kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательная программа экологического направления "Лицом к природе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних            «Планета детства» в г. Барыш

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОГКУСО СРЦН

«Планета детства»

в г.Барыше

________Л.М.Рыженкова

«___»_________ 2014года

 

Образовательная программа экологического направления            «Лицом к природе»

Участники программы: воспитанники центра от 5 до 10 лет.

Программа рассчитана на 6 месяцев.

Рассмотрено на МО

специалистов ОГКУСО СРЦН

«Планета детства»

Пр.№___ от ________2014  г.

Автор программы:

воспитатель стационарного отделения Захарова С. С.

Барыш

Ульяновская область

2014

Пояснительная записка.

Работая с детьми, я поняла, что современных детей мало интересуют проблемы экологии. Я провела опрос среди детей на эту тему и выяснила что у большинства дошкольников и детей младшего школьного возраста отсутствуют либо очень слабые знания об окружающей среде, поэтому я разработала программу «Лицом к природе», с помощью которой дети в разнообразных формах будут узнавать об экологии, учиться бережно относится к природе, любить ее, рационально относится к компонентам неживой природы.

Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, воспитателями, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой с животными, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа способствует формированию активной жизненной позиции воспитанников, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие.

Направленность программы эколого-биологическая.

Программа рассчитана на детей от 5 до 10 лет.

Всего 72 занятия по три занятия в неделю в течение полугода.

Цель программы:

Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).

В соответствии  поставленной целью формируются задачи:

Обучающие:

  • Учить детей быть ответственными за свои поступки.
  • Формировать культуру поведения в природе.
  • Обогащать представления об окружающем мире.

Развивающие

  • Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
  • Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Воспитательные

  • Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.

Программа «Лицом к природе» состоит из семи разделов, в каждом из которых есть теоретические и практические занятия.

В программе предполагаются следующие формы организации детей:

-коррекционно-развивающие занятия;

-экскурсии;

-трудовые десанты;

-беседы;

-диспуты;

-викторины;

-туристические походы;

-обзор литературы;

-обсуждения.

Новизна программы заключается в самом содержании, методических формах работы, стремление изучать материал занятия углубленно, расширено, с широким использовании интерактивных методов обучения и разнообразных форм освоения нового материала. Кроме того, программа предусматривает осознанное участие детей в практических природоохранных акциях.

Предлагаемы формы освоения учебного материала в сочетании с различными видами деятельности детей позволяют воспитателю полнее учитывать интересы, индивидуальные особенности каждого ребенка, а также дают возможность воспитателю проявлять себя творчески, т.к. в школьной программе на экологию отводится очень мало времени.

Программа «Лицом к природе» углубляет  и дополняет знания детей по проблемам экологии.

Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.

  1. Принцип добровольности (занятия с ребенком возможны только по его желанию).
  2. Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых групп воспитанников).
  3. Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
  4. Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).
  5. Принцип обратной связи (воспитателя интересуют впечатления детей от занятия).
  6. Принцип ориентации на успех.
  7. Принцип взаимоуважения.
  8. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений,).
  9. Принцип связи обучения с жизнью.
  10. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности воспитанников.
  11. Принцип креативности (творчества) и коллективности.
  12. Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.

13.).

В результате реализации программы ожидается:

- Повышение экологической культуры и экологического сознания воспитанников.

- Повышение уровня заинтересованности в защите и охране природы.

- Развитие организаторских способностей воспитанников.

- Благоустройство территорий центра, парка,  родников и т. д.

- Пополнение знаний воспитанников о животных, птицах и растениях родного края.

Содержание программы

При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования и т.д.  Т.е. данная программа предполагает систему работы с детьми в течение полугода. Учитывая особенности ребёнка в дошкольном и младшем школьном возрасте, основной формой организации должна быть коллективная деятельность, в которой имеют место и прямое обучающее воздействие, и организация познавательной поисковой деятельности, и самостоятельные игры детей по выбору или предложению взрослого. Поскольку игра - ведущая деятельность дошкольника, то рекомендуется использовать разнообразные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие, подвижные, игры-драматизации. Это будет являться залогом эффективного и прочного усвоения знаний и навыков. Не последнее значение имеет мастерство воспитателя "подать" игру, чтобы направить инициативу детей в их творческую активность. Для этого следует соблюдать несколько правил:

  • не заставлять играть ребенка, а создавать условия для возникновения интереса,
  • не сдерживать двигательную активность детей,
  • хвалить ребенка за успехи,
  • не давать отрицательных оценок ошибкам детей.

Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу - проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают фокусы, они необычны, а главное - ребята все проделывают сами.

Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, умение обобщать. Поэтому в начале проведения опытов полезно предложить ребятам высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах. А в конце работы обязательно обсудить их.

Курс программы состоит из 7 разделов.

1 раздел – “Введение в экологию”

Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

2 раздел – “О чем шепчут деревья”

Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву.

Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.

Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.

3 раздел – “Секреты неживой природы”

Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: “Ей же больно”. Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: “Они живые”. А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.

4 раздел – “Наши пернатые друзья ”

В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.

5 раздел – “Охрана природы”

В этом разделе дети знакомятся с понятием “Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира, о лекарственных растениях, об уникальных водоемах.

6 раздел – Загадки животного мира

Трудовые десанты не только на территории центра, но и за его пределами: родники, близлежащие улицы, памятник и парк, рядом с ним и т. д.

7 раздел – «Чистый дом, чистая улица, чистый город!»

Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина. Также проводятся конкурсы.

Список литературы.

  1. Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.
  2. Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.
  3. Кашинская Е,А. Всё обо всём. М 1999г.
  4. Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.
  5. Соло для позвоночника А. Ситель Москва 2006г.
  6. Целительные силы Г. П. Малахов АО «Комплект» 1995г.
  7. Книга о здоровье под редакцией Ю.П. Лисицина Москва 1998г.
  8. Акимушкин И.И. Мир животных. М., Молодая гвардия, 1971-1975.
  9. Александров Б.А. В стране зеленой. М., Просвещение, 1989.
  10. Араджи Ц.И. Загадки пресной воды. М., знание, 1973.
  11. Дмитриев Ю.П. Путешествие на всю жизнь. М., Молодая Гвардия, 1998.
  12. Прокофьев О.Н. Удивительное рядом. М., Просвещение, 1996.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа экологического направления "Лицом к природе"»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Образовательная программа экологического направления "Лицом к природе"

Автор: Захарова Светлана Сергеевна

Дата: 11.11.2015

Номер свидетельства: 251368

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "«Экологическое воспитание учащихся среднего звена во внеурочной деятельности в соответствии с условиями ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(129) "ekologhichieskoie-vospitaniie-uchashchikhsia-sriedniegho-zviena-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-sootvietstvii-s-usloviiami-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "129231"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415647987"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Проектная работа на тему:  «Благоустройство школьного двора» "
    ["seo_title"] => string(62) "proiektnaia-rabota-na-tiemu-blaghoustroistvo-shkol-nogho-dvora"
    ["file_id"] => string(6) "129213"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415646766"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства