Проект "Развитие личности ребенка в современных условиях с учетом гендерного воспитания"
Проект "Развитие личности ребенка в современных условиях с учетом гендерного воспитания"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одна из основных задач модернизации современного образования – повышение качества образования. Качество современного дошкольного образования, изменение подходов к организации педагогической деятельности, введение перспектив развития каждого ребенка должны отвечать запросам общественного развития, родителей (законных представителей), педагогов и воспитанников детского сада.
А инновационная деятельность педагогов становится необходимостью, если, конечно, ДОУ стремится работать в режиме развития. Принятие своего пола, осознание себя, как носителя определенного набора половых характеристик – одно из ранних новообразований дошкольника. Образовательная область «Социализация» направлена на реализацию целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений. Но в чем различие между советским полоролевым воспитанием и современным гендерным?
Процесс формирования гендерной принадлежности дошкольника предполагает внедрение в образовательный процесс нашего ДОУ технологии гендерного подхода..
Проблема гендерного воспитания в нашем образовании сегодня актуальна как никогда. Именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей, независимо от места их проживания, формируется гендерная идентичность. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С четырех до семи лет формируется гендерная константность (устойчивость): дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.
Только целенаправленный процесс подготовки, самоподготовки и совместной деятельности с педагогами, с родителями, с детьми и социальными институтами в нашем ДОУ будут способствовать процессу определения детьми дошкольного возраста своей гендерной принадлежности.
Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, т.к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.
Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.
Казалось бы, что гендерное воспитание в семье налажено с рождения. Ведь, как только родители узнают пол своего будущего ребёнка, они начинают готовиться и морально и физически к появлению или мальчика, или девочки. Покупают вещи по цвету, игрушки по полу. Но гендерное воспитание не имеет ничего общего со стереотипами: детские прогулочные коляски у мальчиков голубые, а у девочек розовые.
Разнополое воспитание в детском саду во многом опирается на индивидуальные особенности конкретного ребенка, зависеть от тех примеров поведения женщин и мужчин, с которыми маленький человечек постоянно сталкивается в семье. Многие родители указывают на этот воспитательный момент и считают, что больше ничего делать не нужно. Дети и так скопируют автоматом каждый свою гендерную роль. Проблема состоит в том, что зачастую, современным детям сложно воспитать себя самим. Т.к., например, папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами. Или же образец с папой вообще недоступен вообщем масса негативных нюансов существуют в семьях.
Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания, в результате многочисленных исследованиях ученых О.А. Ворониной, Д.Е. Еремеевой, И.С. Кон, Т.П. Хризман, является четвертый год жизни. Уже на четвёртом году жизни дети, чьё поведение соответствует правильному гендерному воспитанию, чувствуют себя отличающимися от противоположного пола. Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома, в саду, поликлинике и тд. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.
Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей, например, в детском саду, демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота.
Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации, по нашему мнению, является целенаправленное гендерное воспитание уже в дошкольном возрасте. Сложность такой работы заключается в том, что педагоги испытывают недостаточность теоретических знаний об особенностях физиологических функций и психологических процессов мальчиков и девочек. Изучение гендерной психологии не в советское время ни в современном обучении не входило и не входит в программу при подготовки педагогов, поэтому женщины-воспитатели испытывают трудности при взаимодействии с мальчиками.
Модель выстраивания гендерного воспитания в дошкольном возрасте.
Четыре основных направления:
1. Знакомство воспитателей с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;
2. Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в педпроцессе;
3. Построение развивающей среды;
4. Построение модели педпроцесса.
На начальном этапе нашей главной целью было заинтересовать членов педагогического коллектива данной работой и предоставить возможность для творческого отношения к воспитанию мальчиков и девочек. Под моим руководством педагоги подбирали и анализировали материал по данной теме. В методическом кабинете материал систематизировался по разделам:
- теоретический материал для семинаров и консультаций с педагогами;
- консультативный материал для родителей;
- организация предметно- развивающей среды;
- практический материал по организации и проведению занятий с детьми с учетом особенностей пола.
Работа с педагогическими кадрами
№ п/п
направления
Пути реализации
ответственные
1
Знакомство воспитателей с теоретическими знаниями о психолого – социальных различиях мальчиков и девочек. Особенности их воспитания и развития
- Работа творческой группы по гендерному воспитанию
- подбор и анализ материала по гендерному воспитанию
- систематизация по разделам в педкабинете:
Материал для семинаров
Консультационный материал для педагогов
Консультационный материал для родителей
- картотека игр по гендерному воспитанию
- повышение квалификации педагогов ДОУ по гендерному воспитанию
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Развитие личности ребенка в современных условиях с учетом гендерного воспитания"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 «Солнышко» города Чебоксары Чувашской Республики
"Развитие личности ребенка в современных условиях с учетом гендерного воспитания"
Автор: Шиброва Г. С.,
заведующий МБДОУ
«Детский сад №14»
г. Чебоксары
Чебоксары-2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одна из основных задач модернизации современного образования – повышение качества образования. Качество современного дошкольного образования, изменение подходов к организации педагогической деятельности, введение перспектив развития каждого ребенка должны отвечать запросам общественного развития, родителей (законных представителей), педагогов и воспитанников детского сада.
А инновационная деятельность педагогов становится необходимостью, если, конечно, ДОУ стремится работать в режиме развития. Принятие своего пола, осознание себя, как носителя определенного набора половых характеристик – одно из ранних новообразований дошкольника. Образовательная область «Социализация» направлена на реализацию целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений. Но в чем различие между советским полоролевым воспитанием и современным гендерным?
Процесс формирования гендерной принадлежности дошкольника предполагает внедрение в образовательный процесс нашего ДОУ технологии гендерного подхода. .
Проблема гендерного воспитания в нашем образовании сегодня актуальна как никогда. Именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей, независимо от места их проживания, формируется гендерная идентичность. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С четырех до семи лет формируется гендерная константность (устойчивость): дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.
Только целенаправленный процесс подготовки, самоподготовки и совместной деятельности с педагогами, с родителями, с детьми и социальными институтами в нашем ДОУ будут способствовать процессу определения детьми дошкольного возраста своей гендерной принадлежности.
Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, т.к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.
Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.
Казалось бы, что гендерное воспитание в семье налажено с рождения. Ведь, как только родители узнают пол своего будущего ребёнка, они начинают готовиться и морально и физически к появлению или мальчика, или девочки. Покупают вещи по цвету, игрушки по полу. Но гендерное воспитание не имеет ничего общего со стереотипами: детские прогулочные коляски у мальчиков голубые, а у девочек розовые.
Разнополое воспитание в детском саду во многом опирается на индивидуальные особенности конкретного ребенка, зависеть от тех примеров поведения женщин и мужчин, с которыми маленький человечек постоянно сталкивается в семье. Многие родители указывают на этот воспитательный момент и считают, что больше ничего делать не нужно. Дети и так скопируют автоматом каждый свою гендерную роль. Проблема состоит в том, что зачастую, современным детям сложно воспитать себя самим. Т.к., например, папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами. Или же образец с папой вообще недоступен вообщем масса негативных нюансов существуют в семьях.
Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания, в результате многочисленных исследованиях ученых О.А. Ворониной, Д.Е. Еремеевой, И.С. Кон, Т.П. Хризман, является четвертый год жизни. Уже на четвёртом году жизни дети, чьё поведение соответствует правильному гендерному воспитанию, чувствуют себя отличающимися от противоположного пола. Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома, в саду, поликлинике и тд. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.
Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей, например, в детском саду, демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота.
Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации, по нашему мнению, является целенаправленное гендерное воспитание уже в дошкольном возрасте. Сложность такой работы заключается в том, что педагоги испытывают недостаточность теоретических знаний об особенностях физиологических функций и психологических процессов мальчиков и девочек. Изучение гендерной психологии не в советское время ни в современном обучении не входило и не входит в программу при подготовки педагогов, поэтому женщины-воспитатели испытывают трудности при взаимодействии с мальчиками.
Модель выстраивания гендерного воспитания в дошкольном возрасте.
Четыре основных направления:
1. Знакомство воспитателей с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;
2. Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в педпроцессе;
3. Построение развивающей среды;
4. Построение модели педпроцесса.
На начальном этапе нашей главной целью было заинтересовать членов педагогического коллектива данной работой и предоставить возможность для творческого отношения к воспитанию мальчиков и девочек. Под моим руководством педагоги подбирали и анализировали материал по данной теме. В методическом кабинете материал систематизировался по разделам:
- теоретический материал для семинаров и консультаций с педагогами;
- консультативный материал для родителей;
- организация предметно- развивающей среды;
- практический материал по организации и проведению занятий с детьми с учетом особенностей пола.
Работа с педагогическими кадрами
№ п/п
направления
Пути реализации
ответственные
1
Знакомство воспитателей с теоретическими знаниями о психолого – социальных различиях мальчиков и девочек. Особенности их воспитания и развития
- Работа творческой группы по гендерному воспитанию
- подбор и анализ материала по гендерному воспитанию
- систематизация по разделам в педкабинете:
Материал для семинаров
Консультационный материал для педагогов
Консультационный материал для родителей
- картотека игр по гендерному воспитанию
- повышение квалификации педагогов ДОУ по гендерному воспитанию
Заведующий
Педагоги
Заведующий
Заведующий
Старший воспитатель
Педагоги
2
Пропаганда информации среди педагогов ДОУ о гендерном воспитании
- обмен имеющимися знаниями, подборками литературы, вырезками, статьями интернет и т.д.
- «Работа в паре» - открытые показы педагогов с детьми по гендерному воспитанию (игры, совместная деятельность и т.д.)
Педагоги
педагоги
3
Организация предметно – развивающей среды в группах по гендерному воспитанию
- подбор игрушек с учетом полового признака
- организация игрового пространства в старших группах для мальчиков и девочек
- изготовление мнемо-схем способствующих усвоению правил мальчикам – мужских, девочкам – женских правил поведения
Заведующий
педагоги
4
Построение модели педпроцесса
- практический материал в группах по гендерному воспитанию. Организация и проведение совместной деятельности с детьми с учетом особенностей пола
- педагогический совет «Гендерное воспитание в детском саду»
- семинар – практикум в ДОУ «Гендерный подход в воспитании дошкольников», с приглашением центра «Семья», родителей и т.д.
- диагностика на начало и конец учебного года по гендерному воспитанию
- систематизация и анализ выявленных проблем – запросов педагогов
- индивидуальное собеседование с педагогами
- отчетная дискуссия
Педагоги
Заведующий
Старший воспитатель
Педагоги
Заведующий
Педагоги
Заведующий
Педагоги
Заведующий
Темы консультаций для педагогов по гендерному воспитанию
№ пп
Тема
Краткое содержание
1
Теоретические основы реализации гендерного подхода в современном дошкольном образовательном учреждении.
Современный этап модернизации образования сопровождается переосмыслением ценностей, которое выдвигает на первый план проблемы обеспечения новых подходов к эффективности процессов социализации и индивидуализации детей. Требования к формированию личности дошкольника, определенные ФГТ, формирование гендерной принадлежности, гендерного подхода в трудах отечественных психологов (А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, М.И. Лисина, Е.О.Смирнова и т.д), а также западной психологии (Р. Унгер, А.Рич, И.Гофман и т.д.).
2
Социокультурные аспекты в различии мужского и женского понятия «пола» и «гендера».
В последнее время в науке принято четко разграничивать социокультурныеаспекты в различении мужского и женского, связывая их с понятиями пола и гендера. Консультация более полно раскрывает термины. Термин - «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток. Термин «гендер» - указывает на социальный статус и социально- психологические характеристики личности, которые связаны с полом, но возникают во взаимодействии с другими людьми.
3
Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста.
Консультация раскрывает подробную информацию о разном подходе в воспитании мальчиков и девочек. Как утверждает доктор психологических наук Т.А.Репина, анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются некоторые особенности развития мозга. В исследовании Т.П.Хризман показано, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста “разная стратегия мозга”, их эмоции имеют разную генетическую основу. Программа “Детство”,затрагивает различные аспекты социализации дошкольников и раскрывает отдельные стороны нравственно-полового воспитания. Однако, направления, связанные со становлением полового самосознания и половой идентификации, задающие основу взаимоотношений между людьми, дифференцированными по признакам пола, требуют дальнейшей конкретизации.
4
«Пол» или «гендер»? мальчики на право, девочки на лево.
Консультация основана на размышлениях Т.Н.Дороновой по гендерному воспитанию. В статье раскрывается о том, что к двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С четырех до семи лет формируется гендерная константность (устойчивость): дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и роль педагога в работе с детьми по гендерному воспитанию, привить принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.
5
Игры по гендерному воспитанию.
В консультации говорится об играх, которые предлагают считать нормой, могут помешать полноценной самоидентификации будущих девушек и юношей. Впрочем, далеко не все игры для девочек и для мальчиков подчеркивают гендерное различие детей. Многие игры для детей-девочек могут нравиться и мальчикам, и наоборот. Вот несколько игровых жанров, которые обычно нравятся и мальчишкам, и девчонкам, это игры – бродилки, игры приключения. Также раскрываются игры 20 и 21 века и их различие и сходство.
6
Аспекты гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
В консультации говорится о том, что высокая фемминость у женщин и маскулинность у мужчин в современном обществе вовсе не являются гарантией их социального и психического благополучия. Образование как педагогическое явление, нуждается в переосмыслении, корректировке в вопросах гендерного воспитания детей.
7
Гендерная устойчивость.
Формирование гендерной устойчивости и интереса к взаимодействию с противоположным полом возникает у детей 3-5 лет. Консультация включает в себя рекомендации по взаимной работе с родителями, с детьми и родителями. В работе ДОУ целью является совершенствование профессионального мастерства, педагогической компетентности в воспитании, обучении и развитии детей с учётом гендерных особенностей.
8
«В гостях у сказки» - гендерное отношение в сказках.
Дети не только любят играть с игрушками, но смотреть мультфильмы и слушать сказки. Консультация раскрывает гендерное отношение в сказках и условно делятся на три группы:
"мужские", отражают мужские стратегии поведения, где главный герой - мужской персонаж;
"женские", отражают женские стратегии поведения, где главная героиня - персонаж женского пола;
"смешанные": есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. Осознание себя как мужчины или женщины является предтечей гармоничного союза.
Семья для ребенка - это целый мир. Мир, в котором он живет, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Здесь он приобретает первый опыт общения, умения жить среди людей, постигает понятия добра и зла. Уникальность семейного воспитания заключается в особой значимости взрослых в жизни ребенка. Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни малыша происходит становление его личности. Приложение 1.
С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в «Уголках для родителей» оформлялась наглядная информация, на родительских собраниях производился обмен опытом по воспитанию детей, проводилось индивидуальное психологическое консультирование.
Сотрудничество с родителями
№ п/п
направления
Пути реализации
ответственные
1
Пропаганда педагогических знаний по гендерному воспитанию
- консультации для родителей по гендерному воспитанию
- выставка литературы
- изготовление буклетов
Педагоги
родители
2
Привлечение родителей к участию в педагогическом процессе по гендерному воспитанию
- участие в семинаре
- изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм в группе: «Неделя добрых дел в семье»
- оформление альбомов: «Лучшая в мире семья – моя!»
Педагоги
родители
3
Просвещение родителей по гендерному воспитанию
- оформление наглядной информации в «Уголках для родителей»
- работа детско – родительского клуба «Гендероша»
- обмен опытом между родителями по семейному воспитанию
- индивидуальное психологическое консультирование в центрах
- спец выпуск газеты: «Гендерные вести», посвященный вопросам полового воспитания детей дошкольного возраста
- родительские собрания с участием самих родителей, имеющих разные профессии и детей
медсестра
4
Культурно – досуговая часть
- мероприятия:
День матери
Интегрированные занятия с бычком Буней
день влюбленных
рыцарский турнир
бенефис девочек
конкурс семейных талантов «Минутка Славы
Муз. рук.
Педагоги
Педагоги
Педагоги
педагоги
педагоги
Семинар-практикум для педагогов "Гендерный подход в воспитании и обучении дошкольников", в котором примут участие руководители и психологи дошкольных учреждений, родители воспитанников, учителя начальной школы, врач с сообщением на тему: «Гигиена мальчиков и девочек». А также запланирована работа с социальными институтами.
Социальное партнерство
№пп
направления
Пути реализации
ответственные
2
Привлечение библиотеки
- совместные проекты ДОУ по гендерному воспитанию
Библиотекарь
Педагоги
3
Привлечение культурно-выставочного центра «Радуга»
- мужчины и женщины в известных репродукциях картин
Работники выставки
педагоги
4
Привлечение детской городской больницы
- сообщение врачей о гигиены мальчиков и девочек
- психологические различия между мальчиков и девочек
- работа лаборатории по определению уровня женских и мужских гормонов
Медицинские работники
Модель педагогического процесса выстроена таким образом, что в группе используется дифференцированный подход к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности. При организации и проведении занятий педагогами учитываются психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам даются типовые и шаблонные задания, мальчикам- ориентированные на поисковую деятельность, с девочками подробно проговаривают инструкции по выполнению заданий, а мальчикам сообщают лишь принцип их выполнения, при анализе занятий оцениваются их знания, а не поведение. Цели занятий формулируются с учетом половой принадлежности детей (на физкультурных занятиях планируется разная дозировка упражнений и разные основные виды движений; на музыкальных занятиях репертуар, музыкальные инструменты и танцевальные номера подбираются с учетом пола детей; на занятиях по математике используется разный раздаточный материал: девочки составляют задачи о куклах, мальчики – о машинках и т.д.)
Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания. Мы считаем, что накопленная народом педагогическая мудрость, которая содержится в сказках, играх, пословицах, традициях и обрядах способствует овладению ребенком ценностями и способами полоролевого поведения. С этой целью дети знакомились с играми народов, заучиваются пословицы и поговорки о женских и мужских качествах, семье, труде; проводятся беседы на темы: «Обязанности детей в крестьянской семье», «Семейные традиции и обычаи народов», "Как трудились и отдыхали в старину", "Как росли мои родители?" и др.
Реализация специфических интересов мальчиков и девочек связана с организацией предметно-развивающей среды. В старших возрастных группах для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство, игрушки для детей подобраны с учетом полового признака, в игровых уголках помещены схемы-действия мальчиков и девочек, способствующие усвоению правил мужского и женского поведения.
В течение учебного года работают кружки на занятиях в котором выполнение заданий распределяется таким образом, что девочки выполняют работу, связанную с усидчивостью, терпеливостью, а мальчики - с умением конструировать, моделировать, с развитием творческих способностей. В группах дети с большим удовольствием работают в «Уголке маленького мастера» и в "Уголке маленькой мастерицы". Вместе с воспитателями дети изготавливали подарки-сувениры воспитанникам младших групп (мальчики - мальчикам, девочки - мальчикам). В работе с детьми широко используется игра. Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра - основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо руководить содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье. Приложение 2.
Гендерный подход находит свое отражение в нашем детском саду и при воспитании культурно-гигиенических навыков. В старших группах на дверях туалетной комнаты имеются таблички с условными знаками, которые позволяют определить, кому в данный момент можно войти: мальчикам или девочкам.
Наша работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла первые положительные результаты. Повысился уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий потенциал. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола, расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам. Наработанный опыт педагогического коллектива будет углубляться, и совершенствоваться в дальнейшем.
Список используемой литературы:
Добрович Л.Б. Беседы о половом воспитании. М.,2008
Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. М.,2009
Ивашина Ф.Н. Половое воспитание детей. Ижевск,1990
Ледовских Н.К. педагогические условия полоролевого развития старшем дошкольном возрасте. М., 1997