Роль родного языка в развитии и воспитании ученика
Роль родного языка в развитии и воспитании ученика
Язык является основным народным наставником, средством самопознания. Язык отражает культуру народа. Если утрачивается язык, утрачивается культура. Язык является неотъемлемым свойством народа, в нем происходит отражение векового опыта его духовной жизни
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль родного языка в развитии и воспитании ученика»
Роль родного языка в развитии и воспитании личности ученика
«Отнимите у народа все — и он все
может вернуть, но отнимите язык,
и он никогда более уже не
создаст его» .
Язык является основным народным наставником, средством самопознания. Язык отражает культуру народа. Если утрачивается язык, утрачивается культура. Язык является неотъемлемым свойством народа, в нем происходит отражение векового опыта его духовной жизни.
Все народности из поколения в поколение передают свое мировосприятие, восприятие окружающего мира, ценностные установки при помощи языка. Язык служит не только средством общения и передачи мсылей и чувств. Это также и средство отражения образовательного, духовного и культурного развития.
Еще в раннем детстве ребенок получает опыт общения, поэтому первыми учителями являются родственники.
Наши бабушки рассказывали нам поучительные сказки, пели песни, обладающие, помимо познавательного, потенциалом. Сейчас они оказались полностью вытесненными из жизни ребенка, хотя им отводилась большая роль в привитии любви к родному языку, культуре, обычаям.
В сложившейся ситуации существенная роль в привитии любви к родному языка отводится педагогу.
Главная задача обучения родному языку сводится к тому, чтобы выработать у школьников речевые навыки в разных формах речевой активности.
Согласно К. Д. Ушинскому, на первых этапах обучения школьников родному языку преследуются 3 основные цели:
1) развитие риторики, то есть способности грамотно излагать мысли. Здесь большую роль играет наглядность обучения. Необходимо использовать
определенные образы, которые может воспринять школьник (природные явления, живопись).
2) привитие школьнику умения выражать свои мысли наилучшим образом. Образцы правильного выражения своих мыслей представлены художественными произведениями, как фольклорными, так и авторскими. Ушинский поставил строгие требования к подбору произведений для школьников. Они должны отличаться положительными идеями, быть высокохудожественными, доступными по содержанию.
3) закрепление грамматики на практике, которое должно предшествовать ее научному изучению. Этому способствует комплекс разных упражнений. К примеру, школьнику предлагают придумать предложение с определенным словом, подобрать слова в соответствующей форме и т.д. при этом необходима одновременная реализация всех указанных целей.
Преподавателю нужно выстраивать занятия так, чтобы школьники могли осознанно овладевать богатствами родного языка.
Детям необходимо знать родной язык, этого требует природа и сама жизнь.
Основное богатство любого народа, сформированное столетиями, один из видов духовного наследия состоит в национальном языке.
Невозможно говорить о национальном воспитании, если ребенок не изучает историю родного народа. Без знания истории не может быть речи о развитии у ребенка патриотических чувств. В основе воспитания должны лежать общечеловеческие ценности, существующие в социуме в течение многовековой истории. В качестве примеров можно приводить выдающихся деятелей истории, которые внесли огромный вклад в развитие республики, поддержание мира, культурное развитие народа.
Вряд ли можно передать богатый колорит нартского эпоса в переводе с осетинского языка, настолько богат и своеобразен язык оригинала. Возьмем, к примеру, фразы:
-Даредзанты таурæгътæ;
-Нарты равзæрд;
-Сатанайы фæлгонц;
-Уырызмæджы балц;
-Сослан æмæ Батразы фæлгонцтæ.
Так же невозможно передать чувства, пронизывающие поэзию Коста Хетагурова, не на осетинском языке.
Мæ хæлар, мæ уарзон, æнæзонгæ уарзон!
Цы номæй дæм бадзурон, уый ма мын зæгъ?..
Мæ зæрдыл дæ дарын цы ныфсæй фæразон,
Мæ райгуырæн бæстæ, мæ фыдæлты зæхх?
Мæ райгуырæн бæстæ! Дæ айнæг къæдзæхæй,
Дæ фидар, фæлтæрд риуæй хъусын хъæрзын...
Мæ хæлар, мæ уарзон! Дæлзæххæй, уæлзæххæй,
Кæмдæриддæр дæ, – тагъд мæ хъæрмæ фæзын!..
Хъæр мæрдтæм дæр хъуысы, – куы бамбæхсай барæй,
Уæд усы кæрдæны мыггагмæ фæхæт!..
Мæ мæгуыр Ирыстон! Æрцæуæг æлдарæй,
Тыхгæнæг хæддзуйæ дæ ма уæд, ма, мæт?
Тыхгæнæг хæддзумæ кæд искуы фæндонæй,
Æууæнккагæй радтай, рæстæнхъæл, дæ бар?..
Мæ хæлар, мæ уарзон! Ныммæл мын фæсмонæй,
Ды искуы хæддзуйæ куы скæнай æлдар!..
Главная цель, стоящая перед преподавателем родного языка, состоит в привитии школьникам уважения и любви к нему. Необходимо знать и любить родной язык.
На наш взгляд, чтобы речь ребенка сформировалась правильно, необходимо приобщать его к аудитории. Участвуя в художественной самодеятельности, в разных научно-практических конференциях, конкурсах чтецов, ребенок привыкает к говорению, правильному произношению, осознанному изложению мыслей. Постановка сценок, проведение ролевых
игр положительно влияет на развитие речи ребенка - обогащается словарный запас. Они учатся свободно, без комплексов говорить, изъясняться, выражать свои мысли на родном языке.
Родной язык для ребенка - это тот ключ, который откроет ему сокровища знаний, когда он будет изучать основы наук в школе. Через родной язык мы приобщаем детей к родной культуре и литературе:
- материальной культуре (так как ребенок знакомится с окружающими предметами быта, техники и их названиями);
-к духовной культуре: художественной литературе, фольклору, искусству.
Чем раньше начинают учить ребенка родному языку, тем свободнее он будет им пользоваться в дальнейшем. Роль воспитателя - создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи.
Родной язык является неисчерпаемо богатым. Связь между историей народа и развитием его языка неоспорима. Через родной язык связываются отжившие, живущие и будущие поколения народа. Усваивая родной язык, каждое новое поколение усваивает мысли, чувства, историю тысяч предшествующих поколений. Изучая родной язык, ребенок учит не условные звуки, а впитывает духовную жизнь народа. Родное слово объясняет ребенку окружающую его природу, знакомит с деятельностью и характером людей, с обществом и его историей, дает представления и понятия о нравственности и эстетике. Язык – величайший народный наставник.
Язык в то же время является средством и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, который формирует ученика как личность. Поэтому большую роль в сохранении родного языка приобщении детей к культурному наследию, духовным ценностям народа, населяющих Осетию, играют уроки родного языка, на которых изучаются традиции, обычаи, обряды народа.
Следует помнить, что без знания родного языка, без уважительного отношения к духовным ценностям, созданным в течении тысячелетий,
невозможно формировать личность гражданина многонационального государства. А будущий гражданин – наш сегодняшний ученик.
1 Абрашитова Ф. Г. Роль родного языка в будущей жизни ученика. - М.:
Россмен, 2003
2 Безрукова О. А. Слова родного языка. - М.: Эксмо, 2005
3 Опрятнова, Ю. Г. Родной язык как средство формирования национального самосознания в общественно-педагогических дискуссиях в России начала XX в. / Ю. Г. Опрятнова // Вестник Орловского государственного университета. - 2010 - № 6 - С. 392-394.
4 Трубникова О. К. О роли родного и государственного языков в развитии