Система использования проектного метода в развитии познавательно - исследовательской деятельности дошкольников
Система использования проектного метода в развитии познавательно - исследовательской деятельности дошкольников
В данной статье описн опыт работы воспитателя детского сада по использованию метода проектов в развитии познавательно - исследовательской деятельности дошкольников. Автор описала модель внедрения данного метода в воспитательно - образовательный процесс.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система использования проектного метода в развитии познавательно - исследовательской деятельности дошкольников»
Ахмеджанова Наталья Андреевна
воспитатель
МКДОУ Краснохуторской детский сад
Краснозерского района Новосибирской области
Система использования проектного метода в развитии познавательно – исследовательской деятельности дошкольников
Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Уникальным средством в обеспечении удовлетворения потребности ребенка в исследованиях является использование метода проектов в ДОУ. Приступая к работе над разработкой проекта, мы спроектировали модель внедрения экспериментирования в образовательный процесс. Поставили перед собой с цель, определили задачи и построили модель. Наша модель включает в себя несколько этапов:
на 1-м этапе изучили личностные качества детей, их индивидуальные возможности, провели диагностику знаний детей о живой и неживой природе, создали предметно-развивающую среду и составили учебно-тематические планы.
2-й этап - основной, это вся наша работа с детьми по развитию познавательно- исследовательской активности средствами экспериментирования.
3 - заключительный (обобщающий) этап – презентация итогов реализации цели и задач.
Параллельно мы продумали и работу с родителями. С их помощью для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе была оборудована детская мини – лаборатория «Эврика». В ней представлены все материалы для исследования и отвечает она всем требованиям организации уголка экспериментирования. Мини – лаборатория пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей. Здесь же находятся дневники наблюдений, условные символы, алгоритмы для проведения опытов, познавательная литература и различные макеты. В помощь для самостоятельного воспроизведения опытов предлагаем детям алгоритмы, которые служат для развития способностей, для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта.
Постоянным руководителем нашей мини-лаборатории является сказочный персонаж – кукла «Почемучка». Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию.
Реализацию поставленных перед собой задач мы осуществляем в непосредственно образовательной деятельности, во время лабораторных работ, проводимых детьми в пространственной среде группы (работа с магнитами, вертушками, игры с шарами, мыльными пузырями), во время «Часа самостоятельности», проводимого один раз в неделю, во время наблюдений за объектами или явлениями природы на прогулке, организации досуга с проведением интересных опытов. Очень интересно в рамках реализации проекта проходила «Неделя маленьких учёных» состоящая из презентации мини проектов созданных детьми и родителями. Организована она была для обмена опытом с родителями и коллегами. Перед детьми и родителями был поставлен проблемный вопрос. Все самостоятельно выдвигали гипотезу, искали пути доказательств выдвинутой гипотезы, проводили опыты и эксперименты, делали вывод. В момент поиска детская активность, инициативность и познавательный интерес были настолько высоки, что радость от маленького детского открытия передавалась гостям.
Эксперименты подбирали самые разнообразные, но самое главное - они интересные и привлекательные для наших детей, а также они соответствуют их возрасту. Это запланированные эксперименты, которые требуют от нас определения текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования; случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке; сравнительные эксперименты, позволяющие нам научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений и обобщающие эксперименты, проводимые после проведения цикла опытов по изучению разных объектов.
Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, мы рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи. Кроме этого, родители помогают нам в оформлении разнообразных коллекций, экспонаты к которым они собирают во время отпуска, на прогулках с детьми, проявляя при этом большой интерес к занятию.
От того, насколько увлечён нововведением сам педагог, как грамотно и тактично сможет руководить исследовательской деятельностью дошкольников, будет зависеть успех внедрения экспериментирования в практику детского сада.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(246) "Статья Из опыта работы по теме «Реализация идей экологического образования в дошкольной организации через разные виды деятельности»"
["seo_title"] => string(80) "stat_ia_iz_opyta_raboty_po_tiemie_riealizatsiia_idiei_ekologhichieskogho_obrazov"
["file_id"] => string(6) "387636"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1486204418"
}
}