kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья Из опыта работы по теме «Реализация идей экологического образования в дошкольной организации через разные виды деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование эколого-краеведческой компетентности

у дошкольников через экспериментальную деятельность

Чамова Татьяна Алексеевна,  воспитатель

                               ГККП я/сада №18 «Балдырган»

      Сегодняшняя, всё усложняющаяся социальная, экономическая, нравственная атмосфера требует глубокого переосмысления дошкольных программ и отражения в воспитательно-образовательном процессе вопросов экологической ответственности человека за последствия своих действий в природе. Главная роль в формировании экологического сознания принадлежит системе образования.

      Китайская мудрость гласит: “Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму”.

     Одним из основных направлений работы в нашей дошкольной организации стала эколого-краеведческая работа, целью которой является формирование у детей позитивного опыта во взаимодействии с окружающим миром, представлений и знаний об экологии родного края на основе элементарного исследования.

     В исследовательско-практический блок включена работа дошкольников по направлениям: комплексные и тематические экскурсии, путешествия по родному краю, практическая природоохранная деятельность.

    Результаты своих исследований в природе дети вместе с родителями  оформляют в виде учебно-исследовательской работы, и выступают вместе с ними на родительских собраниях.

    Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей педагогов. Находясь в постоянном поиске нестандартных форм организации воспитательно-образовательного процесса, мы, в данное время, апробируем проектный метод в обучении и воспитании дошкольников. Предпосылками использования методов проекта явились:

  • интеграция базисного и дополнительного образования;
  • потребность педагогов в инновационной деятельности;
  • вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник дошкольной организации должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нем. Для решения этой задачи необходимо перейти к идеологии развития на основе личностно-ориентированной модели образования.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения, а исследовательская деятельность среди инновационных средств и методов занимает особое место.

Именно с дошкольного возраста у ребенка должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности, приемов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности, и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

Ребенок исследователь по своей природе. Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать.

С этой целью педагоги я/сада №18  проводят исследовательскую работу, как в системе организованной учебной деятельности,  так и в повседневной жизни детского сада, задача которой является дать дошкольнику возможность развить свой интеллект в самостоятельной, творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и способностей.

 В организованной учебной деятельности  и в повседневной жизни  они используют  разнообразные методы и приемы работы. Считаю, что наилучшим способом накопления у детей первичных представлений о родном городе, его улицах, площадях, скверах и парках являются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения.

Эффективным приемом, который я применяю,   является использование художественной литературы, музыкальных дополнений, встречи с художниками и поэтами-земляками. Знакомство с ними воспитывает в детях чувство гордости за свой край и свой народ.

Задания к стихотворениям помогают задуматься над решением сложных экологических проблем.

Взаимосвязь ОУД с играми обогащает духовную жизнь детей, удовлетворяет их потребность в познании. Игры, связанные  с современной жизнью и экономикой, игры-путешествия по родному краю, воспитывают в детях любовь к родному краю и сочетаются с бережным отношением к окружающей их природе.

Все эти понятия я раскрываю ребенку благодаря непосредственным жизненным наблюдениям за трудовыми и общественными делами родителей-уральцев.

Дошкольникам необходимо объяснять, что все уральцы стремятся сделать свой город образцовым, значит и он, маленький уралец, должен быть причастен к делам взрослых, бережно относиться ко всему, что его окружает.

  Для поддержания и развития познавательного интереса дошкольников я   использую  различные формы проведения организованной учебной деятельности: путешествия, блицтурниры, развлечения, КВН, нестандартные тестовые задания, загадки, кроссворды.       

Главная   задача – научить детей удивляться природе, отзываться на ее красоту, восхищаться ее «разумом», учить правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частью природы.

    Поэтому в своей работе я стараюсь сочетать организованную учебную, повседневную и практическую деятельность.

   Важным и неотъемлемым компонентом является просветительская работа с педколлективом и родителями дошкольников.

     Основными принципами, непосредственно лежащими в основе определения содержания, организационных форм и методов проведения экологического краеведения, являются:

-подчинение экологического краеведения содержанию и задачам учебно-воспитательной работы;

-соответствие его уровню развития и подготовленности дошкольников;

-систематичность и непрерывность;

- поисково-исследовательский характер краеведения.

  Экологические знания - важная часть экологического образования, без которого человечеству не решить проблемы сохранения жизни на Земле. Целесообразно многие вопросы эколого-географического образования осуществлять не только на организованной учебной деятельности, но и в различных мероприятиях экологического содержания.
     Эта работа имеет  преимущества перед организованной учебной деятельностью, а именно:

-во-первых, часто она носит занимательный характер, что позволяет быстрее вовлечь ребят в природоохранную деятельность;

-во-вторых,  способствует формированию нравственных качеств личности, развивает творческие способности;

-в-третьих, дает возможность использовать различные формы обучения, что создает благоприятные условия для учета индивидуальных особенностей каждого ребенка;

-в четвертых, воспитывает у детей доброту, ответственность за свои поступки, отзывчивость, бережное отношение к природе.
      Таким образом, формирование эколого-краеведческой компетентности у дошкольников через экспериментальную деятельность - важнейший фактор нравственного, трудового, эстетического, экологического и физического воспитания дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Статья Из опыта работы по теме «Реализация идей экологического образования в дошкольной организации через разные виды деятельности»»

Статья

Из опыта работы

воспитателя ГККП я/сада № 18 «Балдырган» Чамовой Татьяны Алексеевны по теме «Реализация идей экологического образования в дошкольной организации через разные виды деятельности»


Слайд 1. В настоящее время я работаю с детьми средней группы. Тема моего творческого поиска «Реализация идей экологического образования в дошкольной организации через разные виды деятельности».

Слайд 2. Над этой темой я работаю в течение трех лет. Наблюдая за детьми в различных видах деятельности, обратила внимание на круг интересов отдельных детей и всей группы, характер воздействия окружающей среды, в первую очередь взрослых в детском саду и в семье; взаимоотношение детей, их гуманную, коллективистскую направленность к экологии. На основе наблюдений смогла наметить общие и дифференцированные задачи и методы руководства экологическим воспитанием детей дошкольного возраста.

Слайд 3. Прежде чем начать работу, я составила перспективный план работы для второй младшей, средней, старшей группы, включив в него как индивидуальную, так и совместную работу по экологии.

Слайд 4. Моя задача заключалась в том, чтобы «погружая» детей в любую деятельность я должна была создавать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного содержания», а также с выработкой отношения детей к природе, который в рамках экологического воспитания являлся конечным результатом.

Слайд 5. Процесс формирования экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого.

Обучающая задача, которую я ставлю в процессе – это реализация идей экологического образования. И я считаю, что первым решающим условием нормального психического развития ребенка и основой его благополучия в детском саду являются доброжелательные и открытые отношения его со сверстниками и воспитателем, способность к сотрудничеству, совместной деятельности.

Слайд 6. Поэтому, педагогам необходимо хорошо знать особенности организации и руководства всеми видами деятельности и умело сочетать их в едином педагогическом процессе.

Слайд 7. Вот уже нескольких лет я собираю и активно использую различный материал экологического содержания о растительном и животном мире, а также о неживой природе. В своей работе я использую разнообразные формы и методы работы с детьми. Все эти виды работ учат детей быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему, что существует и живет рядом. Наглядная продукция, создаваемая детьми - это предметные результаты их личностного роста, свидетельство повышения уровня экологической воспитанности

Слайд 8. И я горжусь тем, что являюсь носителем экологической культуры. Знакомя детей со способами общения с природой, я формирую у детей умения наблюдать окружающий мир природы, устанавливать элементарные связи и зависимости, учу испытывать радость от осознанного взаимодействия с природой, воспитываю потребность в созидании и творчестве.

Слайд 9. Познакомить детей с природой, воспитывать любовь к ней мне помогает уголок природы в группе, где содержатся комнатные растения и некоторые животные (хомяки, рыбки, попугаи). Ежедневно дети видят обитателей уголка природы. В процессе ухода дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать.

Слайд 10. Рассматривая комнатные растения, я обращаю внимание на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшают группу. Считаю, что все это способствует формированию у детей чувства прекрасного, формирует у детей определенные трудовые навыки, учит внимательно относиться к обитателям уголка природы, заботиться о живых существах. Таким образом, укрепляется интерес к природе, настойчивость к достижению результата.

Слайд 11. Использование различных видов деятельности в процессе формирования экологической культуры дошкольников направлено на развитие гуманных, нравственных отношений к природе, к окружающей среде. Свою любовь к родным местам, представление, чем они знамениты, какова природа – все это я стараюсь передать детям, потому что это очень важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

Слайд 12. При обучении детей экологическому воспитанию я использовала различные методы обучения: наглядные, практические, словесные. Уверена, что эти способы совместной деятельности взрослого и ребенка формируют знания, умения и навыки, а так же воспитывают положит

ельное отношение к окружающему миру.

К наглядным методам, которые я использую в своей работе, относятся наблюдения, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.

Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирования.

Словесные методы - это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы, сказки, загадки, пословицы, поговорки, потешки и т.д.

Поэтому, в своей работе по экологическому воспитанию детей я использую их в комплексе, правильно сочетая между собой.

Слайд 13. В своей работе я широко использую также игры. В процессе игр дети уточняют, закрепляют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствует воспитанию умения играть вместе.

Слайд 14. В этой связи я рассматривала игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет

Слайд 15. Для того чтобы знания у детей о природе были осознанными я также использую несложные опыты, так как поисковая деятельность с точки зрения экологического образования является одной из главных.

Слайд 16. Значение праздников и развлечений как форму экологического воспитания детей трудно переоценить. Роль праздникв и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребёнка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

Слайд 17. Не менее важное направление, в котором я работала - это работа с родителями, потому что экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Таким образом, систематическая совместная работа с родителями помогла нам закрепить знания дошкольников, научили их использовать в нужный момент, достигнув цели - формирование личности ребенка в целом.

Слайд 18. Она проходила через разнообразную деятельность:

- издание газеты «Экотопик»;

- домашнее задание «Игры дома» на закрепление различных навыков;

- организация выставок, праздников, «Дней открытых дверей».

Таким образом, систематическая совместная работа с родителями помогла нам закрепить знания дошкольников, научили их использовать в нужный момент, достигнув цели - формирование личности ребенка в целом.

Слайд 19. Убеждена, что если бы мы воспитывали по настоящему знающего, нравственного и творческого Человека, способного жить в гармонии со всем миром, такой человек был бы не способен разрушать, уничтожать. И это еще раз подтверждает то, что экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно, и срок для этого отпущен небольшой - всего семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.

Слайд 20. Спасибо за внимание!







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чамова Татьяна Алексеевна

Дата: 04.02.2017

Номер свидетельства: 387636

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства