Статья "Формирование эколого-краеведческой компетентности у дошкольников через экспериментальную деятельность"
Статья "Формирование эколого-краеведческой компетентности у дошкольников через экспериментальную деятельность"
Формирование эколого-краеведческой компетентности
у дошкольников через экспериментальную деятельность
Чамова Татьяна Алексеевна, воспитатель
ГККП я/сада №18 «Балдырган»
Сегодняшняя, всё усложняющаяся социальная, экономическая, нравственная атмосфера требует глубокого переосмысления дошкольных программ и отражения в воспитательно-образовательном процессе вопросов экологической ответственности человека за последствия своих действий в природе. Главная роль в формировании экологического сознания принадлежит системе образования.
Китайская мудрость гласит: “Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму”.
Одним из основных направлений работы в нашей дошкольной организации стала эколого-краеведческая работа, целью которой является формирование у детей позитивного опыта во взаимодействии с окружающим миром, представлений и знаний об экологии родного края на основе элементарного исследования.
В исследовательско-практический блок включена работа дошкольников по направлениям: комплексные и тематические экскурсии, путешествия по родному краю, практическая природоохранная деятельность.
Результаты своих исследований в природе дети вместе с родителями оформляют в виде учебно-исследовательской работы, и выступают вместе с ними на родительских собраниях.
Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей педагогов. Находясь в постоянном поиске нестандартных форм организации воспитательно-образовательного процесса, мы, в данное время, апробируем проектный метод в обучении и воспитании дошкольников. Предпосылками использования методов проекта явились:
интеграция базисного и дополнительного образования;
потребность педагогов в инновационной деятельности;
вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник дошкольной организации должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нем. Для решения этой задачи необходимо перейти к идеологии развития на основе личностно-ориентированной модели образования.
Ведущую роль должны играть творческие методы обучения, а исследовательская деятельность среди инновационных средств и методов занимает особое место.
Именно с дошкольного возраста у ребенка должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности, приемов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности, и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.
Ребенок исследователь по своей природе. Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать.
С этой целью педагоги я/сада №18 проводят исследовательскую работу, как в системе организованной учебной деятельности, так и в повседневной жизни детского сада, задача которой является дать дошкольнику возможность развить свой интеллект в самостоятельной, творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и способностей.
В организованной учебной деятельности и в повседневной жизни они используют разнообразные методы и приемы работы. Считаю, что наилучшим способом накопления у детей первичных представлений о родном городе, его улицах, площадях, скверах и парках являются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения.
Эффективным приемом, который я применяю, является использование художественной литературы, музыкальных дополнений, встречи с художниками и поэтами-земляками. Знакомство с ними воспитывает в детях чувство гордости за свой край и свой народ.
Задания к стихотворениям помогают задуматься над решением сложных экологических проблем.
Взаимосвязь ОУД с играми обогащает духовную жизнь детей, удовлетворяет их потребность в познании. Игры, связанные с современной жизнью и экономикой, игры-путешествия по родному краю, воспитывают в детях любовь к родному краю и сочетаются с бережным отношением к окружающей их природе.
Все эти понятия я раскрываю ребенку благодаря непосредственным жизненным наблюдениям за трудовыми и общественными делами родителей-уральцев.
Дошкольникам необходимо объяснять, что все уральцы стремятся сделать свой город образцовым, значит и он, маленький уралец, должен быть причастен к делам взрослых, бережно относиться ко всему, что его окружает.
Для поддержания и развития познавательного интереса дошкольников я использую различные формы проведения организованной учебной деятельности: путешествия, блицтурниры, развлечения, КВН, нестандартные тестовые задания, загадки, кроссворды.
Главная задача – научить детей удивляться природе, отзываться на ее красоту, восхищаться ее «разумом», учить правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частью природы.
Поэтому в своей работе я стараюсь сочетать организованную учебную, повседневную и практическую деятельность.
Важным и неотъемлемым компонентом является просветительская работа с педколлективом и родителями дошкольников.
Основными принципами, непосредственно лежащими в основе определения содержания, организационных форм и методов проведения экологического краеведения, являются:
-подчинение экологического краеведения содержанию и задачам учебно-воспитательной работы;
-соответствие его уровню развития и подготовленности дошкольников;
-систематичность и непрерывность;
- поисково-исследовательский характер краеведения.
Экологические знания - важная часть экологического образования, без которого человечеству не решить проблемы сохранения жизни на Земле. Целесообразно многие вопросы эколого-географического образования осуществлять не только на организованной учебной деятельности, но и в различных мероприятиях экологического содержания. Эта работа имеет преимущества перед организованной учебной деятельностью, а именно:
-во-первых, часто она носит занимательный характер, что позволяет быстрее вовлечь ребят в природоохранную деятельность;
-в-третьих, дает возможность использовать различные формы обучения, что создает благоприятные условия для учета индивидуальных особенностей каждого ребенка;
-в четвертых, воспитывает у детей доброту, ответственность за свои поступки, отзывчивость, бережное отношение к природе. Таким образом, формирование эколого-краеведческой компетентности у дошкольников через экспериментальную деятельность - важнейший фактор нравственного, трудового, эстетического, экологического и физического воспитания дошкольников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование эколого-краеведческой компетентности у дошкольников через экспериментальную деятельность"»
Формирование эколого-краеведческой компетентности
у дошкольников через экспериментальную деятельность
Чамова Татьяна Алексеевна, воспитатель
ГККП я/сада №18 «Балдырган»
Сегодняшняя, всё усложняющаяся социальная, экономическая, нравственная атмосфера требует глубокого переосмысления дошкольных программ и отражения в воспитательно-образовательном процессе вопросов экологической ответственности человека за последствия своих действий в природе. Главная роль в формировании экологического сознания принадлежит системе образования.
Китайская мудрость гласит: “Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму”.
Одним из основных направлений работы в нашей дошкольной организации стала эколого-краеведческая работа, целью которой является формирование у детей позитивного опыта во взаимодействии с окружающим миром, представлений и знаний об экологии родного края на основе элементарного исследования.
В исследовательско-практический блок включена работа дошкольников по направлениям: комплексные и тематические экскурсии, путешествия по родному краю, практическая природоохранная деятельность.
Результаты своих исследований в природе дети вместе с родителями оформляют в виде учебно-исследовательской работы, и выступают вместе с ними на родительских собраниях.
Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей педагогов. Находясь в постоянном поиске нестандартных форм организации воспитательно-образовательного процесса, мы, в данное время, апробируем проектный метод в обучении и воспитании дошкольников. Предпосылками использования методов проекта явились:
интеграция базисного и дополнительного образования;
потребность педагогов в инновационной деятельности;
вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник дошкольной организации должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нем. Для решения этой задачи необходимо перейти к идеологии развития на основе личностно-ориентированной модели образования.
Ведущую роль должны играть творческие методы обучения, а исследовательская деятельность среди инновационных средств и методов занимает особое место.
Именно с дошкольного возраста у ребенка должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности, приемов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности, и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.
Ребенок исследователь по своей природе. Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать.
С этой целью педагоги я/сада №18 проводят исследовательскую работу, как в системе организованной учебной деятельности, так и в повседневной жизни детского сада, задача которой является дать дошкольнику возможность развить свой интеллект в самостоятельной, творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и способностей.
В организованной учебной деятельности и в повседневной жизни они используют разнообразные методы и приемы работы. Считаю, что наилучшим способом накопления у детей первичных представлений о родном городе, его улицах, площадях, скверах и парках являются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения.
Эффективным приемом, который я применяю, является использование художественной литературы, музыкальных дополнений, встречи с художниками и поэтами-земляками. Знакомство с ними воспитывает в детях чувство гордости за свой край и свой народ.
Задания к стихотворениям помогают задуматься над решением сложных экологических проблем.
Взаимосвязь ОУД с играми обогащает духовную жизнь детей, удовлетворяет их потребность в познании. Игры, связанные с современной жизнью и экономикой, игры-путешествия по родному краю, воспитывают в детях любовь к родному краю и сочетаются с бережным отношением к окружающей их природе.
Все эти понятия я раскрываю ребенку благодаря непосредственным жизненным наблюдениям за трудовыми и общественными делами родителей-уральцев.
Дошкольникам необходимо объяснять, что все уральцы стремятся сделать свой город образцовым, значит и он, маленький уралец, должен быть причастен к делам взрослых, бережно относиться ко всему, что его окружает.
Для поддержания и развития познавательного интереса дошкольников я использую различные формы проведения организованной учебной деятельности: путешествия, блицтурниры, развлечения, КВН, нестандартные тестовые задания, загадки, кроссворды.
Главная задача – научить детей удивляться природе, отзываться на ее красоту, восхищаться ее «разумом», учить правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частью природы.
Поэтому в своей работе я стараюсь сочетать организованную учебную, повседневную и практическую деятельность.
Важным и неотъемлемым компонентом является просветительская работа с педколлективом и родителями дошкольников.
Основными принципами, непосредственно лежащими в основе определения содержания, организационных форм и методов проведения экологического краеведения, являются:
-подчинение экологического краеведения содержанию и задачам учебно-воспитательной работы;
-соответствие его уровню развития и подготовленности дошкольников;
-систематичность и непрерывность;
- поисково-исследовательский характер краеведения.
Экологические знания - важная часть экологического образования, без которого человечеству не решить проблемы сохранения жизни на Земле. Целесообразно многие вопросы эколого-географического образования осуществлять не только на организованной учебной деятельности, но и в различных мероприятиях экологического содержания. Эта работа имеет преимущества перед организованной учебной деятельностью, а именно:
-во-первых, часто она носит занимательный характер, что позволяет быстрее вовлечь ребят в природоохранную деятельность;
-в-третьих, дает возможность использовать различные формы обучения, что создает благоприятные условия для учета индивидуальных особенностей каждого ребенка;
-в четвертых, воспитывает у детей доброту, ответственность за свои поступки, отзывчивость, бережное отношение к природе. Таким образом, формирование эколого-краеведческой компетентности у дошкольников через экспериментальную деятельность - важнейший фактор нравственного, трудового, эстетического, экологического и физического воспитания дошкольников.