Семинар для педагогов ДОУ " Организация занятий в ДОУ. Типы занятий"
Семинар для педагогов ДОУ " Организация занятий в ДОУ. Типы занятий"
Семинар для педагогов ДОУ по теме: Организация занятий в ДОУ. Типы занятий.
Цель: систематизировать знания педагогов о структуре занятий, их классификацией и особенностями, повышать профессиональный уровень педагогов, творческую активность
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семинар для педагогов ДОУ " Организация занятий в ДОУ. Типы занятий"»
Семинар для педагогов ДОУ
Тема: Организация занятий в ДОУ. Типы занятий.
Цель: систематизировать знания педагогов о структуре занятий, их классификацией и особенностями, повышать профессиональный уровень педагогов, творческую активность
Ход занятия:
Понятие «Занятие» - Что такое занятие?
Занятие – форма организации обучения в детском саду.
Структура занятия - Занятие включает в себя три этапа: организация детей, основная часть занятия и окончание занятия.
Организация детей:
Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, правильность посадки, собранность внимания)
Создание интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность)
Основная часть занятия:
Организация детского внимания
Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин)
Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом)
Окончание занятия:
Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз)
Переключение детей на другой вид деятельности
^ Классификация занятий
Основание классификации
Название
1. Дидактическая задача
Занятия усвоения новых знаний и умений
Занятия закрепления ранее приобретённых знаний
Занятия творческого применения знаний и умений
Комбинированные занятия (одновременно решаются несколько дидактических задач)
2. Содержание знаний
Однотемные (Классические занятия по разделам обучения)
Комплексные
Интегрированные
3. Форма организации
Традиционные
Нетрадиционные (занятия - соревнования, занятия - театрализованные, занятия – консультации, занятия – сюжетно-ролевые игры, занятия –взаимообучения, занятия – аукционы, занятия – сомнения, занятия – путешествия, занятия – концерты, занятия – игры: следствие ведут знатоки, поле чудес, Что? Где? Когда?, КВН и т.д.)
- Каждый из этих типов занятий будет отличаться структурой основной части.
(Рассматривание и обсуждение таблицы «Сравнительный анализ занятий» пр-ние )
4. Различие комплексного и интегрированного занятия
Комплекс - это целостность, образующаяся из отдельных частей (искусств, видов детской деятельности). Комплексные занятия, как правило, планируются один раз в квартал вместо музыкального или занятия по изобразительной деятельности. Комплексное занятие строится на знакомом детям материале. На таком занятии решаются задачи каждого из видов деятельности.
Например: прежде чем нарисовать праздничную улицу города, дети поют песню о празднике, читают стихи.
Интегрированные занятия предполагают более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и обучения детей. В интеграции один вид деятельности выступает стержневым, другие помогают более широкому и глубокому осмыслению. Интегрированное занятие направлено на изучение нового материала. Занятие планируется по общей теме для нескольких предметов, может проводиться несколькими воспитателями. Интеграция содержания учебного материала происходит вокруг определённой темы.
Например: Занятие «Сказочная птица - лебедь» включало в себя следующие методические приёмы:
Рассказ об образе жизни и характерных особенностях, присущих этим птицам
Беседа: поведение людей по отношению к животному миру
Обсуждение образа лебедя из сказок «Дикие лебеди», «Сказка о царе Салтане», «Гадкий утёнок»
Прослушивание фрагмента из балета Чайковского «Лебединое озеро», Сен-Санса «Лебедь»
Выполнение творческого задания: покажи, как двигается лебедь под музыку.
Рассматривание картин Рылова «В голубом пространстве», Врубеля «Царевна Лебедь»
Рисование летящих лебедей.
В этом занятии объединяются задания по разделам ребёнок и окружающий мир, развитие речи и литературное чтение, музыка, изобразительная деятельность. А цель всех этих заданий: сформировать у детей представление о сказочной птице – лебеди.
5. Практическое задание
Педагоги получают карточки с кратким описанием занятий (Приложение 2). Необходимо определить, к какому типу занятий они относятся, какие виды деятельности объединяют.
Определить, к какому типу относятся проведённые педагогами открытые занятия.
6. Подготовка воспитателя к занятиям
Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов: планирование занятий, подготовка оборудования, подготовка детей к занятию.
Планирование занятий:
Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия
Составить план – конспект, который включает в себя:
-Программное содержание (образовательные задачи) -оборудование -предварительную работу с детьми (если необходимо) -логика НОД и методические приёмы
Планировать необходимо не одно занятие, а систему, постепенно усложняя и закрепляя материал. Методической литературой пользуемся, но не механически переписываем её, а применяем с учётом особенностей детей.
Подготовка оборудования:
Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т.д.
К некоторым занятиям нужно готовиться заранее (например, если необходимо показать проросшее семя растения, его нужно прорастить заранее)
При проведении экскурсии педагог должен заранее сходить на место, выделить объекты для наблюдения, продумать, как будут размещены дети, выбрать самый короткий и безопасный маршрут.
Подготовка детей к занятиям
Создавать интерес к предстоящей работе
Предупреждать детей о начале занятия заранее (минут за 10), чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие
Организовать работу дежурных по подготовке к занятию
7. Подведение итога
Кроссворд «Виды занятий в ДОУ»
Приложение
Вопросы к кроссворду:
Форма организации обучения в детском саду. (Занятия)
Одна из разновидностей занятий по форме организации. (Традиционные)
Занятия, включающие в себя несколько видов деятельности детей, один из которых является ключевым, остальные помогают более широкому и глубокому осмыслению. (Интегрированные)
Занятия – соревнования, занятия – аукционы, занятия – игры, занятия – концерты и т.д. (Нетрадиционные)
Занятия, на которых одновременно решаются несколько дидактических задач (Комбинированные)
Занятия, объединяющие два вида деятельности детей и решающие задачи каждого из видов деятельности. (Комплексные)
Сравнительный анализ занятий
Тип занятия
Вид деятельности
Обучающие задачи
Структура основной части занятий
Усвоения новых знаний
Познавательно – исследовательская деятельность
Двигательная деятельность
Музыкальная деятельность
Изобразительная деятельность
Коммуникативная деятельность
Конструктивная деятельность
Игровая деятельность
Восприятие
художественной
литературы и фольклора
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Формировать…. Знакомить… Давать представление…
Развивать…..
Мотивация
Подача нового материала
Закрепление
Закрепления ранее приобретённых знаний
Обобщать... Систематизировать... Закреплять….
Мотивация. Игры, упражнения, беседы на закрепление и обобщение материала