Статья Из опыта работы по теме «Реализация идей экологического образования в дошкольной организации через разные виды деятельности»
Статья Из опыта работы по теме «Реализация идей экологического образования в дошкольной организации через разные виды деятельности»
Формирование эколого-краеведческой компетентности
у дошкольников через экспериментальную деятельность
Чамова Татьяна Алексеевна, воспитатель
ГККП я/сада №18 «Балдырган»
Сегодняшняя, всё усложняющаяся социальная, экономическая, нравственная атмосфера требует глубокого переосмысления дошкольных программ и отражения в воспитательно-образовательном процессе вопросов экологической ответственности человека за последствия своих действий в природе. Главная роль в формировании экологического сознания принадлежит системе образования.
Китайская мудрость гласит: “Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму”.
Одним из основных направлений работы в нашей дошкольной организации стала эколого-краеведческая работа, целью которой является формирование у детей позитивного опыта во взаимодействии с окружающим миром, представлений и знаний об экологии родного края на основе элементарного исследования.
В исследовательско-практический блок включена работа дошкольников по направлениям: комплексные и тематические экскурсии, путешествия по родному краю, практическая природоохранная деятельность.
Результаты своих исследований в природе дети вместе с родителями оформляют в виде учебно-исследовательской работы, и выступают вместе с ними на родительских собраниях.
Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей педагогов. Находясь в постоянном поиске нестандартных форм организации воспитательно-образовательного процесса, мы, в данное время, апробируем проектный метод в обучении и воспитании дошкольников. Предпосылками использования методов проекта явились:
интеграция базисного и дополнительного образования;
потребность педагогов в инновационной деятельности;
вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник дошкольной организации должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нем. Для решения этой задачи необходимо перейти к идеологии развития на основе личностно-ориентированной модели образования.
Ведущую роль должны играть творческие методы обучения, а исследовательская деятельность среди инновационных средств и методов занимает особое место.
Именно с дошкольного возраста у ребенка должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности, приемов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности, и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.
Ребенок исследователь по своей природе. Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать.
С этой целью педагоги я/сада №18 проводят исследовательскую работу, как в системе организованной учебной деятельности, так и в повседневной жизни детского сада, задача которой является дать дошкольнику возможность развить свой интеллект в самостоятельной, творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и способностей.
В организованной учебной деятельности и в повседневной жизни они используют разнообразные методы и приемы работы. Считаю, что наилучшим способом накопления у детей первичных представлений о родном городе, его улицах, площадях, скверах и парках являются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения.
Эффективным приемом, который я применяю, является использование художественной литературы, музыкальных дополнений, встречи с художниками и поэтами-земляками. Знакомство с ними воспитывает в детях чувство гордости за свой край и свой народ.
Задания к стихотворениям помогают задуматься над решением сложных экологических проблем.
Взаимосвязь ОУД с играми обогащает духовную жизнь детей, удовлетворяет их потребность в познании. Игры, связанные с современной жизнью и экономикой, игры-путешествия по родному краю, воспитывают в детях любовь к родному краю и сочетаются с бережным отношением к окружающей их природе.
Все эти понятия я раскрываю ребенку благодаря непосредственным жизненным наблюдениям за трудовыми и общественными делами родителей-уральцев.
Дошкольникам необходимо объяснять, что все уральцы стремятся сделать свой город образцовым, значит и он, маленький уралец, должен быть причастен к делам взрослых, бережно относиться ко всему, что его окружает.
Для поддержания и развития познавательного интереса дошкольников я использую различные формы проведения организованной учебной деятельности: путешествия, блицтурниры, развлечения, КВН, нестандартные тестовые задания, загадки, кроссворды.
Главная задача – научить детей удивляться природе, отзываться на ее красоту, восхищаться ее «разумом», учить правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частью природы.
Поэтому в своей работе я стараюсь сочетать организованную учебную, повседневную и практическую деятельность.
Важным и неотъемлемым компонентом является просветительская работа с педколлективом и родителями дошкольников.
Основными принципами, непосредственно лежащими в основе определения содержания, организационных форм и методов проведения экологического краеведения, являются:
-подчинение экологического краеведения содержанию и задачам учебно-воспитательной работы;
-соответствие его уровню развития и подготовленности дошкольников;
-систематичность и непрерывность;
- поисково-исследовательский характер краеведения.
Экологические знания - важная часть экологического образования, без которого человечеству не решить проблемы сохранения жизни на Земле. Целесообразно многие вопросы эколого-географического образования осуществлять не только на организованной учебной деятельности, но и в различных мероприятиях экологического содержания. Эта работа имеет преимущества перед организованной учебной деятельностью, а именно:
-во-первых, часто она носит занимательный характер, что позволяет быстрее вовлечь ребят в природоохранную деятельность;
-в-третьих, дает возможность использовать различные формы обучения, что создает благоприятные условия для учета индивидуальных особенностей каждого ребенка;
-в четвертых, воспитывает у детей доброту, ответственность за свои поступки, отзывчивость, бережное отношение к природе. Таким образом, формирование эколого-краеведческой компетентности у дошкольников через экспериментальную деятельность - важнейший фактор нравственного, трудового, эстетического, экологического и физического воспитания дошкольников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья Из опыта работы по теме «Реализация идей экологического образования в дошкольной организации через разные виды деятельности»»
Статья
Из опыта работы
воспитателя ГККП я/сада № 18 «Балдырган» Чамовой Татьяны Алексеевны по теме «Реализация идей экологического образования в дошкольной организации через разные виды деятельности»
Слайд 1. В настоящее время я работаю с детьми средней группы. Тема моего творческого поиска «Реализация идей экологического образования в дошкольной организации через разные виды деятельности».
Слайд 2. Над этой темой я работаю в течение трех лет. Наблюдая за детьми в различных видах деятельности, обратила внимание на круг интересов отдельных детей и всей группы, характер воздействия окружающей среды, в первую очередь взрослых в детском саду и в семье; взаимоотношение детей, их гуманную, коллективистскую направленность к экологии. На основе наблюдений смогла наметить общие и дифференцированные задачи и методы руководства экологическим воспитанием детей дошкольного возраста.
Слайд 3. Прежде чем начать работу, я составила перспективный план работы для второй младшей, средней, старшей группы, включив в него как индивидуальную, так и совместную работу по экологии.
Слайд 4. Моя задача заключалась в том, чтобы «погружая» детей в любую деятельность я должна была создавать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного содержания», а также с выработкой отношения детей к природе, который в рамках экологического воспитания являлся конечным результатом.
Слайд 5. Процесс формирования экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого.
Обучающая задача, которую я ставлю в процессе – это реализация идей экологического образования. И я считаю, что первым решающим условием нормального психического развития ребенка и основой его благополучия в детском саду являются доброжелательные и открытые отношения его со сверстниками и воспитателем, способность к сотрудничеству, совместной деятельности.
Слайд 6. Поэтому, педагогам необходимо хорошо знать особенности организации и руководства всеми видами деятельности и умело сочетать их в едином педагогическом процессе.
Слайд 7. Вот уже нескольких лет я собираю и активно использую различный материал экологического содержания о растительном и животном мире, а также о неживой природе. В своей работе я использую разнообразные формы и методы работы с детьми. Все эти виды работ учат детей быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему, что существует и живет рядом. Наглядная продукция, создаваемая детьми - это предметные результаты их личностного роста, свидетельство повышения уровня экологической воспитанности
Слайд 8. И я горжусь тем, что являюсь носителем экологической культуры. Знакомя детей со способами общения с природой, я формирую у детей умения наблюдать окружающий мир природы, устанавливать элементарные связи и зависимости, учу испытывать радость от осознанного взаимодействия с природой, воспитываю потребность в созидании и творчестве.
Слайд 9. Познакомить детей с природой, воспитывать любовь к ней мне помогает уголок природы в группе, где содержатся комнатные растения и некоторые животные (хомяки, рыбки, попугаи). Ежедневно дети видят обитателей уголка природы. В процессе ухода дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать.
Слайд 10. Рассматривая комнатные растения, я обращаю внимание на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшают группу. Считаю, что все это способствует формированию у детей чувства прекрасного, формирует у детей определенные трудовые навыки, учит внимательно относиться к обитателям уголка природы, заботиться о живых существах. Таким образом, укрепляется интерес к природе, настойчивость к достижению результата.
Слайд 11. Использование различных видов деятельности в процессе формирования экологической культуры дошкольников направлено на развитие гуманных, нравственных отношений к природе, к окружающей среде. Свою любовь к родным местам, представление, чем они знамениты, какова природа – все это я стараюсь передать детям, потому что это очень важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.
Слайд 12. При обучении детей экологическому воспитанию я использовала различные методы обучения: наглядные, практические, словесные. Уверена, что эти способы совместной деятельности взрослого и ребенка формируют знания, умения и навыки, а так же воспитывают положит
ельное отношение к окружающему миру.
К наглядным методам, которые я использую в своей работе, относятся наблюдения, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.
Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирования.
Словесные методы - это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы, сказки, загадки, пословицы, поговорки, потешки и т.д.
Поэтому, в своей работе по экологическому воспитанию детей я использую их в комплексе, правильно сочетая между собой.
Слайд 13. В своей работе я широко использую также игры. В процессе игр дети уточняют, закрепляют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствует воспитанию умения играть вместе.
Слайд 14. В этой связи я рассматривала игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет
Слайд 15. Для того чтобы знания у детей о природе были осознанными я также использую несложные опыты, так как поисковая деятельность с точки зрения экологического образования является одной из главных.
Слайд 16. Значение праздников и развлечений как форму экологического воспитания детей трудно переоценить. Роль праздникв и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребёнка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.
Слайд 17. Не менее важное направление, в котором я работала - это работа с родителями, потому что экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Таким образом, систематическая совместная работа с родителями помогла нам закрепить знания дошкольников, научили их использовать в нужный момент, достигнув цели - формирование личности ребенка в целом.
Слайд 18. Она проходила через разнообразную деятельность:
- издание газеты «Экотопик»;
- домашнее задание «Игры дома» на закрепление различных навыков;
- организация выставок, праздников, «Дней открытых дверей».
Таким образом, систематическая совместная работа с родителями помогла нам закрепить знания дошкольников, научили их использовать в нужный момент, достигнув цели - формирование личности ребенка в целом.
Слайд 19. Убеждена, что если бы мы воспитывали по настоящему знающего, нравственного и творческого Человека, способного жить в гармонии со всем миром, такой человек был бы не способен разрушать, уничтожать. И это еще раз подтверждает то, что экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно, и срок для этого отпущен небольшой - всего семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.