Использования метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста
Использования метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста
Использования метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста
Юнакова С.В.,
воспитатель
МДОУ «Детский сад №3»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает, что содержательный раздел представляет описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации образовательной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Одним из таких вариативных методов является метод проектов.
Важность и актуальность проблемы использования метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций заключается в том, что создание современной системы дошкольного образования ориентировано на полноценное развитие личности каждого ребенка, поэтому выдвигает постоянно повышающиеся требования к образовательному процессу, пересматривает прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Поэтому перед педагогами задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия).
В Российской педагогической энциклопедии метод проектов определяется как «Система обучения при который обучающиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов». Как правило, речь идет о планировании и реализации детских проектов. Но в практической работе педагогов дошкольных организаций реализуются не только детские исследовательские проекты, но и образовательные. То есть проекты, при реализации которых будут решаться познавательные, воспитательные и развивающие задачи образования дошкольников. В настоящее время образовательный процесс в возрастных группах строится в форме тематического планирования, которое, как доказывает опыт, может выполниться и в форме проектной деятельности.
В настоящее время в современной дидактике существуют множество работ по вопросам возможности и необходимости использования метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста. Так как проектная деятельность рассматривается в современной дошкольной педагогике и в педагогических исследованиях последних лет в качестве средства разработки и внедрения образовательных инноваций в образовательный процесс и форм организации образовательной деятельности с детьми.
Некоторые аспекты исследования данной проблемы представлены в ряде научных работ Л.В. Бех, Е.Л. Горлевской, А.Л. Густомясовой, Т.А. Данилиной, Е.С. Евдокимовой, М.Б. Зуйковой, Л.С. Киселевой, А.И. Кудрявцевой, Т.С. Лагода, Р.М. Литвиновой, Л.В. Петрова, Л.И. Федорова и др.
Анализ научной и методической литературы позволил выявить некоторые направления в изучении проблемы:
проектная деятельность как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса (А.Ю. Кузина и др.);
педагогическое проектирование образовательной среды развития личности дошкольника (Е.Д. Висангириева, А.И. Садретдинова и др.);
педагогическое проектирование формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе (О.В. Евдокишина, И.А. Кумова и др.);
проектирование модели предшкольного образования (С.Д. Сажина, Н.Б. Ромаева, Р.М. Чумичева и др.);
проектная деятельность как средство повышения профессиональных компетенций руководителей и воспитателей дошкольных учреждений (Л.А. Бех, О.А. Кучерова и др.);
проектная деятельность как условие формирование профессиональной позиции педагогов дошкольного учреждения (Л.И. Федотова и др.).
Содержание образовательных проектов, организуемых в дошкольной группе дошкольной образовательной организации связано с:
основными задачами образовательной деятельности в учебном году;
годовым планированием работы дошкольной организации;
комплексом примерных основных и дополнительных программ, включённых в образовательную программу ДОУ;
комплексно-тематическим – планированием, утвержденном в детском саду в учебном году;
традициями дошкольного учреждения;
календарём памятных дат в стране, регионе, поселке;
предпочтениями и интересами детей и их родителей;
склонностями и способностями педагогов и родителей воспитанников и т.д.
При чем, все эти факты равноценны и в полной мере все они могут быть содержанием и причинами возникновения и реализации образовательных проектов в возрастной группе, а также в подгруппе или в индивидуальной форме.
Хочу поделиться опытом планирования и реализации в средней группе одного из образовательных проектов 2014-2015 учебного года. Его тема: Поздравляем мам с Международным женским днем 8 марта.
Цель образовательной деятельности в этом направлении: обогащение представлений о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи ближайшие родственники по линии матери и отца. Понимание того, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения, электронная почта), как проявляются в семье забота, любовь уважение друг к другу. Знание некоторых семейных традиций, любимых занятий членов семьи
Хочу напомнить, что образовательная деятельность с воспитанниками в нашем детском саду, а значит и в средней группе, строится с учетом примерной основной образовательной программы «Детство». Что означает, что образовательные цели и задачи соответствуют именно этой программе.
Среди задач выделяются обучающие, воспитательные и развивающие.
1.Формировать умения сопереживание героям литературных произведений, эмоционально реагировать на их действия и поступки.
2.Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности.
3.Развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности, привязанность
4.Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям: проявлять интерес к действиям и поступкам людей, желание по примеру воспитателя помочь, порадовать окружающих.
5.Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила: учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия к семье.
Задачи выполняются в течение всего периода реализации данного проекта в различных видах детской деятельности.
Срок реализации проекта со 2 по 13 марта 2015 г., как видим, он средней продолжительности, что указано в паспорте проекта. Здесь также перечислены и остальные характеристики образовательного проекта. А именно: проектная идея: организовать цикл мероприятий, связанных с празднованием в группе международного женского праздника 8 марта.
Мотивационная идея: рассматривание календаря, в котором указан праздник - международный женский день - 8 марта. Разговор с детьми и их родителями о том, как можно отпраздновать этот праздник в группе. Составление плана работы на период реализации проекта.
Гипотеза: с детьми среднего дошкольного возраста можно эффективно решить цели и задачи при создании определенных условиях: изменение предметно-развивающей среды (оформление фотовыставки и выставки детских работ), организации познавательной образовательной деятельности с детьми; использовании развлекательных и досуговых форм работы с детьми и тесном взаимодействии с родителями воспитанников.
В этом, как и в любом другом проекте, выделяются 3 этапа.
1-й - подготовительный (организационный): постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов решения проблемы, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
2-й — основной: организация развивающей среды; планирование и организация образовательной деятельности с дошкольниками в различных формах, с включением в неё родителей;
3-й — обобщающий (заключительный): закрепление и обобщение полученных детьми представлений и умений в форме итогового мероприятия и организации выставок. Обобщение результатов работы и формулировка выводов по результатам проекта.
Как видим, на первом, организационном, формируется проблема, согласовываются цели, задачи и содержание образовательной деятельности со всеми участниками проекта. В этом проекте – это педагоги, дети и их родители. Одной из проблем выделено, что проект позволяет эффективно решить образовательные, организационные и методические задачи. А именно:
Образовательные задачи связаны с получением детьми определенных знаний, представлений, умений и навыков.
Организационные задачи учитывают: построение определенной предметно-пространственной развивающей среды в групповой комнате; построение работы по взаимодействию с семьями воспитанников, определение форм организации образовательной деятельности.
Методические задачи заключаются в составлении конспектов, сценариев, подбора игр, художественной литературы и пр.
Основная образовательная деятельность с детьми должна быть реализована на основном этапе. Это и организация развивающей среды, и планирование и организация образовательной деятельности с дошкольниками, с включением в неё родителей в различных формах.
В период реализации проекта были внесены изменения в предметно-пространственную развивающую среду группы:
оформлен книжный уголок в соответствии с темой образовательной деятельности;
оформлены рукописные книги по теме; альбом «Наши мамы»;
оформлена праздничная стенгазета «Поздравляем наших мам»;
подобраны фотографии для фотовыставки «Наши добрые мамы»;
оформлена выставка детских работ и поделок «Малыши поздравляют маму».
Были запланированы и реализованы ряд образовательных мероприятий детьми в форме: бесед, игр, непосредственно-образовательной деятельности, развлечения, оформления и презентации фотовыставки и выставки детских работ. Эти мероприятия организовывались во многих видах детской деятельности: коммуникативной, двигательной, восприятии художественной литературы, познавательно-исследовательской и др. и реализовывались в образовательных областях, указанных в федеральном образовательном стандарте дошкольного образования.
К примеру:
непосредственно образовательная деятельность: Составление рассказа по картине «Малыши поздравляют маму» (речевое развитие);
непосредственно образовательная деятельность: «Любимая мамочка…» (познавательное развитие);
образовательная область в режимных моментах: игровая ситуация «Вот какая мама!» (социально-коммуникативное развитие);
образовательная область в режимных моментах: заучивание стихотворения о маме (речевое развитие);
аппликация «Открытка для мамы» (художественно - эстетическое развитие);
знакомство детей с хороводными играми к развлечению (физическое развитие);
презентация выставки детских работ социально-коммуникативное развитие);
развлечение «Праздник мам» (художественно - эстетическое развитие) и др.
Для методического кабинета разработан сценарий развлечения «Праздник мам», конспекты непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям: речевое развитие и художественно-эстетическое развитие, сделана подборка игр для проекта.
Таким образом, реализация образовательного проекта способствует развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствует личностному развитию воспитанников, обеспечивает качественные результаты педагогической деятельности
Использованная литература:
Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. и др. Детство: примерная основная образовательная программа дошкольного образования. – СПб.: Детство – Пресс, 2014. – 528 с.
Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в средней группе детского сада. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 272 с.
Давыдова Н.А., Лысова Е.А., Луценко Е.А. и др. Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство». Средняя группа. – Волгоград: Учитель, 2013. – 279 с.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использования метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста»
Использования метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста
Юнакова С.В.,
воспитатель
МДОУ «Детский сад №3»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает, что содержательный раздел представляет описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации образовательной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Одним из таких вариативных методов является метод проектов.
Важность и актуальность проблемы использования метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций заключается в том, что создание современной системы дошкольного образования ориентировано на полноценное развитие личности каждого ребенка, поэтому выдвигает постоянно повышающиеся требования к образовательному процессу, пересматривает прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Поэтому перед педагогами задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия).
В Российской педагогической энциклопедии метод проектов определяется как «Система обучения при который обучающиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов». Как правило, речь идет о планировании и реализации детских проектов. Но в практической работе педагогов дошкольных организаций реализуются не только детские исследовательские проекты, но и образовательные. То есть проекты, при реализации которых будут решаться познавательные, воспитательные и развивающие задачи образования дошкольников. В настоящее время образовательный процесс в возрастных группах строится в форме тематического планирования, которое, как доказывает опыт, может выполниться и в форме проектной деятельности.
В настоящее время в современной дидактике существуют множество работ по вопросам возможности и необходимости использования метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста. Так как проектная деятельность рассматривается в современной дошкольной педагогике и в педагогических исследованиях последних лет в качестве средства разработки и внедрения образовательных инноваций в образовательный процесс и форм организации образовательной деятельности с детьми.
Некоторые аспекты исследования данной проблемы представлены в ряде научных работ Л.В. Бех, Е.Л. Горлевской, А.Л. Густомясовой, Т.А. Данилиной, Е.С. Евдокимовой, М.Б. Зуйковой, Л.С. Киселевой, А.И. Кудрявцевой, Т.С. Лагода, Р.М. Литвиновой, Л.В. Петрова, Л.И. Федорова и др.
Анализ научной и методической литературы позволил выявить некоторые направления в изучении проблемы:
проектная деятельность как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса (А.Ю. Кузина и др.);
педагогическое проектирование образовательной среды развития личности дошкольника (Е.Д. Висангириева, А.И. Садретдинова и др.);
педагогическое проектирование формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе (О.В. Евдокишина, И.А. Кумова и др.);
проектирование модели предшкольного образования (С.Д. Сажина, Н.Б. Ромаева, Р.М. Чумичева и др.);
проектная деятельность как средство повышения профессиональных компетенций руководителей и воспитателей дошкольных учреждений (Л.А. Бех, О.А. Кучерова и др.);
проектная деятельность как условие формирование профессиональной позиции педагогов дошкольного учреждения (Л.И. Федотова и др.).
Содержание образовательных проектов, организуемых в дошкольной группе дошкольной образовательной организации связано с:
основными задачами образовательной деятельности в учебном году;
годовым планированием работы дошкольной организации;
комплексом примерных основных и дополнительных программ, включённых в образовательную программу ДОУ;
комплексно-тематическим – планированием, утвержденном в детском саду в учебном году;
традициями дошкольного учреждения;
календарём памятных дат в стране, регионе, поселке;
предпочтениями и интересами детей и их родителей;
склонностями и способностями педагогов и родителей воспитанников и т.д.
При чем, все эти факты равноценны и в полной мере все они могут быть содержанием и причинами возникновения и реализации образовательных проектов в возрастной группе, а также в подгруппе или в индивидуальной форме.
Хочу поделиться опытом планирования и реализации в средней группе одного из образовательных проектов 2014-2015 учебного года. Его тема: Поздравляем мам с Международным женским днем 8 марта.
Цель образовательной деятельности в этом направлении: обогащение представлений о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи ближайшие родственники по линии матери и отца. Понимание того, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения, электронная почта), как проявляются в семье забота, любовь уважение друг к другу. Знание некоторых семейных традиций, любимых занятий членов семьи
Хочу напомнить, что образовательная деятельность с воспитанниками в нашем детском саду, а значит и в средней группе, строится с учетом примерной основной образовательной программы «Детство». Что означает, что образовательные цели и задачи соответствуют именно этой программе.
Среди задач выделяются обучающие, воспитательные и развивающие.
Формировать умения сопереживание героям литературных произведений, эмоционально реагировать на их действия и поступки.
Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности.
Развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности, привязанность
Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям: проявлять интерес к действиям и поступкам людей, желание по примеру воспитателя помочь, порадовать окружающих.
Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила: учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия к семье.
Задачи выполняются в течение всего периода реализации данного проекта в различных видах детской деятельности.
Срок реализации проекта со 2 по 13 марта 2015 г., как видим, он средней продолжительности, что указано в паспорте проекта. Здесь также перечислены и остальные характеристики образовательного проекта. А именно: проектная идея: организовать цикл мероприятий, связанных с празднованием в группе международного женского праздника 8 марта.
Мотивационная идея: рассматривание календаря, в котором указан праздник - международный женский день - 8 марта. Разговор с детьми и их родителями о том, как можно отпраздновать этот праздник в группе. Составление плана работы на период реализации проекта.
Гипотеза: с детьми среднего дошкольного возраста можно эффективно решить цели и задачи при создании определенных условиях: изменение предметно-развивающей среды (оформление фотовыставки и выставки детских работ), организации познавательной образовательной деятельности с детьми; использовании развлекательных и досуговых форм работы с детьми и тесном взаимодействии с родителями воспитанников.
В этом, как и в любом другом проекте, выделяются 3 этапа.
1-й - подготовительный (организационный): постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов решения проблемы, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
2-й — основной: организация развивающей среды; планирование и организация образовательной деятельности с дошкольниками в различных формах, с включением в неё родителей;
3-й — обобщающий (заключительный): закрепление и обобщение полученных детьми представлений и умений в форме итогового мероприятия и организации выставок. Обобщение результатов работы и формулировка выводов по результатам проекта.
Как видим, на первом, организационном, формируется проблема, согласовываются цели, задачи и содержание образовательной деятельности со всеми участниками проекта. В этом проекте – это педагоги, дети и их родители. Одной из проблем выделено, что проект позволяет эффективно решить образовательные, организационные и методические задачи. А именно:
Образовательные задачи связаны с получением детьми определенных знаний, представлений, умений и навыков.
Организационные задачи учитывают: построение определенной предметно-пространственной развивающей среды в групповой комнате; построение работы по взаимодействию с семьями воспитанников, определение форм организации образовательной деятельности.
Методические задачи заключаются в составлении конспектов, сценариев, подбора игр, художественной литературы и пр.
Основная образовательная деятельность с детьми должна быть реализована на основном этапе. Это и организация развивающей среды, и планирование и организация образовательной деятельности с дошкольниками, с включением в неё родителей в различных формах.
В период реализации проекта были внесены изменения в предметно-пространственную развивающую среду группы:
оформлен книжный уголок в соответствии с темой образовательной деятельности;
оформлены рукописные книги по теме; альбом «Наши мамы»;
оформлена праздничная стенгазета «Поздравляем наших мам»;
подобраны фотографии для фотовыставки «Наши добрые мамы»;
оформлена выставка детских работ и поделок «Малыши поздравляют маму».
Были запланированы и реализованы ряд образовательных мероприятий детьми в форме: бесед, игр, непосредственно-образовательной деятельности, развлечения, оформления и презентации фотовыставки и выставки детских работ. Эти мероприятия организовывались во многих видах детской деятельности: коммуникативной, двигательной, восприятии художественной литературы, познавательно-исследовательской и др. и реализовывались в образовательных областях, указанных в федеральном образовательном стандарте дошкольного образования.
К примеру:
непосредственно образовательная деятельность: Составление рассказа по картине «Малыши поздравляют маму» (речевое развитие);
непосредственно образовательная деятельность: «Любимая мамочка…» (познавательное развитие);
образовательная область в режимных моментах: игровая ситуация «Вот какая мама!» (социально-коммуникативное развитие);
образовательная область в режимных моментах: заучивание стихотворения о маме (речевое развитие);
аппликация «Открытка для мамы» (художественно - эстетическое развитие);
знакомство детей с хороводными играми к развлечению (физическое развитие);
презентация выставки детских работ социально-коммуникативное развитие);
развлечение «Праздник мам» (художественно - эстетическое развитие) и др.
Для методического кабинета разработан сценарий развлечения «Праздник мам», конспекты непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям: речевое развитие и художественно-эстетическое развитие, сделана подборка игр для проекта.
Таким образом, реализация образовательного проекта способствует развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствует личностному развитию воспитанников, обеспечивает качественные результаты педагогической деятельности
Использованная литература:
Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. и др. Детство: примерная основная образовательная программа дошкольного образования. – СПб.: Детство – Пресс, 2014. – 528 с.
Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в средней группе детского сада. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 272 с.
Давыдова Н.А., Лысова Е.А., Луценко Е.А. и др. Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство». Средняя группа. – Волгоград: Учитель, 2013. – 279 с.
Клячкина А. Календарно-тематическое планирование проекта «8 марта» в средней группе. Электронный ресурс: http://www.maam.ru/detskijsad/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-8-marta-v-srednei-grupe-39238.html
Логинова В. И., Саморукова П. Г. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». М.: Просвещение, 1983.
Пояндаева Ю.А. Конспект занятия, посвящённый празднику 8 Марта средняя группа «Любимая мамочка…» Электронный ресурс: http://ped-kopilka.ru/blogs/pojandaeva-yulija/konspekt-nod-lyubimaja-mamochka.