kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система использования проектного метода в развитии познавательно - исследовательской деятельности дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье описн опыт работы воспитателя детского сада по использованию метода проектов в развитии познавательно - исследовательской деятельности дошкольников. Автор описала модель внедрения данного метода в воспитательно - образовательный процесс.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система использования проектного метода в развитии познавательно - исследовательской деятельности дошкольников»

Ахмеджанова Наталья Андреевна

воспитатель

МКДОУ Краснохуторской детский сад

Краснозерского района Новосибирской области


Система использования проектного метода в развитии познавательно – исследовательской деятельности дошкольников

Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им.  Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.    Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.  Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?»,  позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать  себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Уникальным средством в обеспечении удовлетворения потребности ребенка в исследованиях является использование метода проектов в ДОУ. Приступая к работе над разработкой проекта, мы спроектировали модель внедрения экспериментирования в образовательный процесс. Поставили перед собой с цель, определили задачи и построили модель. Наша модель включает в себя несколько этапов:

  • на 1-м этапе  изучили личностные качества детей, их индивидуальные возможности, провели диагностику знаний детей о живой и неживой природе, создали предметно-развивающую среду и составили учебно-тематические планы.

  • 2-й этап - основной,  это вся наша работа с детьми по развитию познавательно- исследовательской активности средствами экспериментирования.

  • 3 - заключительный (обобщающий) этап – презентация итогов реализации цели и задач.

Параллельно мы продумали и работу с родителями. С их помощью для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе была оборудована  детская мини – лаборатория «Эврика». В ней представлены все материалы для исследования и отвечает она всем требованиям организации уголка экспериментирования. Мини – лаборатория пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей. Здесь же находятся дневники наблюдений, условные символы, алгоритмы для проведения опытов, познавательная  литература и различные  макеты.  В помощь для самостоятельного воспроизведения опытов предлагаем детям алгоритмы, которые служат для развития способностей, для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта.

Постоянным руководителем  нашей мини-лаборатории является сказочный персонаж – кукла «Почемучка». Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию.

Реализацию поставленных перед собой задач мы осуществляем в непосредственно образовательной  деятельности, во время лабораторных  работ, проводимых детьми  в пространственной среде группы (работа с магнитами, вертушками, игры с шарами, мыльными пузырями), во время «Часа самостоятельности»,  проводимого один раз в неделю, во время наблюдений за объектами или явлениями природы на прогулке, организации досуга с проведением интересных опытов. Очень интересно в рамках реализации проекта проходила «Неделя маленьких учёных» состоящая из презентации мини проектов созданных детьми и родителями. Организована она была для обмена опытом с родителями и коллегами. Перед детьми и родителями был поставлен проблемный вопрос. Все самостоятельно выдвигали гипотезу, искали пути  доказательств выдвинутой гипотезы, проводили опыты и эксперименты, делали вывод. В момент поиска детская активность, инициативность и познавательный интерес были настолько  высоки, что радость от маленького детского открытия передавалась гостям. 

Эксперименты подбирали  самые разнообразные, но самое главное - они  интересные и привлекательные  для наших детей, а также они соответствуют их возрасту.   Это  запланированные эксперименты, которые  требуют от нас определения  текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования; случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке; сравнительные эксперименты, позволяющие   нам научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений  и обобщающие эксперименты, проводимые после проведения цикла опытов по изучению разных объектов.

Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, мы рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи.  Кроме этого, родители помогают нам в оформлении разнообразных коллекций,  экспонаты к которым они собирают во время отпуска, на прогулках с детьми, проявляя при этом большой интерес к занятию.

От того, насколько увлечён нововведением сам педагог, как грамотно и тактично сможет руководить исследовательской деятельностью дошкольников, будет зависеть успех внедрения экспериментирования в практику детского сада.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ахмеджанова Наталья Андреевна

Дата: 16.05.2017

Номер свидетельства: 415851

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Формирование представлений о культуре здоровья у старших дошкольников через использование проектной деятельности"
    ["seo_title"] => string(128) "formirovaniie-priedstavlienii-o-kul-turie-zdorov-ia-u-starshikh-doshkol-nikov-chieriez-ispol-zovaniie-proiektnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "314563"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459708272"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Консулитация по инновационной деятельности "Внедрение ИКТ для развития изобразительной деятельности дошкольников""
    ["seo_title"] => string(127) "konsulitatsiia-po-innovatsionnoi-dieiatiel-nosti-vniedrieniie-ikt-dlia-razvitiia-izobrazitiel-noi-dieiatiel-nosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "308095"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458497737"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Статья Из опыта работы по теме «Реализация идей экологического образования в дошкольной организации через разные виды деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_iz_opyta_raboty_po_tiemie_riealizatsiia_idiei_ekologhichieskogho_obrazov"
    ["file_id"] => string(6) "387636"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486204418"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Статья "Формирование эколого-краеведческой компетентности у дошкольников через экспериментальную деятельность""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_formirovaniie_ekologho_kraieviedchieskoi_kompietientnosti_u_doshkol_niko"
    ["file_id"] => string(6) "387651"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486207071"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Использования метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(75) "ispol-zovaniia-mietoda-proiektov-v-rabotie-s-diet-mi-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "306210"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458065917"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства