность

Занятия по темам «Планета земля в опасности», «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека», «Лес – наше богатство», «Я - человек», «Что мы знаем о птицах», «Кто живет в воде», «Красная Книга – сигнал опасности», «Правила поведения в лесу», «Природа и здоровье». Рассмотрение иллюстраций.


Рисование «Осенние деревья и кусты», «Мы на участке убираем листья», «Животные в лесу», «Птицы на кормушке», «Цветы растут на клумбе», «Уголок природы».

Лепка «Натюрморт из овощей и фруктов», «Птицы на кормушке», «Грибы», «Животные», «Дерево».

Аппликация «Осенний ковер», «Овощи и грибы в корзине».


Решение задач с использованием природного материала.

Игры «Когда это бывает?» (время года и части суток), «Завяжем, развяжем шнурочки» (какой длины, сколько узлов),


Игры «Охотники», «Рассели животных», «Узнай по описанию», «С чьей ветки детки», «Узнай и назови», «Съедобное - несъедобное». Подвижные игры «Волк во рву», «Охотники и звери», «Совушка».

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк», «путешествие в лес».


Пение «Улетают журавли», «Листопад».

Хороводные игры «Огородная».

Импровизация образов животных (медведя, лисички, зайчика), характера образов животных (сердитый козлик, лукавый козлик).

Слушание «Времена года» А. Вивальди.


    1. Уборка листьев, мусора на участке.

    2. Сбор осенних листьев

    3. Пересадка цветов на клумбе, посадка тюльпанов.

    4. Сбор семян цветов.

    5. Подготовка земли для рассады и посадки цветов

    6. Сбор природного материала

    7. Огород на окне (организация огорода на подоконнике)

    8. Посев семян цветов и овощей на рассаду

    9. Изготовление кормушек для птиц


В. Бианки «Наши птицы», «Чей нос лучше», «Рыбий дом».

Ю. Дмитриев «кто в лесу живет и что в лесу растет».

М. Пришвин «Золотой луг».

К. Ушинский «Четыре желания».

Г. Снегирев «Кто сажает лес».

Н. Сладков «Грачи прилетели»


Заучивание стихотворений:

Е. Трутнева «Осень».

С. Есенин «Береза».

Ф. Тютчев «Весенние воды».

Пересказ:

Л. Толстой «Косточка».

Я. Тайц «По грибы».

В. Бианки «купание медвежат».

М. Пришвин «Еж».

Рассказ по сюжетным картинкам.


33




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кольцова Екатерина Леонидовна

Дата: 21.11.2018

Номер свидетельства: 486959

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Консультация для родителей на тему: « Формирование нравственно-патриотических чувств  у дошкольников в процессе знакомства с родным городом"
    ["seo_title"] => string(134) "konsultatsiiadliaroditielieinatiemuformirovaniienravstviennopatriotichieskikhchuvstvudoshkolnikovvprotsiessieznakomstvasrodnymghorodom"
    ["file_id"] => string(6) "291874"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455195538"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Образовательная программа экологического направления "Лицом к природе""
    ["seo_title"] => string(79) "obrazovatiel-naia-proghramma-ekologhichieskogho-napravlieniia-litsom-k-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "251368"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447236924"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Образовательная программа "Мой край родной""
    ["seo_title"] => string(44) "obrazovatiel-naia-proghramma-moi-krai-rodnoi"
    ["file_id"] => string(6) "262590"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449391392"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Программа дополнительного образования       «Мир вокруг нас»"
    ["seo_title"] => string(51) "proghrammadopolnitielnoghoobrazovaniiamirvokrughnas"
    ["file_id"] => string(6) "281319"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453495443"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА  «ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПО  ПРОЕКТУ «КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»"
    ["seo_title"] => string(102) "opisaniiepiedagogichieskogoopytaformirovaniienatsionalnogomirovozzrieniiapoproiektukraivkotoromiazhivu"
    ["file_id"] => string(6) "302360"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457149713"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства