Модернизация казахстанского образования направлена на формирование базовых компетентностей современного человека. Таким образом, акцент относительно результатов образования смещен с накопления базовых знаний, умений, навыков на формирование ключевых (базовых) компетентностей.
Что же такое компетентность? Компетентность - это универсальные способы деятельности, позволяющие ученику в новых для него ситуациях использовать имеющиеся знания, умения, навыки.
Одной из ключевых компетентностей, формируемых в школьный период, является коммуникативная компетентность.
Понятие «коммуникативная компетентность» изначально использовалось в сфере обучения иностранным языкам (И. Л. Бим, Е. Н. Гром, В. В. Сафонова и др.). Понимание коммуникативной компетентности в сфере обучения иностранным языкам ограничивается совокупностью специфических для него знаний, умений, навыков. Были выделены следующие компоненты коммуникативной компетентности, формируемые в процессе изучения иностранного языка в школе, это – знания, умения и опыт, ценностно-смысловое отношение, эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.
В современном общепедагогическом значении коммуникативная компетентность представлена как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению. Таким образом, центральное место в данном понимании имеет процесс общения, в котором формируется коммуникативная компетентность его участников.
Коммуникативная компетентность школьников – это способность к полноценному речевому общению во всех сферах ученической жизнедеятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения, проявляющаяся в письменной коммуникации, устных: диалоге и монологе.
Компетентностный подход требует особых методов и приемов подачи материала.
Под методами обучения понимают последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащегося, направленное на достижение определённой цели посредством проработки учебного материала. Активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. К числу активных методов обучения можно отнести следующие: самостоятельная работа с текстами, изучение их содержания, выделение в них главного, ответы на вопросы по содержанию текста, дискуссия; разыгрывание ролей; анализ конкретных ситуаций; игровое проектирование; деловые игры и др. Активное обучение – это, по существу, обучение деятельности. Обычно активные методы применяются в комплексе с традиционными. В группу активных методов входит также самостоятельная работа учащихся с учебно-научной информацией. Проблемная ситуация создается постановкой перед детьми учебно-познавательной задачи, требующей для решения мобилизации знаний. Игровая ситуация способствует вовлечению детей в условную, увлекательно-развлекательную деятельность, обладающую большим внушающим воздействием. Учебная дискуссия представляет собой организуемый учителем обмен мнениями. Дискуссия создает обстановку свободного воспроизведения детьми имеющихся знаний и обеспечивает вовлечение всех учащихся в процесс обсуждения. Взаимообучение – специфический метод обучения, заключающийся в обмене основной или дополнительной информацией, взаимопроверке прочности усвоения знаний. Среди часто используемых хотелось бы отметить такие формы и методы работы, как «Интеллектуальная разминка», «Мозговая атака», «Круглые столы» и пр. Подобного рода занятия формируют творческий, исследовательский стиль деятельности учащихся, представляют широкие горизонты для индивидуальной работы, активизируют общение, передачу опыта.
Целью обучения иностранному языку в рамках базового курса является овладение учащимися основами иноязычного общения, в процессе которого происходит воспитание, развитие и образование личности школьника. Овладение основами иноязычного общения предполагает достижение школьниками минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции. Овладение коммуникативной компетенцией предполагает овладение иноязычным общением в единстве всех его функций: информационной, регулятивной, эмоционально-оценочной и этикетной. В ходе реализации этих функций решаются определенные коммуникативные задачи и формируются основные коммуникативные умения. Функции общения, решаемые в ходе их реализации коммуникативные задачи и формируемые коммуникативные умения:
1. Информационная (познавательная, когнитивная) функция
запросить информацию
сообщить информацию
объяснить информацию
воспринять и понять воспринятую информацию
2. Регулятивная (побудительная) функция
побудить к чему-либо
попросить о чем-либо
предложить что-либо
посоветовать
договориться о чем-либо
воспринять побуждение и отреагировать на него
3. Эмоционально-оценочная ( ценностно-ориентационная )функция
выразить мнение, оценку
выразить чувства, эмоции
доказывать, убеждать
ощутить удовольствие/неудовольствие и другие чувства от воспринятой информации
4. Этикетная функция
обратиться, начать разговор
выразить интерес к собеседнику, внимательно слушать и слышать
поддержать разговор, закончить его
поздравить с праздником
поблагодарить
выразить сочувствие/соболезнование
Для того, чтобы реализовать указанные функции общения средствами иностранного языка, необходимо овладеть этими средствами, уметь употреблять их в основных видах речевой деятельности, знать определенные страноведческие реалии, особенности речевого и неречевого поведения в социокультурном контексте страны изучаемого языка, уметь овладеть всеми этими знаниями, навыками и умениями, а также умениями выходить из положения при нехватке иноязычных языковых средств.
Взаимосвязанное формирование всех составляющих коммуникативной компетенции обеспечивает:
1. Развитие коммуникативных умений (наряду с развитием языковых знаний и навыков), а именно:
- умение читать и понимать (полностью и/или в основном) содержание несложных аутентичных текстов разных жанров и видов;
- умение устно осуществлять диалогическое общение в стандартных ситуациях в рамках учебно-трудовой, бытовой, культурной сфер общения;
- умения делать краткие устные монологические сообщения о себе, своем окружении, передавать содержание прочитанного с непосредственной опорой на текст;
- умения письменно оформить и передать элементарную информацию, в частности, написать письмо.
2. Развитие обще-учебных и специальных учебных умений (умения учиться – работать с книгой, учебником, справочной литературой, использовать перевод).
3. Развитие компенсаторных умений (умение при дефиците языковых средств выходить из трудного положения за счет, например, перифраза, использования синонима).
4. Воспитание школьников, осуществляемое через развитие личностных отношений к постигаемой культуре и процессу овладения этой культурой, что предполагает формирование у них:
системы моральных ценностей;
оценочно-эмоционального отношения к миру;
положительного отношения к иностранному языку, к культуре народа, говорящего на этом языке, взаимопонимания, толерантности;
понимания важности изучения иностранного языка и потребности пользоваться им как средством общения в условиях вхождения нашей страны в мировое сообщество.
5. Развитие учащихся, осуществляемое в процессе освоения ими опыта творческой, поисковой деятельности, осознания явлений как своей, так и иной действительности, их общности и различия, что предполагает формирование у школьников:
механизма языковой догадки и умения переноса знаний и навыков в новую ситуацию на основе осуществления широкого спектра проблемно-поисковой деятельности;
языковых, интеллектуальных и познавательных способностей;
ценностных ориентаций, чувств и эмоций;
способности и готовности вступать в иноязычное общение, потребности в дальнейшем самообразовании в иностранном языке.
6. Образование средствами иностранного языка, которое предполагает:
понимание особенностей своего мышления;
сопоставление изучаемого языка с родным, осознание особенностей каждого языка;
знание о культуре, страницах истории, реалиях и традициях страны изучаемого языка;
представление о достижениях национальных культур (собственной и иной) в развитии общечеловеческой культуры, о роли родного языка и культуры в зеркале культуры другого народа, включение школьников в диалог культур.
Таким образом, коммуникативная компетенция с методической точки зрения представляет собой многофакторное, интегративное целое, которое можно рассматривать на разных уровнях.
Первый уровень – уровень начинающего. Для него характерно развитие исходных умений в основных видах иноязычной речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме) на основе начальных языковых и страноведческих знаний и навыков. На первом этапе обучения (в V классе) желательно достичь данного уровня и заложить основы для достижения следующего уровня.
Второй уровень – уровень элементарной коммуникативной компетенции. Он предполагает развитие способности и готовности устно объясниться с носителем языка в ограниченном числе стандартных ситуаций общения, добиваясь в целом взаимопонимания, а также извлечь информацию из облегченного устного и письменного текста, написать письмо. На втором этапе (VI – VII классы) возможно достижение этого уровня, однако сформулированные речевые умения нуждаются в закреплении и развитии (VIII – IX классы).
Третий уровень – уровень продвинутой коммуникативной компетенции. Он позволяет практически использовать иностранный язык в относительно естественных условиях общения без значительных ограничений (имеющих место на предыдущем этапе), например, читать несложные аутентичные тексты, уметь объясниться с носителем языка в нестандартных ситуациях общения.
В рамках базового курса ученик идет от начальной коммуникативной компетенции в говорении, чтении, аудировании, письме к элементарной коммуникативной и, желательно, к продвинутой коммуникативной компетенции. Но поскольку способности и возможности школьников и условия обучения разные, то не всем удается достичь продвинутой коммуникативной компетенции во всех видах речевой деятельности. Труднее всего этого добиться применительно к устной речи (аудированию, говорению) и письму, т.к. объем продуктивного словаря и объем продуктивной речевой практики в существующих условиях обучения недостаточен.